Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).












УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА СПИЧЕЧНОЙ ФАБРИКИ «ПОБЕДА» (СЕЛО ВЕРХНИЙ ЛОМОВ)








Спичечная фабрика «Победа» находится в селе (до 1920-х годов — городе) Верхний Ломóв, расположенном в Нижнеломовском районе Пензенской области. Она является главным предприятием Верхнего Ломова. В ведении спичечной фабрики находится узкоколейная железная дорога, предназначенная для технологических грузовых перевозок между лесобиржей и основной территорией фабрики.

Спичечная фабрика основана в 1858 году. По информации от Евгения Авдонина, наиболее вероятная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1942 год. Её появление было связано с тем, что в Верхний Ломов было эвакуировано оборудование спичечной фабрики «Везувий» из оккупированного немцами города Могилёва. Объём производства увеличился на фоне острой нехватки угля в стране.

В связи с дефицитом топлива возникла необходимость связать фабрику с месторождением топливного торфа, находящимся в 4 километрах от Верхнего Ломова, у хутора Заречный.

На протяжении примерно 30 лет основной функцией узкоколейной железной дороги была перевозка торфа. В конце 1950-х годов главная линия была продлена примерно на 3 километра — до более дальнего торфомассива, расположенного у села Старая Толковка. Последнее продление было в 1960-е годы — до торфомассива у села Новая Толковка. С момента ввода в действие линии на Новую Толковку протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 14 километров.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1990 году.




Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1982 году.



Помимо перевозки торфа, на узкоколейной железной дороге выполнялись перевозки леса и других грузов между лесобиржей, расположенной у станции Верхний Ломов широкой колеи, и территорией фабрики. Подъездных путей широкой колеи непосредственно на территории фабрики никогда не было.

Первым работавшим на узкоколейной железной дороге локомотивом был танк-паровоз Фл. Паровоз позднее был установлен в качестве памятника в районном центре — Нижнем Ломове. Позднее поступил газогенераторный мотовоз МУЗг-4, мотовозы МД54-4.

В конце 1974 года добыча торфа вблизи Новой Толковки была прекращена. На участке от лесобиржи в Верхнем Ломове до Новой Толковки узкоколейная железная дорога в последующие годы была разобрана. Одна на участке между лесобиржей и фабрикой узкоколейная железная дорога сохранилась и развивалась.

Вплоть до 1985 года спичечная фабрика использовала в качестве топлива торфобрикеты. Их привозили в Верхний Ломов по широкой колее, перегружали на лесобирже в вагоны узкой колеи ТСВ6А, в которых торфобрикеты поступали на территорию фабрики. В 1985 году основным топливом стал газ, с этого времени вагоны ТСВ6А не использовались.

В 1990 году на узкоколейную железную дорогу поступил тепловоз производства Камбарского машиностроительного завода ТУ8-0397, в 1991 году — ещё один тепловоз ТУ8. До их поступления работали тепловозы ТУ7, которые в 1990-х годах были списаны.

По состоянию на август 2006 года, узкоколейная железная дорога действовала. На ней имелись два исправных тепловоза: ТУ8-0397, неустановленный ТУ8. Перевозился в основном лес от лесобиржи до фабрики. Иногда перевозился также парафин в цистернах — от места перегруза с широкой колеи (на территории лесобиржи) до цеха фабрики. Протяжённость действующего участка узкоколейной железной дороги составляла менее двух километров.




Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1982 году (увеличенный фрагмент, показан сохранившийся
участок, по состоянию на 2006 год).



Узкоколейная железная дорога более длинная, чем в соседнем Нижнем Ломове. Но работает менее активно.

Сказать что-либо определённое о перспективах узкоколейной железной дороги в 2006 году было трудно. Очевидно, угрозой для неё является не только возможная остановка спичечной фабрики, но и строительство ветки широкой колеи непосредственно на территорию фабрики, в случае чего необходимость существования узкоколейной железной дороги исчезнет.



http://gdclub-penza.narod.ru/v_lomov.htm — материал, посвящённый истории узкоколейной железной дороги, автор — Евгений Авдонин

http://maps.yandex.ru/-/CBeINKYn — местность на спутниковых снимках






ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    












27.09.2006 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Пензенской области»

на главную страницу