Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ АКБАШ — АГРЫЗ







Железнодорожная линия Акбаш — Агрыз пролегает по территории республики Татарстан, незначительная часть — по территории Удмуртской республики. Протяжённость железнодорожной линии составляет 299 километров. Железнодорожная линия является магистральной, пропускает значительное количество грузовых поездов.

Железнодорожная линия на всём протяжении однопутная, нигде не электрифицирована. Главной на линии является станция Круглое Поле, расположенная в окрестностях города Набережные Челны.

Впервые планы строительства железнодорожной линии от города Бугульма до села Набережные Челны появились в 1910-х годах. Реализовать их удалось лишь спустя 40 лет.


Цитата из публикации, размещённой на сайте города Заинска (http://zainsk.ucoz.ru/index/0-2):

Первая попытка проложить здесь железную дорогу связана с именем Стахеевых — известных хлеботорговцев Прикамья. В 1914 году товарищество «И. Стахеев и К°», Камско-Вятское торговое товарищество и некоторые другие фирмы обратились к правительству России с ходатайством о строительстве железной дороги от Бугульмы к богатому хлебному селу Челны, что на р. Каме, где в течение сезона закупалось до 8 млн. пудов хлеба (пуд=16 кг).

Однако, опасаясь монополии Стахеевых на хлебную торговлю, от представителей местных деловых и официальных кругов в адрес правительства был организован поток писем с протестом против этих планов. На этот раз ходатайство Стахеевых было отклонено. В 1917 году положение изменилось. Московско-Казанская железная дорога была присоединена к концерну Путилова — Стахеева — Батолина. Стахеевым можно было приступить к реализации своих планов. Но тyт грянул октябрь 1917 года.

Вторая попытка приступить к строительству дороги намечалась незадолго до Великой Отечественной войны. Но тут уж было не до нее. В послевоенное время строительство этой ветки связано не с хлебом, а с бурным развитием нефтегазовой промышленности на юго-востоке Татарии. Строить дорогу начали в 1951 году. Генеральный подрядчик — «Уфимтрансстрой». Отсыпку земляного полотна на территории Заинского района осуществляли две механизированные колонны, которые базировались в Заинске и Светлом Озере. Укладку путей производили строительно-монтажные поезда №№ 189 и 243 «Уфимтрансстроя».

В 1952 году дорогу довели до ст. Письмянка. К 1955 году путеукладчики уложили рельсы до реки Зая, что у ст. Токмака. Строительство моста задерживалось. В 1956 году началась временная эксплуатация дороги. Первое здание железнодорожного вокзала начали строить со стороны Старого Заинска, но потом спохватились, что такая планировка ограничит дальнейшее расширение станции, т. е. увеличение дополнительных ж. д. путей. И только в 1960 году СМУ-9 «Куйбышевгидростроя» начало возводить здание вокзала на том месте, где оно сейчас находится.

Первым начальником станции Заинск был Шкорбатов. Основная же доля тяжести (строительство, освоение новых систем управления, организация труда и прочее) легла на начальника станции Легоньких А. И., проработавшего здесь 20 лет (1958—1978 гг.). В постоянную эксплуатацию дорога Бугульма—Круглое Поле сдана в 1960 году.

По мере эксплуатации, совершенствовалась и система управления железной дорогой: от жезловой — в 1957 году до автоматической блокировки — в 1972 году. С 1975 года внедрена диспетчерская централизация. В настоящее время на станции имеется 11 путей, в том числе три предназначены для поездов идущих на Камские Поляны — атомную электростанцию.

По дороге Бугульма — Круглое Поле было перевезено миллионы тонн грузов для нефтяников Закамья, строителей Заинской ГРЭС, для нефтехимиков Нижнекамска, а затем Камского автомобильного завода в Набережных Челнах и других новостроек Нижнекамского территориально-промышленного комплекса. После строительства плотины и перекрытия реки Камы в 1978 году, по которой прошли автомагистраль и железнодорожная линия, осуществилось соединение дорог Бугульма — Набережные Челны и Агрыз — река Кама.

В настоящее время по дороге Бугульма — Агрыз идут не только грузовые составы, но и пассажирские поезда: Москва — Набережные Челны, Уфа — Казань, Круглое Поле — Бугульма, Набережные Челны — Нижнекамск — Ульяновск. Летом добавляются рейсы в южном направлении. Всего за сутки через станцию Заинск проходит 48 пар поездов различного назначения. На станции оборудована контейнерная площадка для 9 районов юго-востока Татарстана. Протяженность железной дороги в пределах Заинского района составляет 55 км.



Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, железнодорожная линия была принята в эксплуатацию в 1960 году на участке Акбаш — Круглое Поле. На участке Круглое Поле — Агрыз железнодорожная линия была принята в эксплуатацию в 1982 году.

Вокзал на станции Набережные Челны был сдан в эксплуатацию в 1991 году. До этого момента основной пассажирской станцией для города Набережные Челны (в 1982-1988 годах назывался Брежнев) являлась станция Круглое Поле. Существовал маршрут пассажирского поезда Москва — Круглое Поле. Для пригородных поездов была остановка в черте Набережных Челнов.

В 1965 году на линии была официально принята в эксплуатацию станция Никашновка, построенная как начальный пункт линии в сторону Нижнекамска.

В конце 1980-х годов была построена ведомственная железнодорожная линия значительной протяжённости — от станции Заинск до посёлка Камские Поляны, где началось строительство Татарской АЭС (атомной электростанции). Через несколько лет строительство Татарской АЭС было прекращено. Железнодорожная линия Заинск — Камские Поляны в 1990-х годах была полностью разобрана.

По состоянию на 2009 год, по железнодорожной линии курсируют поезда дальнего следования Москва — Набережные Челны (ежедневно), Набережные — Адлер, Набережные Челны — Ульяновск, Пермь — Адлер, Ижевск — Адлер (все — по дням). Маршрут поезда Набережные Челны — Москва неоднократно менялся. Изначально поезд курсировал через Акбаш и следовал только до станции Круглое Поле. В 1990-х годах он следовал через Казань — Агрыз, в 2000-х годах на некоторое время вернулся на маршрут через Ульяновск — Акбаш.

Все пассажирские и грузовые поезда, следующие со стороны Ульяновска на линию Акбаш — Агрыз, меняют направление движения не по станции Акбаш, а по станции Бугульма. Участок Бугульма — Акбаш, длиной 20 километров, проезжается дважды.

Линия относится к Куйбышевской железной дороге (участок Акбаш — Алнаши) и к Горьковской железной дороге (участок Алнаши — Агрыз, в том числе и станция Алнаши). Отсчёт расстояния на километровых знаках южнее станции Алнаши ведётся от Акбаша, севернее станции Алнаши — от Агрыза.

По линии курсируют пригородные поезда маршрутов Ижевск — Набережные Челны, Алнаши — Нижнекамск, Набережные Челны — Бугульма, Круглое Поле — Бугульма. Все пригородные поезда, кроме поезда Ижевск — Набережные Челны, представляют собой автомотрису РА1. Поезд сообщением Ижевск — Набережные Челны состоит из тепловоза и сидячих пассажирских вагонов.

К железнодорожной линии Акбаш — Агрыз примыкают ведомственные линии: от станции Круглое Поле в промышленную часть города Набережные Челны (обслуживает Камский автомобильный завод и другие предприятия), от станции Кульшарипово в промышленную зону города Альметьевска, от станции Тихоново — в промышленные зоны городов Елабуга и Менделеевск.

Линия пролегает непосредственно через город Менделеевск. Но в Менделеевске находится не станция, а остановочный пункт без путевого развития. В Менделеевске находится единственная на линии высокая платформа.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (СТАНЦИЯ НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ, СТАНЦИЯ КРУГЛОЕ ПОЛЕ, СТАНЦИЯ НИКАШНОВКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СТАНЦИЯ НИКАШНОВКА, СТАНЦИЯ НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ПЕРЕГОН НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ — ТИХОНОВО, СТАНЦИЯ ТИХОНОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (СТАНЦИЯ ТИХОНОВО, ПЕРЕГОН ТИХОНОВО — ТОЙМА,
     ПЛАТФОРМА МЕНДЕЛЕЕВСК, СТАНЦИЯ ТОЙМА, СТАНЦИЯ АЛНАШИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (СТАНЦИЯ АЛНАШИ, РАЗЪЕЗД МУКШУР, СТАНЦИЯ ТЕРСИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 6) (СТАНЦИЯ ИЖ-БОБЬЯ, СТАНЦИЯ АЛНАШИ,
     СТАНЦИЯ НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ, СТАНЦИЯ ЗАИНСК, СТАНЦИЯ ПИСЬМЯНКА)    










08.09.2012 © С. Болашенко


назад

на главную страницу