Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







АБХАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ







Абхазская железная дорога начинается на мосту через реку Псоу, в 8 километрах от станции Адлер, в 1992-2004 годах являвшейся конечным пунктом следования всех «дальних» поездов на Черноморской железнодорожной линии (летом их бывает более двух десятков в сутки).

В кассовом помещении, расположенном справа от здания адлерского вокзала, с декабря 2002 года можно было видеть неприметное объявление, на котором было приведено расписание движения электропоезда Адлер — Сухум (с сентября 2004 года его маршрут был продлён до Сочи).

Электропоезд был приписан к депо Туапсе Северо-Кавказской железной дороги (филиала АО «РЖД»). Формально организатором его движения на Сухум являлась негосударственная коммерческая структура — ООО «Сочинская Транспортная компания». «Частного арендатора» нашли исключительно по политическим соображениям. Электропоезд не приносил прибыли, что вполне объяснимо, если принимать во внимание низкий проездной тариф и достаточно небольшой пассажиропоток. Зато грузинским властям, которые требуют блокады Абхазии, было очень удобно объяснить, что «российское государство электричку туда не пускало».

От Адлера до границы с Абхазией электропоезд мог бы доехать за несколько минут, однако путешествие растягивается на полтора часа. На этом участке пассажиров ждёт нелёгкое испытание — по станции Весёлое производится погранично-таможенный досмотр. Вначале всем пассажирам в обязательном порядке приходилось выходить из поезда, и следовать с вещами в зону контроля. С сентября 2004 года все процедуры производятся в вагонах.

Для граждан РФ возникновение проблем с выездом в Абхазию маловероятно. Среди обстоятельств, которые могут его усложнить — регистрация в Чеченской республике, наличие фамилии, звучащей «по-грузински». Несмотря на то, что в Абхазии проживает немало этнических грузин, российские пограничники обычно не выпускают в Абхазию россиян с грузинскими фамилиями, под предлогом того, что «вам там опасно».

Для граждан других государств СНГ прохождение через КПП в Весёлом может быть более сложным процессом. Придётся демонстрировать вещи, объяснять цель поездки. Разрешение на выезд им тоже даётся почти всегда.

Обладателя паспорта какой-либо иной страны мира в Весёлом, скорее всего, «развернут». Общепринятый принцип въезда в страну по визе, выдаваемой её дипломатическим представительством, в случае Абхазии не действует. Абхазская виза хотя и существует, но обычно выдаётся только внутри Абхазии. Выезд возможен при условии предварительного согласования с органами пограничной службы.

От станции Весёлое до моста через реку Псоу — около двух километров. При подходе электропоезда к мосту пограничники открывают заграждающие ворота. Как только мост останется позади, последует первая остановка на абхазской земле — платформа Псоу.

У платформы электропоезд вначале стоит с закрытыми дверями. Здесь по нему проходят представители абхазских погранично-таможенных служб. Но эта процедура является скорее символической. Документы могут вообще не спрашивать.

Остановочный пункт Псоу весьма интересен. Здесь имеется высокая платформа с торговыми точками, что само по себе необычно для Абхазии. Но самое неожиданное обстоятельство — платформа сооружена уже после «Отечественной войны 1992 — 1993 годов», в годы абхазской независимости!

Всякий пассажир, садящийся в электропоезд Адлер (Сочи) — Сухум на территории Абхазии, почти всегда интересует сотрудников абхазской милиции, сопровождающих состав — у него проверяют документы. Это вполне естественно для всего неспокойного кавказского региона, и не стоит этому удивляться. Затем к пассажиру подойдёт разъездной кассир. «Обилечивает» всегда только он: в кассах адлерского вокзала билеты на этот электропоезд не продают, а в Абхазии билетные кассы работают только на поезда дальнего следования (до сентября 2004 года ни одной кассы вообще не было).

Стоимость проезда здесь была на удивление низкой. По состоянию на сентябрь 2004 года, поездка от Сочи до Сухума (расстояние 146 километров) обойдётся в 45 рублей, что почти вдвое ниже среднего для России тарифа. Не менее удивителен и принцип оплаты проезда. В 2003 году, когда проезд от Адлера до Сухума стоил 30 рублей, после посадки в Адлере сначала требовалось приобрести билет до Весёлого (15 рублей за 8 километров), и лишь затем, за такую же сумму — билет от Весёлого до любой абхазской станции (будь то Псоу или конечный пункт).

При поездке в пределах Абхазии брали те же 15 рублей при любом расстоянии поездки — и за 5 километров, и за 100. Льготы на проезд практически отсутствуют. Бесплатно могут ехать только сотрудники силовых структур при исполнении своих служебных обязанностей.

По состоянию на начало 2004 года, на Абхазской железной дороге курсировали также два собственных состава. Это электропоезда, однако их можно назвать так лишь условно — они не могут передвигаться «своим ходом». К «холодной» электричке прицепляют электровоз ВЛ8. Автоматические двери в этих составах не работают, во многих окнах отсутствуют стёкла. Тем не менее, стоимость проезда в них такая же, как и во вполне цивилизованном электропоезде Сочи — Сухум.

Железная дорога в Абхазии — не самый популярный вид транспорта. Электропоездами пользуются в основном наименее богатые слои населения, особенно в тех случаях, когда нужно везти какой-либо крупногабаритный груз. Те, кто может позволить себе платить за проезд бoльшую сумму, пользуются автобусами. Это значительно дороже (в 2003 году проезд в автобусе от Псоу до Сухума стоил 40 рублей, в маршрутном такси — около ста). Но автотранспорт проходит расстояние в 100 километров максимум за 2 часа (электропоезд — минимум за 3). На протяжении всего курортного сезона, в электропоездах можно встретить множество приезжих — отдыхающих, желающих исследовать удалённые уголки побережья, и просто прикоснуться к местной экзотике.

Следующая, после Псоу, остановка внутриабхазского электропоезда — платформа Гячрыпш (в современных атласах железных дорог до сих пор значится как Леселидзе). В 1950-х годах здесь было построено здание вокзала и высокая платформа. Сейчас тут привычная для Абхазии картину: никаких признаков жизни, пустая коробка вокзала, и на ней новая, но уже потускневшая табличка с названием станции — на русском и абхазском языках.

Цандрыпш — ближайшая к границе станция. Здесь есть несколько путей со следами слабого движения. По нечётным дням, когда курсирует дневной «электропоезд» сообщением Сухум — Псоу, электровоз ВЛ8 здесь переставляется в хвост состава, и толкает его до Псоу.

В Цандрыпше сохранилось вокзальное здание, в котором работает дежурный по станции. Табличка с названием станции здесь продублирована по-английски: «Цандрыпш Tsandrypsh».

Дальше будут встречаться приморские участки, где железнодорожный путь проложен на узкой искусcтвенной «полке» между морем и скалами, многочисленные тоннели в горах, и «зелёный тоннель» на равнине. Это места, где железная дорога «утонула» в густой растительности, которая нависает над ней со всех сторон. Удивительно, как при этом функционирует контактная сеть...

Архитектурные шедевры 1950-х годов в стиле «сталинский ампир» с «южным», курортным оттенком и поныне радуют глаз пассажира на каждой крупной станции. Глядя издали на эти прекрасные вокзальные здания, порой сразу и не заметишь, что они заброшены, а внутри гуляет ветер. Станционные пути, как правило, есть, но не используются.

В 2003 году на каждой станции можно было видеть заброшенные вагоны — как грузовые, так и пассажирские, ржавеющие уже больше 10 лет. Светофоры на станциях тогда были погашены, поезда отправлялись по письменным разрешениям на занятие перегона. На некоторых станциях порой можно было видеть удивительную картину: ожидается скрещение поездов, и электровоз сворачивает с пути... прямо на зелёную траву, плавно двигаясь по ней. В глубине этой травы были «запрятаны» настоящие стальные рельсы.

При ремонте участка Псоу — Сухум, произведённом летом 2004 года, многое было приведено в порядок. Но выполненный объём работ был значительно меньше необходимого — разрухи по-прежнему предостаточно.

Заметить какие-либо признаки охраны железной дороги в том же 2003 году было малореально. Зато прямо по магистральному пути гуляли куры и гуси, а иногда на нём даже паслись коровы. Тоннели тоже не охранялись — о постах военизированной охраны напоминали лишь остовы старых будок. Зайти в тоннель мог любой желающий.

Огромный и очень красивый вокзал в столице Абхазии, городе Сухум (Сухуми) до 2004 года находился в заброшенном состоянии, но на нём были установлены новые таблички «СУХУМ» и «АКУА» («Акуа» — название города на абхазском языке). В 2004 году вокзал был возвращён к жизни, хотя его капитальный ремонт собирались начать лишь в перспективе.

Здесь пассажирское движение заканчивается — далее, до Очамчиры, оно было прекращено летом 2002 года. Вопреки многочисленным обещаниям, электропоезд на Очамчиру после 2002 года так и не пошёл.


из сообщения агенства «Апсныпресс»

28.02.2003.

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ МАРТА ВОЗОБНОВИТСЯ ДВИЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА «ОЧАМЧИРА — ПСОУ».

28 февраля. После завершения работ по восстановлению контактной линии на железной дороге, предположительно в первой половине марта, возобновится движение электропоезда «Очамчира — Псоу». Об этом сообщила «Апсныпресс» начальник управления Абхазской железной дороги Рита Лолуа.

Железнодорожное сообщение было прервано восемь месяцев назад из-за аварии на Очамчирской подстанции. Затем произошло еще одно ЧП: было похищено несколько километров дорогостоящего контактного провода. Специалисты госкомпании «Черноморэнерго» восстановили тяговую подстанцию.

Правоохранительным органам Очамчирского района удалось установить преступников, совершивших хищение контактного провода. Они привлечены к уголовной ответственности.




Планы восстановления пассажирского движения не осуществились. Назначенный вместо Р. Лолуа новый руководитель Абхазской железной дороги Леонид Куруа сообщил о том, что пуск электропоезда на Очамчиру невозможен из-за плохого состояния пути. На этом участке появляются лишь редкие грузовые составы.

Линия Очамчира — Ткуарчал (Ткварчели) используется только для грузового движения. На ней имеются регулярные перевозки угля, добываемого в карьере вблизи Ткуарчала (ранее уголь добывался шахтным способом, но все шахты закрыты). Участок от Очамчиры до границы с Грузией почти везде разобран. Более того, на некоторых его перегонах даже срыта насыпь.



…Нередко высказывается мнение о том, что самостоятельное путешествие по Абхазии сопряжено с серьёзным риском. Но это не так. Нынешняя Абхазия вполне безопасна для жизни и путешествий. Её нельзя назвать самым спокойной точкой планеты. Но, к примеру, в соседнем Сочи всевозможного криминала не меньше.

В Абхазии есть два проблемных района: верхняя часть Кодорского ущелья, и территория, прилегающая к границе с Грузией (в окрестностях города Гали). Район верховьев реки Кодори до августа 2008 года являлся абхазским только на бумаге. Население этой территории составли сваны — народ, который «формально» считается этнической группой грузин. Однако сванский язык, никогда не признававшийся на официальном уровне, значительно отличается от грузинского.

Верховья реки Кодори независимая Абхазия долгое время не могла взять под свой контроль. Местные жители создали собственное мини-государство, тяготевшее к Грузии, но напрямую ей не подчинявшееся. Попасть оттуда в Грузию можно было только по горным тропам. Как нередко писали в газетах, всякий путешественник, «забредший» к мятежным горцам, обязательно будет захвачен ими в заложники или в рабство. Вполне очевидно, что это не так, но лучше всё же без особой необходимости не проверять достоверность этого утверждения.

С 2006 года до августа 2008 года район верховьев реки Кодори подчинялся Грузии и де-факто являлся частью Грузии. В августе 2008 года он был захвачен российскими и абхазскими войсками. Почти все сваны бежали в Грузию. Район занят военными и едва ли может быть рекомендован для посещения.

Гальский район, населённый почти исключительно мингрелами (этническая группа грузин), контролируется абхазскими властями. Но обстановка там, как правило, достаточно напряжённая. Нередко происходят перестрелки — по сути дела, район является «горячей точкой». В Гальский район опасаются приезжать даже жители остальной Абхазии. Весьма реальной представляется опасность ограбления представителями местных силовых структур или длительного задержания.

Переход через абхазо-грузинскую границу в Гальском районе обычно бывает возможен (если нет очередного обострения конфликта). Однако доступен только тем, кто проживает на приграничных территориях. Местные жители пересекают границу почти свободно. Но приезжий турист гарантированно столкнётся с крупными неприятностями. Как минимум, это будет длительное задержание с «проверкой на шпионство» на абхазской стороне.

Грузинская сторона туриста в Грузию не пропустит и гарантированно «развернёт» даже при наличии действующей грузинской визы. Скорее всего, продержав перед этим немало дней в тюрьме приграничного города Зугдиди. В Грузию следует ехать не через Абхазию, а другим путём — через Северную Осетию, либо на теплоходе от Сочи до Поти.





10.2003 © С. Болашенко

«Абхазская железная дорога»