Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ПОРОНАЙСК — ТИХМЕНЕВО









Эта узкоколейная железная дорога пролегала по территории Поронайского района Сахалинской области. Основным грузоотправителем дороги являлась шахта «Тихмéневская», расположенная в посёлке Тихмéнево. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 18 километров. Главная станция находилась в Тихменево.

История узкоколейной железной дороги началась во времена японской оккупации Южного Сахалина. Вблизи посёлка Найкава (ныне Тихменево) была построена угольная шахта. Для вывоза добытого угля была построена узкоколейная железная дорога, связывающая шахту с нынешним посёлком Гастелло (японское название — Найро). В Найро уголь вначале доставлялся в рейдовый морской порт, затем, после появления магистральной железной дороги – перегружался в вагоны колеи 1067 мм.

В 1940-х годах было принято решение о строительстве линии узкоколейной железной дороги от Тихменево (Найкава) до Поронайска (в то время Сикука), с целью доставки угля на строившийся в Поронайске цементный завод и на целлюлозно-бумажный завод. К моменту захвата Южного Сахалина советскими войсками (август 1945 года) этот участок не был введён в эксплуатацию. Он был достроен уже при советской администрации. Участок Тихменево — Гастелло, признанный ненужным, через некоторое время был разобран.

Посёлок Тихменево получил своё нынешнее название в 1946 году. Оно напоминает о существовании на дореволюционном Сахалине Тихменевского военного поста (одного из первых русских поселений острова), который, в свою очередь, был назван в честь начальника штаба войск Приморской области Михаила Павловича Тихменева. М. П. Тихменев принадлежал к дворянскому роду Тихменевых, с которым неразрывно связана история другого посёлка Тихменево — находящегося в Рыбинском районе Ярославской области, и являвшегося начальным пунктом узкоколейной железной дороги Рыбинского торфопредприятия.

В 1980-х годах узкоколейная железная дорога относилась к Шахтёрскому погрузочно-транспортному управлению треста «Сахалинуголь». Одним из основных потребителей угля в Поронайске был целлюлозно-бумажный завод. Узкоколейная железная дорога имела одноуровневое пересечение с линией Сахалинской железной дороги колеи 1067 мм, принадлежавшей МПС. На протяжении нескольких километров она пролегала параллельно линии Сахалинской узкоколейной железной дороги.

http://foto.mail.ru/mail/mazun61/_myphoto/2267.html,
http://content.foto.mail.ru/mail/mazun61/_myphoto/s-2267.jpg — фотография узкоколейной железной дороги, 1979 год, автор — Николай Мазунин


Ориентировочный период ликвидации узкоколейной железной дороги — середина 1990-х годов. Основной причиной являлось закрытие шахты. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. Целлюлозно-бумажный завод в Поронайске (когда-то являвшийся потребителем тихменевского угля) также был закрыт и разрушен.

Фотографии заброшенного целлюлозно-бумажного завода в Поронайске, сделанные японским туристом
автоперевод

По информации от А. Максимова, в апреле 2004 года в посёлке Тихменево оставался разграбленный пассажирский вагон ПВ40, несколько грузовых вагонов (находились вблизи бывшего депо), как минимум два разграбленных тепловоза (ТУ4 и ТУ7). Скорее всего, весь этот подвижной состав вскоре был порезан.

По состоянию на июнь 2006 года (поездка автора в посёлок Тихменево), в окрестностях бывшей шахты можно было найти небольшие фрагменты пути протяжённостью по несколько метров, редкие фрагменты подвижного состава. Депо было превращено в автомобильный гараж.

Уголь по-прежнему добывается открытым способом, вблизи посёлка Тихменево имеется угольный разрез. На автодороге, ведущей к разрезу, в качестве помещения дежурного на КПП используется кабина тепловоза ТУ7-1736.









Кабина тепловоза ТУ7-1736 в посёлке Тихменево.
01.06.2006








Кабина тепловоза ТУ7-1736 — сохранившийся номер.
01.06.2006








Уцелевший фрагмент рельсового пути на окраине посёлка Тихменево.
01.06.2006








Окраина посёлка Тихменево. Фрагмент вагона и трасса разобранной узкоколейной железной дороги.
01.06.2006















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












30.03.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Сахалинской области»

на главную страницу