ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ БИРКИНО — ГРЭС — ВОСЛЕБОВО







Железнодорожная линия Биркино — ГРЭС (город Новомичуринск) — Вослебово находится в Рязанской области.

По состоянию на 2014 год, участок Биркино — ГРЭС, протяжённостью 14 километров — полностью разобран.

Участок Вослебово — ГРЭС, протяжённостью 33 километра — активно действует. Он обслуживает Рязанскую ГРЭС (местонахождение — город Новомичуринск). Рязанская ГРЭС — последняя в Центральном регионе России крупная электростанция, работающая на угле.

Станция ГРЭС — главная станция линии. Находится в городе Новомичуринске. Помимо неё, есть две промежуточные станции — Прудки и Вердерево.

Линия фактически является ведомственным тупиковым путём от Вослебово до Рязанской ГРЭС. Является удивительным объектом железнодорожного транспорта, не имеющим аналогов.

Линия Вослебово — ГРЭС — это свой, особый мир. Можно сказать: в Центральном регионе России (Центральном Федеральном округе) есть Московская железная дорога, Октябрьская, Горьковская и Юго-Восточная — всем известные филиалы «РЖД». И есть «Рязгрэсовская» железная дорога.

33 километра — это немало. В России почти не осталось ведомственных железных дорог подобной или большей протяжённости. В Центральном ФО (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области) — не осталось ни одной, кроме линии Текстильный — Комсомольск, протяжённость которой одинаковая. Вологодская область с Монзенской железной дорогой в ЦФО не входит.

Однако линия Текстильный — Комсомольск является традиционной ведомственной линией со слабым движением и медленной скоростью. А здесь — полноценная железнодорожная магистраль.

Самое главное — эта железная дорога, в отличие от остальных «полудохлых» ведомственных железных дорог, является высокоразвитой и активно живёт. Станция ГРЭС — огромна, абсолютно нетипична для ведомственных линий.

Рязанская ГРЭС начала строиться в 1968 году, введена в эксплуатацию в 1973 году.

Вместе с крупной электростанцией был построен город Новомичуринск. Он назван в честь учёного—селекционера И.В. Мичурина, родившегося в соседней деревне. Приставка «Ново» связана с тем, что название «Мичуринск» ещё в 1932 году было присвоено городу Козлов Тамбовской области. В нём Мичурин жил с 1872 года, и там он похоронен.

Железная дорога на Новомичуринск строилась одновременно с Рязанской ГРЭС. Электростанция изначально должна была стать одной из крупнейших в Советском Союзе, поток поездов с углём должен был быть большим.

Рязанскую ГРЭС было решено связать с двумя магистральными линиями общего пользования: Рязань — Ряжск, станция Биркино, и Ряжск — Узловая, станция Вослебово. Это позволяло снизить нагрузку на железнодорожную сеть, сократить пробег.

В те годы работал в полную силу Подмосковный угольный бассейн. Предполагалось, что через Вослебово будет завозиться в основном местный уголь, из Тульской области.

По неподтверждённым данным, уже в 1968 году началось движение по временной схеме от станции Биркино до строящейся электростанции. Линия на Вослебово открылась позднее.

В конце 1980—х годов началась электрификация линии Биркино — ГРЭС (город Новомичуринск). Контактная сеть была построена всюду на линии от Биркино до ГРЭС, и на самой станции ГРЭС. Но движение на электрической тяге открыть не успели.

На линии приблизительно до начала 1990—х годов было пассажирское движение. Курсировал тепловоз с «классным» вагоном от станции ГРЭС до Биркино.

Ориентировочно в 1995 году мост через реку Проня между станциями Биркино и ГРЭС признали аварийным. По слухам, мост был построен из трофейных конструкций, вывезенных из Германии.

Обследовавшая мост комиссия запретила движение по нему. Средств на реконструкцию моста не было.

Мост решили не ремонтировать, и полностью отказаться от использования линии Биркино — ГРЭС. Уже к 1999 году пути на ней были полностью сняты. На продаже металлолома кто—то нажился.

Рязанская ГРЭС осталась с одним выходом на железнодорожную сеть — через Вослебово. Причём нетипично большой длины — у электростанций такого длинного подъездного пути нет больше нигде!

В 1990—х годах Рязанская ГРЭС почти полностью перешла с подмосковного на сибирский уголь. Но не перешла на газ — в отличие от абсолютного большинства крупных электростанций, особенно в Европейской части России.

На сходных Костромской (Волгореченск) или Конаковской ГРЭС твёрдое топливо — это далёкая история. Подъездной путь гигантской Конаковской ГРЭС — это пара километров ржавых рельсов. Здесь же — было и остаётся огромное железнодорожное хозяйство.

Рязанская ГРЭС каждый день «поглощает» не одну сотню вагонов с углём. Ничего подобного нет нигде больше на тысячи километров вокруг. Ближайшие аналоги — например, Рефтинская ГРЭС — находятся на Урале.

Уголь для Рязанской ГРЭС везут из Кузбасса, а также из ещё более отдалённого Канско—Ачинского угольного бассейна. Составы почти километровой длины из Кузбасса преодолевают свыше трёх тысяч километров, двигаясь через Тогучин — Инскую (Новосибирский узел) — Омск — Петропавловск — Курган — Челябинск — Самару — Сызрань — Пензу.

Из Красноярского края (КАУБ): Заозёрная — Красноярск — Ачинск — Мариинск — Сокур — Инская, далее так же. Длина маршрута свыше четырёх тысяч километров. Также из Экибастуза (Казахстан), через Астану — Кокчетав — Пресногорьковскую — Курган.

До Пензы — двухпутные электрифицированные участки. После Пензы — архаичный однопутный участок Сызрано—Вяземской железной дороги, с массой старинных казарм и станционных зданий, духом XIX века.

Заход на электрифицированную станцию Ряжск I, так как путепровод над меридиональным ходом в Ряжске по необъяснимой причине разрушен. Движение по Сызрано—Вяземской железной дороге без захода на меридиональные скоростные пути Рязано—Уральской линии в Ряжске невозможно.

После Ряжска грузовые составы проходят ещё около тридцати километров по Сызрано—Вяземской железной дороге и останавливаются на маленькой, затерянной в полях станции Вослебово. Загадочное для большинства населения слово «Вослебово» можно встретить на множестве полувагонов по всей России.

По станции Вослебово составы стоят недолго: её вместимость небольшая, а объём движения значительный. Происходит смена направления движения, состав берёт «рязгрэсовский» тепловоз. Последние 33 километра угольный состав проходит по «Рязгрэсовской» железной дороге, среди малонаселённых полей и перелесков юга Рязанской области.

В минимальном количестве Рязанская ГРЭС потребляет и уголь последнего уцелевшего угледобывающего предприятия Подмосковного угольного бассейна — разреза у станции Миллионная.

Объём движения настолько велик, что на 33—километровой линии действуют две полноценные промежуточные станции с персоналом, зданиями и всеми положенными обустройствами.

Наконец, станция ГРЭС, манёвры. Затем электротолкатель (электровоз с дистанционным управлением) подаёт вагоны в вагоноопрокидыватель.

Каждый вагон по отдельности заходит в поворотный барабан. Разгрузка таким способом происходит быстрее, нежели через люки.

Уголь высыпается в приёмный бункер и отправляется по транспортёрам в топки. Опорожнённые вагоны сцепляются в состав и отправляются в многодневный обратный путь через Поволжье, Урал и Казахстан. Им предстоит преодолеть почти половину Евразийского континента.













ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    



    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПУТЕПРОВОД У СТАНЦИИ БИРКИНО, РАЗОБРАННЫЙ УЧАСТОК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (РАЗОБРАННЫЙ УЧАСТОК, МОСТ ЧЕРЕЗ ПРОНЮ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (МОСТ ЧЕРЕЗ ПРОНЮ, РАЗОБРАННЫЙ УЧАСТОК, НАЧАЛО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ГРЭС)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ГРЭС, ЭЛЕКТРОТОЛКАТЕЛЬ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ВАГОНООПРОКИДЫВАТЕЛЬ, СТАНЦИЯ ГРЭС)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (СТАНЦИЯ ГРЭС, УЧАСТОК ГРЭС — ВОСЛЕБОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (УЧАСТОК ГРЭС — ВОСЛЕБОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (УЧАСТОК ГРЭС — ВОСЛЕБОВО, СТАНЦИЯ ПРУДКИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (УЧАСТОК ГРЭС — ВОСЛЕБОВО, СТАНЦИЯ ПРУДКИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (УЧАСТОК ГРЭС — ВОСЛЕБОВО, СТАНЦИЯ ВЕРДЕРЕВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (УЧАСТОК ГРЭС — ВОСЛЕБОВО, СТАНЦИЯ ВЕРДЕРЕВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (УЧАСТОК ГРЭС — ВОСЛЕБОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (УЧАСТОК ГРЭС — ВОСЛЕБОВО, СТАНЦИЯ ВОСЛЕБОВО)    












16.03.2015 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика