Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ БИРКИНО — ГРЭС — ВОСЛЕБОВО







Железнодорожная линия Биркино — ГРЭС (город Новомичуринск) — Вослебово находится в Рязанской области.

По состоянию на 2014 год, участок Биркино — ГРЭС, протяжённостью 14 километров — полностью разобран.

Участок Вослебово — ГРЭС, протяжённостью 33 километра — активно действует. Он обслуживает Рязанскую ГРЭС (местонахождение — город Новомичуринск). Рязанская ГРЭС — последняя в Центральном регионе России крупная электростанция, работающая на угле.

Станция ГРЭС — главная станция линии. Находится в городе Новомичуринске. Помимо неё, есть две промежуточные станции — Прудки и Вердерево.

Линия фактически является ведомственным тупиковым путём от Вослебово до Рязанской ГРЭС. Является удивительным объектом железнодорожного транспорта, не имеющим аналогов.

Линия Вослебово — ГРЭС — это свой, особый мир. Можно сказать: в Центральном регионе России (Центральном Федеральном округе) есть Московская железная дорога, Октябрьская, Горьковская и Юго-Восточная — всем известные филиалы «РЖД». И есть «Рязгрэсовская» железная дорога.

33 километра — это немало. В России почти не осталось ведомственных железных дорог подобной или большей протяжённости. В Центральном ФО (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области) — не осталось ни одной, кроме линии Текстильный — Комсомольск, протяжённость которой одинаковая. Вологодская область с Монзенской железной дорогой в ЦФО не входит.

Однако линия Текстильный — Комсомольск является традиционной ведомственной линией со слабым движением и медленной скоростью. А здесь — полноценная железнодорожная магистраль.

Самое главное — эта железная дорога, в отличие от остальных «полудохлых» ведомственных железных дорог, является высокоразвитой и активно живёт. Станция ГРЭС — огромна, абсолютно нетипична для ведомственных линий.

Рязанская ГРЭС начала строиться в 1968 году, введена в эксплуатацию в 1973 году.

Вместе с крупной электростанцией был построен город Новомичуринск. Он назван в честь учёного—селекционера И.В. Мичурина, родившегося в соседней деревне. Приставка «Ново» связана с тем, что название «Мичуринск» ещё в 1932 году было присвоено городу Козлов Тамбовской области. В нём Мичурин жил с 1872 года, и там он похоронен.

Железная дорога на Новомичуринск строилась одновременно с Рязанской ГРЭС. Электростанция изначально должна была стать одной из крупнейших в Советском Союзе, поток поездов с углём должен был быть большим.

Рязанскую ГРЭС было решено связать с двумя магистральными линиями общего пользования: Рязань — Ряжск, станция Биркино, и Ряжск — Узловая, станция Вослебово. Это позволяло снизить нагрузку на железнодорожную сеть, сократить пробег.

В те годы работал в полную силу Подмосковный угольный бассейн. Предполагалось, что через Вослебово будет завозиться в основном местный уголь, из Тульской области.

По неподтверждённым данным, уже в 1968 году началось движение по временной схеме от станции Биркино до строящейся электростанции. Линия на Вослебово открылась позднее.

В конце 1980—х годов началась электрификация линии Биркино — ГРЭС (город Новомичуринск). Контактная сеть была построена всюду на линии от Биркино до ГРЭС, и на самой станции ГРЭС. Но движение на электрической тяге открыть не успели.

На линии приблизительно до начала 1990—х годов было пассажирское движение. Курсировал тепловоз с «классным» вагоном от станции ГРЭС до Биркино.

Ориентировочно в 1995 году мост через реку Проня между станциями Биркино и ГРЭС признали аварийным. По слухам, мост был построен из трофейных конструкций, вывезенных из Германии.

Обследовавшая мост комиссия запретила движение по нему. Средств на реконструкцию моста не было.

Мост решили не ремонтировать, и полностью отказаться от использования линии Биркино — ГРЭС. Уже к 1999 году пути на ней были полностью сняты. На продаже металлолома кто—то нажился.

Рязанская ГРЭС осталась с одним выходом на железнодорожную сеть — через Вослебово. Причём нетипично большой длины — у электростанций такого длинного подъездного пути нет больше нигде!

В 1990—х годах Рязанская ГРЭС почти полностью перешла с подмосковного на сибирский уголь. Но не перешла на газ — в отличие от абсолютного большинства крупных электростанций, особенно в Европейской части России.

На сходных Костромской (Волгореченск) или Конаковской ГРЭС твёрдое топливо — это далёкая история. Подъездной путь гигантской Конаковской ГРЭС — это пара километров ржавых рельсов. Здесь же — было и остаётся огромное железнодорожное хозяйство.

Рязанская ГРЭС каждый день «поглощает» не одну сотню вагонов с углём. Ничего подобного нет нигде больше на тысячи километров вокруг. Ближайшие аналоги — например, Рефтинская ГРЭС — находятся на Урале.

Уголь для Рязанской ГРЭС везут из Кузбасса, а также из ещё более отдалённого Канско—Ачинского угольного бассейна. Составы почти километровой длины из Кузбасса преодолевают свыше трёх тысяч километров, двигаясь через Тогучин — Инскую (Новосибирский узел) — Омск — Петропавловск — Курган — Челябинск — Самару — Сызрань — Пензу.

Из Красноярского края (КАУБ): Заозёрная — Красноярск — Ачинск — Мариинск — Сокур — Инская, далее так же. Длина маршрута свыше четырёх тысяч километров. Также из Экибастуза (Казахстан), через Астану — Кокчетав — Пресногорьковскую — Курган.

До Пензы — двухпутные электрифицированные участки. После Пензы — архаичный однопутный участок Сызрано—Вяземской железной дороги, с массой старинных казарм и станционных зданий, духом XIX века.

Заход на электрифицированную станцию Ряжск I, так как путепровод над меридиональным ходом в Ряжске по необъяснимой причине разрушен. Движение по Сызрано—Вяземской железной дороге без захода на меридиональные скоростные пути Рязано—Уральской линии в Ряжске невозможно.

После Ряжска грузовые составы проходят ещё около тридцати километров по Сызрано—Вяземской железной дороге и останавливаются на маленькой, затерянной в полях станции Вослебово. Загадочное для большинства населения слово «Вослебово» можно встретить на множестве полувагонов по всей России.

По станции Вослебово составы стоят недолго: её вместимость небольшая, а объём движения значительный. Происходит смена направления движения, состав берёт «рязгрэсовский» тепловоз. Последние 33 километра угольный состав проходит по «Рязгрэсовской» железной дороге, среди малонаселённых полей и перелесков юга Рязанской области.

В минимальном количестве Рязанская ГРЭС потребляет и уголь последнего уцелевшего угледобывающего предприятия Подмосковного угольного бассейна — разреза у станции Миллионная.

Объём движения настолько велик, что на 33—километровой линии действуют две полноценные промежуточные станции с персоналом, зданиями и всеми положенными обустройствами.

Наконец, станция ГРЭС, манёвры. Затем электротолкатель (электровоз с дистанционным управлением) подаёт вагоны в вагоноопрокидыватель.

Каждый вагон по отдельности заходит в поворотный барабан. Разгрузка таким способом происходит быстрее, нежели через люки.

Уголь высыпается в приёмный бункер и отправляется по транспортёрам в топки. Опорожнённые вагоны сцепляются в состав и отправляются в многодневный обратный путь через Поволжье, Урал и Казахстан. Им предстоит преодолеть почти половину Евразийского континента.





Поездка автора (2014 год)

Выезд 11 августа 2014 года. Вечерний электропоезд—экспресс Москва—Казанская — Рязань I. Соседнее кресло осталось незанятым, поэтому поездка весьма комфортна.

Прибытие на станцию Рязань I в сумерках. Иду по линии к шпалопропиточному заводу. Купаюсь в темноте в Борковском карьере. Ночёвка в замаскированном месте рядом с линией.

Утром — быстрым шагом на станцию Рязань II. Электропоездом Рязань II — Ряжск до Биркино.

Станция Биркино, когда—то крупный узел, ныне закрыта — путевое развитие ликвидировано.

Сначала — по путям главного хода до путепровода, который пока ещё сохранился. По обеим сторонам от путепровода разобранная линия заросла деревьями.

Согласно схеме путевого развития, когда—то поезда могли следовать на станцию ГРЭС как со стороны Ряжска, так и со стороны Рязани, не меняя по Биркино направление движения.

Идти по разобранной линии трудно из—за растительности. Местами приходится «штурмовать» заросли.

Огромная труба Рязанской ГРЭС местами видна уже здесь. Но близость обманчива, пробираться к ней придётся много часов.

Сворачиваю в село Юраково. Несколько километров двигаюсь по асфальтированной сельской дороге.

Здесь остановилась встречная машина, из которой спросили, где деревня Хомут. Я ответил, что не знаю, здесь только Ляпуновка, Юраково и Красное — они подписаны на карте масштаба 1:200 000. Машина развернулась и уехала.

Только намного позже, рассматривая карту масштаба 1:100 000, я узнал, что Хомут находится там же, где Ляпуновка и Юраково.

От бывшего переезда — снова по разобранной линии. Здесь по ней накатана грунтовая дорога. Приближается мост через реку Проню.

Мост металлический фермовый, довольно большой. Въезд автотранспорта на него невозможен.

Вступаю на мост, забираюсь на вершину. И обнаруживаю, что преодолеть мост невозможно и пешком! Западный пролёт разрушен. Высота такая, что спрыгнуть нельзя.

Реку пришлось преодолевать вброд, держа рюкзак над головой. Дело очень рискованное. Если недооценить глубину, или если течение собьёт с ног — последствия будут катастрофические, гибель всего электронного оборудования.

«Форсирование» реки завершилось. На западном берегу — машины с номерами Владимирской области, палатка, газовые резаки и спящие люди. Ясное дело, это «металлоломщики», которые громят мост.

Потом кто—то из «погромщиков» проснулся и просил у меня телефон для срочного звонка. Не даю — для меня тут «инорегион», разорительно.

Вот наконец и действующие пути! Изнурительный поход на жаре занял больше четырёх часов, причём под конец едва «волочу ноги».

Вначале купаюсь в Пронском водохранилище. Немного осматриваю город Новомичуринск. Он приятный и цивилизованный, как и другие подобные города энергетиков — Волгореченск при Костромской ГРЭС или Удомля при Калининской АЭС.

На станции ГРЭС выясняю, когда будет ближайший грузовой поезд на Вослебово. Движение здесь интенсивное. Не верится, что ведомственная линия. Но это так!

По громкой связи делаются оповещения для вагонников. Причём говорят «будьте осторожны, со стороны Биркино по ... пути проследует тепловоз». Хотя линия на Биркино — это четырнадцать километров километров грунтовки и зарослей.

Есть вокзал — теперь служебное здание, есть пассажирская платформа. Между Биркино и ГРЭС никаких следов пассажирских платформ или путевого развития я не нашёл. Впрочем, разобранная линия была пройдена не полностью.

Приближается время отправления поезда. Разрешили ехать, спасибо! Оставляю в подарок книгу «Живые Рельсы».

Машинист и помощник — молодые, интеллигентные, приятные в общении. Всегда бы так!

Обсуждаем с машинистом войну на Украине. Его предки — с Украины, поэтому происходящее воспринимается особенно тяжко.

Учился по железнодорожным специальностям в Рязани, потом работал в депо Рыбное Московской железной дороги. На электровозе, основное плечо работы: Рыбное — Бекасово. На сети общего пользования, по его мнению, изнурительно тяжёлые условия труда. «РЖД» — это «Редко живёшь дома».

В целом по России характерно, что на ведомственных железных дорогах оплата труда ниже, чем на «РЖД», во много раз, и на неё трудно прожить. Например, машинист тепловоза ТЭМ2 из Фосфоритного (Московская область) в 2014 году получал совершенно издевательские 14 тысяч рублей в месяц.

Здесь зарплата 30 000 рублей в месяц — для провинциальной России неплохо, не сильно ниже, чем на «РЖД». На День железнодорожника выдают премию, а в жадном «якунинском» ОАО «РЖД» не давали.

Рабочая смена — 12—часовая, с 18 до 6 часов. За это время обычно совершаются четыре поездки в каждом направлении, то есть дважды до Вослебово и обратно. Потом 48 часов на отдых.

Железная дорога долгое время была одним из подразделений Рязанской ГРЭС. Сейчас это ООО «Транс-Сервис». Не так давно прежний начальник железной дороги был убит. Новый начальник — далёкий от железнодорожной отрасли человек.

Тепловозы 2ТЭ116 арендованы у «РЖД». На сети общего пользования, кроме станции Вослебово, они не были много лет. Магистральных тепловозов 2ТЭ116 — всего два. Этого мало для столь интенсивных перевозок, и они почти всё время в работе. Для прохождения положенного техобслуживания сюда выезжают представители депо Рязань.

Максимальная установленная скорость долгое время составляла 40 км/час. Немного, но следует поберечь путь: поезда тяжёлые и длиной почти в километр. В составе обычно 55 вагонов.

Недавно на 16—17—18 километрах установленную скорость решили повысить до 50 км/час.

На окраине Новомичуринска машинист показывает место недавнего ЧП: другая локомотивная бригада у переезда сбила старую глухую бабку.

Думается, самая страшная сторона работы машиниста — тот факт, что рано или поздно почти гарантирован наезд на человека, если только это не медленная ведомственная линия или узкоколейная железная дорога. Попавший под поезд всегда виноват сам, исключений быть не может. Но машинисту пережить это тяжело. Помощник машиниста часто в таких случаях обязан доставать труп из—под колёс.

Проследуем без остановки действующие станции (трёхпутные разъезды) Прудки и Вердерево. Автоматические стрелки, как и на станции ГРЭС, станционные здания. Поезд встречает дежурная по станции. Есть пассажирские платформы, причём такой длины, что могли бы принять поезд дальнего следования!

Не перестаю удивляться этой линией. Единственный в своём роде объект! По длине — не Монзенская железная дорога, конечно. Но на Монзенской железной дороге сейчас упадок. А это — полноценная активно живущая магистраль, только «альтернативная». Она вне досягаемости грязной «якунинщины»!

Вот и станция Вослебово на Сызрано—Вяземской линии общего пользования. Раньше отсюда пути расходились в четырёх направлениях: на Ряжск и Узловую (главный ход), на ГРЭС, и на юг — к многочисленным шахтёрским посёлкам между Скопином и Милославским.

Я надеялся обследовать линию от Вослебово на юг. Её история насчитывает больше ста лет. Но реальность оказалась ужасающей: линию полностью разобрали.

Разобранная линия — тоже предмет исследования. Но для этого я приеду сюда в другой раз. Пока что — лучше в Скопин, потом утренним дизель—поездом в Ряжск, а оттуда в «старый» Мичуринск (Козлов) и в Бенкендорф—Сосновку.

Иду пешком по главному ходу в город Скопин. Это родина одиозного мэра города Железнодорожный Е. Жиркова. Лучше бы он здесь остался...

Ночёвка в Скопине, в замаскированном месте. Утром — на вокзал. Дизель—поезд РА2 сообщением Узловая — Ряжск до Ряжска.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    



    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПУТЕПРОВОД У СТАНЦИИ БИРКИНО, РАЗОБРАННЫЙ УЧАСТОК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (РАЗОБРАННЫЙ УЧАСТОК, МОСТ ЧЕРЕЗ ПРОНЮ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (МОСТ ЧЕРЕЗ ПРОНЮ, РАЗОБРАННЫЙ УЧАСТОК, НАЧАЛО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ГРЭС)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ГРЭС, ЭЛЕКТРОТОЛКАТЕЛЬ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ВАГОНООПРОКИДЫВАТЕЛЬ, СТАНЦИЯ ГРЭС)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (СТАНЦИЯ ГРЭС, УЧАСТОК ГРЭС — ВОСЛЕБОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (УЧАСТОК ГРЭС — ВОСЛЕБОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (УЧАСТОК ГРЭС — ВОСЛЕБОВО, СТАНЦИЯ ПРУДКИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (УЧАСТОК ГРЭС — ВОСЛЕБОВО, СТАНЦИЯ ПРУДКИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (УЧАСТОК ГРЭС — ВОСЛЕБОВО, СТАНЦИЯ ВЕРДЕРЕВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (УЧАСТОК ГРЭС — ВОСЛЕБОВО, СТАНЦИЯ ВЕРДЕРЕВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (УЧАСТОК ГРЭС — ВОСЛЕБОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (УЧАСТОК ГРЭС — ВОСЛЕБОВО, СТАНЦИЯ ВОСЛЕБОВО)    












16.03.2015 © С. Болашенко


назад

на главную страницу