ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ БУДОГОЩЬ — ТИХВИН








Железнодорожная линия Будогощь — Тихвин находится в Киришском и Тихвинском районах Ленинградской области.

Протяжённость железнодорожной линии составляет 75 километров. Линия однопутная, неэлектрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Октябрьская железная дорога.

Согласно отсчёту на километровых знаках Будогощь — 19-й километр, а не нулевой, Тихвин — 94-й километр.

Линия Будогощь — Тихвин является весьма неординарным объектом. Несмотря на относительную близость к Санкт-Петербургу (станция Будогощь находится в 147 километрах от Московского вокзала), это один из самых глухоманных уголков Российских железных дорог. Здесь «жизнь застыла», здесь — настоящая глухомань. Только здесь на действующей линии Российских железных дорог сохранились деревянные мосты.

Здесь — самая низкая интенсивность движения не только в России, но, возможно, и в Европе. Пассажирский поезд курсирует раз в неделю, по субботам. Кроме пассажирского поезда, иногда могут появляться только рабочие поезда для выполнения текущего ремонта.

Грузового движения на линии нет. При взгляде на карту это кажется странным. Железнодорожная магистраль Волховстрой — Тихвин — Вологда работает на пределе пропускной способности, и одна из проблем для Российских железных дорог — частичный вывод грузового движения с неё.

Недалеко от станции Будогощь находится город Кириши с нефтеперерабатывающим заводом, от которого круглые сутки отправляются наливные поезда в разных направлениях. Станция Кириши — на одном из первых мест в регионе по отправлению грузов.

Но линия Будогощь — Тихвин на некоторых участках содержит деревянные мосты, рельсы довоенных лет выпуска с маркировкой завода имени Сталина, прогнившие шпалы. И повсеместно — песчаный балласт. Ни одного разъезда на линии нет, она является самым длинным в России непрерывным перегоном без путевого развития.

При таком состоянии движение грузовых поездов полноценного веса является небезопасным и нецелесообразным. Короткие грузовые поезда на небольшой скорости пропускать можно, но потребности в этом нет.

Теоретически, линия могла бы быть капитально реконструирована и превращена в полноценный грузовой ход — но таких планов на ближнюю перспективу у компании «РЖД» не существует. К радости для «фанатов» железной дороги, которые имеют возможность наслаждаться заповедником железнодорожной старины.

Линия начала строиться в 1940 году как часть большой магистрали Тихвин — Веймарн. Она была спроектирована как «глубокий обход» Ленинградского узла. Решение о строительстве этой железной дороги по времени почти совпало с присоединением к СССР Эстонии (прошедшим бескровно летом 1940 года) и советско-финляндской войной (1939-40 год). Цель строительства — в первую очередь военно-стратегическая.

Летом 1941 года было открыто рабочее движение по временной схеме на участке Тихвин — Будогощь. По участку Будогощь — Чудово сведения противоречивые. Основная версия — он пропускал поезда несколько месяцев в 1941 году, затем не восстанавливался.

Касательно участка Чудово — Веймарн: преобладающая версия, что сквозного движения по нему не было, рабочее движение имелось лишь на отдельных участках. Вне всякого сомнения, строительные работы велись всюду. На пересечениях с «радиальными» линиями и автодорогами до сих пор стоят монументальные остатки путепроводов.

Не исключено, что на протяжении короткого времени сколько-то поездов было пропущено от Чудово до Веймарна. В любом случае, после Великой Отечественной войны участок Будогощь — Чудово — Веймарн не достраивался и не восстанавливался. Эту линию сочли ненужной.

Участок Будогощь — Тихвин во время войны был на нашей территории, за исключением короткого периода оккупации Тихвина в ноябре 1941 года. Он имел важное значение для снабжения войск. В 1943 году была проведена достройка участка силами военных железнодорожников.


Цитата из книги А. М. Крюкова «Пути и тревоги» (http://militera.lib.ru/memo/russian/krukov_am/09.html):

В мае во главе оперативной группы управления бригады я прибыл на реконструкцию железнодорожной линии Тихвин — Будогощь. Строительство этой 75-километровой линии было начато в 1940 году. Осенью 1941 года, незадолго до оккупации гитлеровцами этого участка, на железнодорожной новостройке открылось рабочее движение. К постоянной эксплуатации линия готова не была. Незаконченным оставалось земляное полотно, отсутствовали водоотводные канавы и ряд искусственных сооружений. Построенные позже временные обходы были уничтожены фашистами.

Вначале дорога была рассчитана на пропуск по ней 3–5 пар поездов в сутки. В 1942 году НКПС поставил задачу реконструировать данную линию и довести ее пропускную способность до 12 пар поездов. Эта задача была поручена УВВР-2, а в марте 1943 года, с образованием УВВР-6, линия стала объектом нашего управления военно-восстановительных работ. На усиление дороги были поставлены 21-й и 40-й отдельные восстановительные батальоны, 13-й и 21-й ГОРЕМы.

Реконструируемую линию разбили на участки, которые закрепили за железнодорожными батальонами и спецформированиями. Между частями и подразделениями развернулось соревнование за досрочное завершение строительства. Воины работали по-ударному. Образцы героического труда показывали коммунисты. По ним равнялись, с них брали пример.

Душой воинских коллективов были политработники. Особенно вдумчивой работой среди личного состава выделялся заместитель командира 40-го восстановительного батальона по политчасти майор М. И. Иванов. Он всегда находился среди бойцов, страстным словом зажигал солдатские сердца, рассказывал о передовиках соревнования. Да и наглядная агитация на участке батальона была наиболее содержательной и яркой. Как сейчас помню большой щит на трассе, а на нем плакат, посвященный красноармейцу Гвоздеву. Боец Гвоздев удостоился такой чести за рекордное выполнение задания. Работая на сверлении отверстий в рельсах, он выполнил свое задание на 200 процентов.

Были свои передовики и в других частях и подразделениях. Так, например, в 21-м восстановительном батальоне все знали фамилию красноармейца Топола. Путеец трудился на зашивке пути. Он ежедневно выполнял две нормы.

Не отставали от бойцов железнодорожных частей и рабочие спецформирований. Рабочий путевой колонны ГОРЕМа-21 Кабаков на земляных работах норму выработки выполнял на 215 процентов, а бригадир колонны водоснабжения этого же спецформирования Кривушин — на 180.

Работы по реконструкции железнодорожной линии Тихвин — Будогощь были сопряжены с большими трудностями. Не хватало строительных материалов, и нам приходилось изыскивать их на месте. Много осложнений приносили грунтовые воды. Они часто вызывали в откосах выемок обвалы и оползни. Но несмотря на все это дорога была реконструирована. К осени 1943 года ее пропускная способность составила 14 пар поездов в сутки.



В течение нескольких месяцев через линию Будогощь — Тихвин пролегал кратчайший путь из Москвы в осаждённый Ленинград. Узловая станция Чудово с августа 1941 года по январь 1944 года была оккупирована. Посадниковский узел у нынешнего города Кириши долгое время находился на линии фронта.

После строительства линии Любытино — Неболчи и реконструкции линии Будогощь — Тихвин движение из Москвы в Ленинград осуществлялось через Окуловку — Неболчи — Тихвин — Волховстрой — Поляны — Шлиссельбург. Последний участок — «дорога Победы», открытая в феврале 1943 года на небольшой полоске земли между берегом Ладожского озера и вражескими позициями.

В 1943 году было восстановлено движение скорого поезда «Красная Стрела» Москва — Ленинград. Он следовал через линии Окуловка — Неболчи и Будогощь — Тихвин. Затем — Волховстрой, линия Шлиссельбург — Поляны на узкой полосе освобождённой земли под частыми обстрелами. Станция Дача Долгорукова, где в 2003 году был открыт Ладожский вокзал, и движение по соединительной ветви на неизменный для этого поезда Московский вокзал.

На станцию Будогощь поезда не заходили. Был построен обход, позволявший движение Тихвин — Неболчи без смены направления движения. Это не только экономило время, но и снижало риск попадания под бомбардировку, которым часто подвергалась станция Будогощь.

После войны линия продолжила работу и была принята в состав сети общего пользования. По справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, дата открытия всех разъездов на линии — 1942 год.

Изначально была одна станция с собственным именем — Сясь, 17-й километр от Тихвина. Другой такой станции нигде не было, хотя река Сясь пересекает ещё три железные дороги.

К сожалению, станция Сясь была ликвидирована в 1960-х или 1970-х годах. С тех пор на линии нет ни одного пункта с официальным названием! Остались только «номерные» разъезды и «километровые» платформы. Позднее в расписаниях стала появляться платформа Клинцы. Но название, скорее всего, неофициальное, а официальное — 74 км.



Расписание движения поездов на лето 1957 года (из «Официального указателя пассажирских сообщений»).


Согласно расписанию 1957 года, время в пути составляло почти шесть часов из Тихвина в Будогощь, восемь часов из Будогощи в Тихвин. Объяснить это можно как плохим состоянием пути, так и маневровой работой — поезд был грузопассажирским.

Единственным пунктом с грузовой работой до 1980-х годов был разъезд №4. Груз — лес, который вывозился по узкоколейной железной дороге. Лесопогрузочный тупик начинался в стороне от разъезда.

С 1990-х годов линия нигде не имеет путевого развития — то есть за пределами станций Будогощь и Тихвин нет ни одной стрелки. Восточный обход Будогощи также был разобран.

В сентябре 1999 года я впервые проехал по линии от Будогощи до Тихвина. По состоянию на тот момент, пригородные поезда по этому маршруту курсировали ежедневно, две пары в сутки. Для такой линии это казалось даже чрезмерной роскошью.

Поезд состоял из тепловоза М62 и двух вагонов. Пассажиров было немного, но далеко не «ноль».

В 2005 году оставалась одна пара поездов трижды в неделю. Ориентировочно с 2006 года — одна пара поездов в неделю, по субботам.



Расписание движения поезда Тихвин — Будогощь, октябрь 2014 года. Сайт «Яндекс-Расписания» Rasp.yandex.ru.


Когда поезда курсировали дважды в день в каждую сторону — быть может, это было непозволительно много. Но один поезд в неделю — это непозволительно мало!

Здесь живут люди, пусть и в очень небольшом количестве. Им нужен более регулярный транспорт. Здесь есть загородные дома жителей Тихвина. «Развнедельный» поезд мало совместим с нормальной жизнью.

С другой стороны — можно порадоваться тому, что движение сохранено хотя бы в таком виде! Что линия не повторила судьбу участка Сланцы — Гдов.

С декабря 2017 года по апрель 2018 года движение поезда сообщением Тихвин — Будогощь собирались отменить. Согласно официальным новостям железнодорожных структур — это должно было произойти временно, для ремонта линии.

Об отмене движения сообщали, как о решённом деле. Но фактической отмены движения не произошло. Всю зиму поезд, как обычно, продолжал курсировать по субботам. При этом он периодически был пустым.



Поездка автора, 2013 год (полное описание: http://infojd.ru/dop/poezdka2013budneb.html)

Первая поездка была произведена в сентябре 1999 года. Без фотографий, они вообще не делались в 1999 году.

Вторая поездка — 31 августа 2013 года.

Поезд состоит из тепловоза ДМ62-1785 и одного вагона. Утром отправляется из Тихвина, вечером возвращается в Тихвин. Это позволяет жителям Тихвина выезжать в лес за ягодами и грибами. Также можно кратковременно посетить загородный дом.

Но жители «лесной глуши» при таком режиме могут ненадолго «вырваться в цивилизацию» только в другую сторону — в Будогощь.

Линия Будогощь — Тихвин — это 75-километровый перегон без путевого развития. На всём протяжении она находится в глухом и почти бездорожном лесу. Хотя примерно в десяти километрах севернее проходит автодорога, тоже соединяющая Тихвин и Будогощь.

Постоянно возникают слухи о полной отмене движения. Если бы такое случилось — это автоматически приведёт к тому, что линия станет ржавой и заросшей, а затем будет разобрана. Ведь никакого другого движения, кроме пассажирского, тут нет уже десятки лет.

На участке Тихвин — Будогощь, как и следовало ожидать, глушь, лес, почти полное отсутствие людей. Чудом живая линия с движением раз в неделю, где ветви деревьев царапают вагон, где возникает ощущение «визита в параллельный мир».

Пассажиров в вагоне при отправлении было много. В основном — жители Тихвина, поехавшие за грибами и ягодами, владельцы домов в «нежилых» посёлках у линии.

Состояние пути на линии Будогощь — Тихвин плохое. Тем не менее, этот поезд — не самый медленный в России. 75 километров, согласно расписанию, преодолеваются за 2 часа 35 минут. Как ни странно, это значительно быстрее, чем на маршруте Земцы — Жарковский в Тверской области.

На линии Земцы — Жарковский (http://infojd.ru/28/sobzemsmol.html) 47 километров преодолеваются за 3:20. Когда-то к пригородному поезду Земцы — Жарковский прицепляли грузовые вагоны. С грузовыми вагонами скорость должна быть ниже. Возможно, ограничение сохранилось с тех времён.

На всём пути следования от Тихвина до Будогощи я находился в хвостовом тамбуре и фотодокументировал линию.

Отсчёт расстояния на километровых знаках, установленных на линии — не от Будогощи, а от станции с неизвестным названием, находившейся в 19 километрах от Будогощи. Возможно, в сторону Веймарна.

Есть мнение, что отсчёт расстояния — от разъезда Горятино на участке Будогощь — Неболчи, через восточный обход Будогощи. Но разъезд Горятино находится в 12 километрах от Будогощи (Будогощь — 98 км от Мги, Горятино — 110 км).







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПОСАДКА НА ПОЕЗД В ТИХВИНЕ, ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ, ВИД В СТОРОНУ ТИХВИНА, МОСТ ЧЕРЕЗ СЯСЬ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ, ВИД В СТОРОНУ ТИХВИНА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ, ВИД В СТОРОНУ ТИХВИНА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ, ВИД В СТОРОНУ ТИХВИНА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ, ВИД В СТОРОНУ ТИХВИНА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ, ВИД В СТОРОНУ ТИХВИНА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ, ВИД В СТОРОНУ ТИХВИНА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ, ВИД В СТОРОНУ ТИХВИНА, ОКРАИНА БУДОГОЩИ, МОСТ ЧЕРЕЗ ПЧЁВЖУ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ, ВИД В СТОРОНУ ТИХВИНА, ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА НА СТАНЦИЮ БУДОГОЩЬ)
   









20.03.2018 © С. Болашенко

назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!