Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











АНДРИАНОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА








Начальный пункт Андриановской узкоколейной железной дороги — село Андриановичи, расположенное вблизи станции Андриановичи на железнодорожной линии Серов — Приобье. Узкоколейная железная дорога была лесовозной. Последний участок узкоколейной железной дороги был разобран в 2007 году.



история

Село Андриановичи возникло в XVIII веке. «Андриановичи, или Ивановское село на реке Сосьва, Лозьвинской волости, от уездного города находится в 175 верстах» — было упомянуто при ревизии народонаселения России в 1816 году.

В 1920-е годы здесь появилась железнодорожная станция на линии Надеждинск (Серов) — Ивдель. С 1929 года (по другим данным — с 1930 года) в Андриановичи начали доставлять «спецпереселенцев» — репрессированных граждан СССР. Вскоре была построена Ларьковская узкоколейная железная дорога.

В 1929 году был основан посёлок Лáнгур (Нижний Лангур), расположенный приблизительно в 15 километрах от Андриановичей, на левом берегу реки Лангур. Вблизи Лангура была построена небольшая узкоколейная железная дорога. С неё началась история Андриановской узкоколейной железной дороги — когда-то одной из крупных лесовозных узкоколейных железных дорог.

Скорее всего, в 1930-е годы линия узкой колеи вблизи Лангура представляла собой «дековильку» — лёгкий рельсовый путь, по которому вагонетки перемещались конной либо ручной тягой. Добытый в Лангурском механизированном лесопункте лес доставлялся к берегу небольшой реки Лангур, по которой сплавлялся во время весеннего половодья.

Возможно, полноценная узкоколейная железная дорога появилась в Лангуре лишь в 1955 году. С относительно высокой достоверностью известно, что в этом году была открыта линия узкой колеи от Лангура до левого берега реки Сосьва. Остаётся неясным, была ли в Лангуре полноценная узкоколейная железная дорога до появления линии к левому берегу реки Сосьва.

Приблизительно в те же годы была открыта Танкoвская узкоколейная железная дорога в Танковском механизированном лесопункте. Её начальным пунктом являлся посёлок Красный Яр, расположенный на левом берегу реки Сосьва (приблизительно в 15 километрах ниже Андриановичей). На 12 километре Танковской узкоколейной железной дороги возник лесной посёлок Ликино.

В 1955 году была открыта линия узкоколейной железной дороги, связывающая новый нижний склад на левом берегу реки Сосьва (напротив села Андриановичи) с посёлком Лангур. Она была названа Лангурской узкоколейной железной дорогой. Подвижной состав завозился в зимнее время на санях от станции Андриановичи. На дороге работало несколько паровозов и мотовозов.

В начале 1960-х годов был построен мост через реку Сосьва. Лангурская узкоколейная железная дорога получила выход к широкой колее. Было открыто движение пассажирских поездов от Андриановичей до Лангура.

В течение первых лет после появления моста основной нижний склад по-прежнему находился на левом берегу. Основная часть леса, вывезенного по узкоколейной железной дороге, отправлялась вниз по реке Сосьва, меньшая — доставлялась в Андриановичи (вначале там имелись две эстакады).

Позднее в Андриановичах был построен новый нижний склад, оборудованный козловыми кранами. Был организован Андриановский леспромхоз. В 1970-х годах старый нижний склад на левом берегу реки Сосьва был ликвидирован.

В 1965 (?) году поступил первый тепловоз ТУ4. Также поступили мотовозы МД54-4, пассажирские автодрезины. Паровая тяга была ликвидирована не позднее 1974 года.

В 1969 году (ориентировочно) Лангурская узкоколейная железная дорога была соединена с Танковской узкоколейной железной дорогой. Объединённая железнодорожная сеть получила название «Андриановская узкоколейная железная дорога».

На пике развития посёлка Лангур в нём имелась школа, клуб, магазины. Но в ходе кампании по закрытию «неперспективных» лесных посёлков, проходившей в 1970-х годах, посёлок был ликвидирован. Его жители были переселены в Андриановичи. Несколько ранее был закрыт лесной посёлок Ликино (жители этого посёлка, в основном, были переселены в Красный Яр).

На пике развития узкоколейной железной дороги её протяжённость, с учётом веток, составляла не менее 140 километров. Необычным для лесовозных узкоколейных железных дорог было наличие замкнутого кольца протяжённостью около 80 километров. В основном депо, расположенном в Андриановичах, было не менее 12 тепловозов (ТУ4, ТУ6А и другие). Кроме того, тепловозы имелись в Красном Яре.

С начала 1990-х годов вывозка леса по узкоколейной железной дороге сократилась до минимума. Замкнутого кольца не стало — на его восточных участках путь был разобран.

В 1996 году (ориентировочно) вывозка леса по узкоколейной железной дороге была окончательно прекращена. Ещё некоторое время узкоколейная железная дорога была пригодна для движения «тяжёлого» подвижного состава — вывозились рельсы с разбираемых «боковых» веток. После 2000 года (?) по причине аварийного состояния моста через реку Сосьва проезд «тяжёлого» подвижного состава стал невозможен. По неподтверждённым данным, последний тепловоз был вывезен из Андриановичей в 2003 году.

На несколько лет бывшая Танковская узкоколейная железная дорога снова стала изолированной — соединение с основной частью Андриановской узкоколейной железной дороги исчезло, но участок от Красного Яра до бывшего лесного посёлка Ликино и далее в лес по-прежнему использовался для поездок на съёмных мотодрезинах. В 2005 году бывшая Танковская узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.



По состоянию на октябрь 2006 года, последний участок Андриановской узкоколейной железной дороги, протяжённостью немногим более 40 километров, ещё не разобран и используется для поездок на съёмных мотодрезинах. Узкоколейная железная дорога сохраняется во многом благодаря усилиям главы местной территориальной администрации Александра Анатольевича Адамовича.

Для жителей села Андриановичи возможность совершать поездки в лес на мотодрезинах с целью охоты, сбора грибов и ягод жизненно необходима. Владельцы Андриановского леспромхоза (ОАО «Андриановские Лесопромышленники») уже давно желают продать рельсы в качестве металлолома.

В последние годы не менее пяти раз поджигался мост через реку Сосьва — с целью «отрезать» основную часть узкоколейной железной дороги от Андриановичей, тем самым ускорив её разборку. Но всякий раз мост восстанавливался благодаря добровольному участию жителей села Андриановичи.




Мост через реку Сосьва. Вид от левого берега в сторону Андриановичей.
02.10.2006



Среди сохранившегося подвижного состава — 5 цистерн вблизи топливозаправочного пункта, несколько разгромленных пассажирских вагонов и кабина неустановленного мотовоза МД54-4 на территории нижнего склада. Нижний склад работает, вывозка леса производится автомобилями.

В 2006 году можно было с уверенностью сказать: узкоколейная железная дорога будет полностью разобрана в близком будущем.


По информации от любителя железных дорог из г. Екатеринбурга Андрея Зубаткина, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана ориентировочно осенью 2007 года.











О посёлке Лангур (текст написан в 1960-е годы, предоставлен директором Андриановской школы)

Когда возник посёлок Лангур, то на месте настоящего посёлка стояло лишь общежитие, окружённое лесом. Лангур стал строиться в 1929 году. Потом постепенно стали приезжать люди. Строились бараки и жилые дома, пекарня, магазин, клуб. В столовой, пекарне и магазине исполнял обязанности один и тот же человек — Полозов. Люди жили в трудных условиях.

Многим рабочим полюбилась тайга и её суровая природа. Большинство из них и по сей день трудятся здесь. Тогда казалось, что в глухой лес никто не поедет жить и работать, но на место настоящего посёлка прибывали люди.

В 1941 году многие жители Лангура тяжело заболели. Но несмотря на трудности, лесозаготовители продолжали выполнять свою работу.

В 1942 году условия жизни стали лучше. На Лангуре зажиточно жили семьи Вавилиных и Полозовых. У них всегда было мясо, молоко и другие продукты. Посёлок рос.

Некоторые старожилы вспоминают: «Посмотришь иногда на посёлок, и не веришь, что когда-то здесь стоял один глухой лес. А кто не вынес трудностей и сразу уехал оттуда, то навряд ли, приехав, узнает прежний посёлок в настоящем».

На Лангур привозили кино с Красного Яра. Кино было немое. Его показывал Прокопий Ивонин. В 1943 году на Лангуре впервые появилось звуковое кино. Первым фильмом, как вспоминают старожилы, был фильм «Тарзан». Он запомнился людям, жившим здесь в то время.

Железной дороги на Лангуре вначале не было. В Андриановичи ходили по зимней дороге пешком. Когда не было паровозов, лес возили на лошадях.

Узкоколейную железную дорогу в сторону Андриановичей построили в 1955 году. По ней возили лес к реке. Паровозы в то время называли «Кукушками».

В 1958 году на Лангур привезли мотовозы. Внешне они выглядели «деревянными».












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 5)    












15.01.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Свердловской области»

на главную страницу