Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ДЕДОВО ПОЛЕ»










Торфопредприятие «Дедово Поле» находится в посёлке Борисово (неофициальное название — Дедово Поле) Чагодощенского района Вологодской области. В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога торфовозного назначения. Она была разобрана в 2008 году.



история

Подготовительные работы по освоению торфомассива Дедово Поле велись с 1923 года. Полномасштабное строительство торфопредприятия «Дедово Поле» началось в 1928 году. Необходимость его создания возникла в связи со строительством в посёлке Белый Бычок (ныне Чагода) крупного механизированного стекольного завода. Было решено, что основным видом топлива для стекольного завода станет торф.

В 1931 году торф начал поступать на стекольный завод в Белый Бычок. Был построен посёлок Борисово, где разместилось управление торфопредприятия. Позднее появился второй рабочий посёлок — Бараново (Барановка).

Первоначально добыча торфа велась без использования узкоколейной железной дороги. От Борисово до стекольного завода в Белом Бычке (Чагоде) торф также возили в обозах лошадьми. По другим данным, на торфомассиве действовали лёгкие рельсовые пути, по которым вагонетки перемещали конной либо ручной тягой.

В 1938 году была открыта узкоколейная железная дорога. Её основная линия пролегла по направлению Белый Бычок (правый берег реки Чагодоща, напротив стекольного завода) — Борисово — торфомассивы. Тяговый подвижной состав был представлен паровозами (ФЛ, позднее — ПТ4, ВП4, Кв4), и различными мотовозами.

По узкоколейной железной дороге стала производиться доставка торфа на стекольный завод. Кроме того, были организованы пассажирские перевозки.

По неподтверждённым данным, железнодорожного моста через реку Чагодоща первоначально не было, на левом берегу реки (территория стекольного завода) действовала изолированная узкоколейная железная дорога. Позднее был построен капитальный бетонно-металлический мост через реку Чагодоща. Это позволило доставлять торф по узкоколейной железной дороге от мест добычи непосредственно до территории стекольного завода.

В годы Великой Отечественной войны добыча торфа была прекращена. Возможно, узкоколейная железная дорога не работала.

В 1960-х годах на узкоколейную железную дорогу начали поступать тепловозы ТУ4, мотовозы МД54-4. Позднее появились тепловозы ТУ6А, ТУ7.

В 1970 году, после проведённой реконструкции, стекольный завод в Чагоде прекратил использование торфяного топлива. Добыча кускового торфа и поставка торфа в Чагоду сократилась до минимума. Однако приблизительно тогда же была построена новая линия узкоколейной железной дороги — от Борисово до посёлка Сазоново (станция Перегрузочная). С того времени торфопредприятие стало добывать в основном фрезерный торф, который перегружался в вагоны широкой колеи. Основными потребителями торфа были Череповецкая ГРЭС, расположенная в посёлке Кадуй, и ГРЭС-8 (г. Кировск Ленинградской области).

В значительном объёме добывался и сельскохозяйственный торф. Как вспоминают жители Борисово, в зимнее время в посёлке стоял смог от выхлопов многочисленных грузовых автомобилей, которые приезжали из ближайших районов Ленинградской и Вологодской областей, выстраиваясь в очередь с включёнными двигателями.

На протяжении приблизительно 10 лет после 1970 года торф в незначительном объёме вывозился на электростанцию, расположенную в Чагоде. Сохранялось и пассажирское движение на участке Чагода — Борисово.

Со слов одного из жителей посёлка Борисово, «в 1980 году, когда я отправлялся на военную службу, в Чагоду ходили пассажирские поезда. Был деревянный вокзал. Возвращаюсь в 1982 году — поездов уже нет, вместо них пустили автобус. Зато появился новый кирпичный вокзал».

После отмены пассажирского движения на участке Борисово — Чагода ещё долгое время сохранялось пассажирское движение по маршруту Борисово — Бараново, движение рабочего поезда до «Еловой Гривы» (через Бараново) — он состоял из трёх пассажирских вагонов, а также других рабочих поездов.

От Борисово до Перегрузочной (Сазоново) регулярного пассажирского движения не было. Однако, со слов жителей посёлка Борисово, пассажирские поезда назначались в дни церковных праздников — Пасхи и Троицы, для доставки посетителей на кладбище в Сазоново.

В 1986 (?) году участок Борисово — Чагода был разобран. На месте рельсового пути была проложена грунтовая дорога. Позднее был разрушен мост через реку Чагодоща.

В 1991 году в Борисово началось строительство торфобрикетного завода.

В 1996 году прекратилась перегрузка торфа на широкую колею. В надежде на лучшее, путь от Борисово до станции Перегрузочная в первые годы после прекращения деятельности перегруза не разбирался.

В 1999 году начал работать торфобрикетный завод. В 2000 году был разобран участок Борисово — Перегрузочная. К тому времени разобраны и почти все пути к востоку от посёлка Бараново. Сохранялось пассажирское движение на участке Борисово — Бараново (пассажиров возили в тепловозе, вагоны к нему не прицепляли).

В 2003 году торфопредприятие «Дедово Поле», остававшееся до того момента государственным, было выставлено на аукцион и приобретено ООО «Русфинком». После этого его деятельность улучшилась, объём добычи торфа стал возрастать. Однако новые владельцы решили значительно сократить протяжённость узкоколейной железной дороги. В 2004 году был разобран участок Борисово — Бараново, был закрыт вокзал в посёлке Борисово, началась ликвидация главной станции.

В июле 2004 года на узкоколейную железную дорогу поступил тепловоз ТУ6А-2897 из Демидовского торфопредприятия (Нижегородская область, узкоколейная железная дорога Чернораменского транспортного управления). Оттуда же (по другим данным — из Южи либо Мугреевского торфопредприятия) был доставлен мотовоз ЭСУ2А-737.



По состоянию на август 2006 года, узкоколейная железная дорога действовала. Протяжённость постоянных путей составляла около 3 километров. Имелось приблизительно столько же временных путей. По рабочим дням на узкоколейной железной дороге существовало регулярное грузовое движение. В течение августа 2006 года планировалось доставить в Борисово ещё один тепловоз из Мугреевского торфопредприятия (либо из Южи).

Среди подвижного состава — два «относительно исправных» мотовоза ЭСУ2А (ЭСУ2А-737, ЭСУ2А-836), тепловоз ТУ6А-2861 (не на ходу, но должен быть восстановлен), исправный тепловоз ТУ6А-2897 (на металлическом шкафе в кабине имеется табличка с номером 1289), разгромленный тепловоз ТУ6А-1716, разгромленный тепловоз-дрезина ТУ6Д (?) с кабиной тепловоза ТУ7-1901, кабина мотовоза ЭСУ2А-458. На окраине посёлка Борисово сохранилась кабина тепловоза ТУ6А-0091 (достоверность первых двух цифр номера под сомнением).

Среди прицепного подвижного состава — в основном, вагоны ТСВ, а также несколько платформ. Имеется снегоочиститель СО750. Пассажирских вагонов «на ходу» не осталось.

Здание вокзала, которое когда-то являлось одной из главных достопримечательностей посёлка, заброшено и медленно разрушается. Локомотивное депо было почти полностью разрушено.



Заброшенный вокзал на бывшей станции Борисово. По состоянию на 2004 год, на фасаде здания ещё сохранялись
массивные металлические буквы с названием станции.
02.08.2006




В августе 2006 года ничто не предвещало возможности ликвидации узкоколейной железной дороги. Торфопредприятие «Дедово Поле» на тот момент было единственным активно работающим торфопредприятием в Вологодской области. Торфяные брикеты находили покупателей. Собственники торфопредприятия выражали уверенность, что в обозримом будущем узкоколейная железная дорога будет сохранена, более того — будет развиваться.

Однако в дальнейшем события развивались по самому ужасному сценарию. По информации от исследователя железных дорог из г. Санкт-Петербурга А. Максимова, в 2007 году узкоколейная железная дорога была остановлена. В 2007-2008 годах она была разобрана. По состоянию на 2009 год, от узкоколейной железной дороги почти ничего не осталось. Локомотивы, скорее всего, были порезаны на металлолом.




















Из истории создания и развития торфопредприятия «Дедово Поле»

1923 год — начало изыскательских и проектных работ по исследованию торфяного массива месторождения Дедово Поле (в то время это была территория Колобовского сельсовета) для создания топливной базы строящегося стекольного завода в местечке Белый Бычок (Чагода). Одновременно началась разрубка трасс для рытья будущих магистральных каналов, которые необходимы для сброса вод с торфяного массива.

1924-1925 годы — начало работ по рытью основных магистральных каналов.

1928 год — комиссия специалистов «Госленторфа» (г. Ленинград), прибывшая в Колобовский сельсовет, принимает решение о том, что Дедово Поле станет основной топливной базой для стеклозавода в посёлке Чагода.

Один из первых этапов разработки месторождения — осушение болот. Для проведения работ созданы три бригады из жителей ближайших деревень.

Каналы (в обиходе их называют канавами) копали вручную. Основные инструменты: деревянная лопата с железным наконечником, лом, кирка, топор, ручная пила, стальная лента для замера. Первый канал начали копать недалеко от деревни Кабожа в месте впадения реки Липки в реку Кабожа. Одновременно на полях выкапывались «пионерные» периферийные каналы, которые затем соединялись с магистральными. Рытьё основных магистральных каналов закончилось в к 1930 году.

Добычу кускового торфа начали на первом карьере, вблизи деревни Алексеевское. При помощи локомобиля готовилась торфяная масса, и по двум тросам транспортировалась вдоль карты для расстила и сушки (карта — участок торфяного массива, расположенный между каналами), затем при помощи ножа-секача разрубалась на куски, снималась с тросов и укладывалась на поверхность карты для сушения рядками. Преобладал тяжёлый ручной труд.

1929 год. Добыча торфа механизируется, в производстве начинает использоваться техника (машина «Темп» подаёт торфяную массу в бункер стилочной машины, которая затем транспортирует её и укладывает на карту для сушки). Это повышает производительность, улучшает условия труда.

Для сушки и уборки кускового торфа требовалось большое количество рабочих. На сезон вербовали до 1500 — 2000 человек, 80 процентов из них — женщины. В основном это были выходцы из Мордовии, Татарии, Чувашии, Украины, Белоруссии.

1931 год. Приступили к вывозке торфа на Чагодощенский стеклозавод, использовали конную тягу.

1938 год. Построена железная дорога узкой колеи Борисово — Чагода. Торф стал транспортироваться мотовозами и паровозами.

1941 год. В период Великой Отечественной войны торфопредприятие не работало. Добыча торфа возобновилась только с 1945 года.

1950-е годы. Ведётся строительство жилья в посёлках Борисово и Бараново. Строятся бревенчатые и каркасно-щитовые здания.

1970 год. Стекловаренную печь стеклозавода в Чагоде переводят на жидкое топливо. Потребность в торфе отпала. Производство кускового торфа и поставка его заводу прекращается. Торфопредприятие переходит на производство иного вида продукции — фрезерного торфа.

Фрезерный торфа по узкоколейке стали доставлять в Сазоново перегружать в вагоны широкой колеи и отправлять на Череповецкую ГРЭС (посёлок Кадуй), а также на ГРЭС в городе Кировск Ленинградской области.

1977 — 1978 годы. Строительство жилья и объектов соцкультбыта на территории посёлка Борисово. Строятся бревенчатые, каркасно-щитовые, кирпичные здания.

1987 год. Освоено производство микропарников из торфяной смеси в упаковке из полиэтиленовой плёнки.

На протяжении всего периода деятельности торфопредприятия торф реализуется населению и колхозам как удобрение, для обогащения песчаных почв.

1996 год — поставка торфа прекращена всем потребителям, за исключением местной котельной — единственной в регионе, использующей в работе фрезерный торф.

1999 год. В посёлке Борисово построен торфобрикетный завод для изготовления торфобрикета из фрезерного торфа для работы котельных не только Чагодощенского района, но и ближайших к нему территорий.

Годы экономических реформ становятся непростым испытанием для торфопредприятия и его работников. Изношенная техника, нехватка средств на её ремонт и замену, на горюче-смазочные материалы не позволяли заготовить плановое количество торфа. Хронические невыплаты заработной платы создавали напряжённость в коллективе. На это время пришёлся и пуск торфобрикетного завода, наладка и стабилизация технологических процессов на котором проходила в таких же непростых условиях.

2003 год. Возрождение торфяной отрасли. Торфобрикет, как вид топлива, занимает всё более прочные позиции в жилищно-коммунальном комплексе района. Торфопредприятие Дедово Поле реанимировано ООО «Руссфинком» (г. Москва), сделавшим значительные инвестиции в его развитие. На базе торфопредприятия создано ЗАО «Дедово Поле».

Приобретена новая техника для добычи торфа, перевозки грузов, трактора. Вскоре на предприятие прибудут ещё и бульдозеры, погрузчик, новое оборудование для брикетного завода. В ближайшее время планируется произвести его реконструкцию. Планируется возобновить выпуск микропарников — они востребованы как для частного приусадебного хозяйства, так и для промышленного овощеводства и садоводства.

В 2003 году, несмотря на неблагоприятные погодные условия, было добыто 5,5 тысяч тонн торфа. В планах — добыча по финской технологии, использование немецкой техники. Всё это позволит довести добычу торфа до 150 тысяч тонн ежегодно. Подготовка полей для этого уже ведётся.

8 сентября 2003 года состоится празднование 80-й годовщины торфопредприятия Дедово Поле.













История торфопредприятия «Дедово Поле»

В октябре 1928 года в Колобовский сельский Совет прибыла делегация «Госленторфа» из г. Ленинграда. Один из членов делегации заявил, что в связи со строительством стеклозавода «Белый Бычок» в посёлке Чагода на территории Колобовского сельского Совета создаётся торфопредприятие «Дедово Поле», как основная топливная база для стеклозавода.

В деревне Мардас в доме Дмитрия Иванова открыли административную контору управления. Первоочередная задача — осушение болот. Рабочих подобрали из ближайших деревень. Назначили трёх десятников: Крылова Н. Ф., Гусева А., Домаширова В. Создали три бригады.

Начало осушения болот

Сток воды предусмотрен: с юга на запад в реку Кобожа, с севера на восток в реку Чагода. В двадцатые годы экскаваторов не было, канавы копали вручную. Пользовались инструментом: деревянной лопатой с железным наконечником, ломом, киркой, топором, ручной пилой, стальной лентой для замера.

Первую канаву начали копать недалеко от деревни Кобожа, в местечке, где река Липка впадала в Кобожу. Река Липка имела много изгибов, канавы копались прямо, выпрямляя изгибы. Работа проходила успешно до суходола «Сиглинец», там встретили препятствие: белый ил (плывун) — копаешь, а стенки тут же разваливаются. Для укрепления стенок стали ставить сваи и укреплять жердями. Одновременно канавы копали на полях, соединяя их с магистральной канавой. Осушение болот закончилось к 1930 году.

Начало добычи кускового торфа

Добычу торфа начали на первом карьере вблизи деревни Алексеевское. При помощи локомобиля готовилась торфяная масса и по двум тросам транспортировалась вдоль карты для расстила сушки, затем при помощи ножа-секача разрубалась на куски, снималась с тросов и укладывалась на землю карты для сушения рядками.

В 1949 году добыча торфа производилась при помощи машин «ТЕМП». Торфяная масса из машин «ТЕМП» подавалась в бункер стилочной машины, которая транспортировала и укладывала на землю карты для сушки. «ТЕМП» и стилочная машина работали при помощи электричества от сети. В результате освободили часть рабочей силы.

С 1949 года добыча торфа производилась за счёт механизации, добывался фрезерный торф в основном тракторами.

Набор рабочей силы

Для сушки и уборки кускового торфа требовалось большое количество людей. На сезон вербовали до 1500 — 2000 человек, из них 80 процентов женщин. В основном вербовали из Белоруссии, Татарии, Мордовии и районов Вологодской области. Расселяли людей в деревнях Колобовского сельсовета. В то время в деревнях отсутствовало электричество, радио, вечерами сидели с керосиновыми лампами. В выходные дни собирались и пели песни под гармонь, плясали, ходили в церковь, которая находилась между деревнями Алексеевское и Папоротно. Среди сезонных рабочих были украинцы, белорусы, мордва, татары, чуваши, русские и другие, но ссор и драк почти не было.

В 1950-е годы церковь разрушили, кирпич хотели использовать на кладку печей в общежитиях, но кирпич ломался, и его перевели на строительство дорог. Дом, в котором жила барыня, перевезли в посёлок Сазоново и построили школу. Хлебные амбары перевезли в деревню Мардас, где были построены школа и клуб. Землю вспахали.

Уборка кускового торфа

Уборка торфа производилась вручную. Куски торфа укладывали в корянки и подносили к каравану — караван строили на бровке карты. Корянки вязались из прутьев ивняка по заявкам предприятия в деревне Залозно частными лицами.

Вывозка торфа потребителю

В 1931 году впервые начали возить торф на Чагодощенский стеклозавод. Лошадей выделили колхозы «Кобожа», «Боец», «Ударник», «Победа». В зимнее время на сани крепили ящики из досок, в которые укладывали торф, и увозили на стеклозавод. Сложность была в том, что через реку Чагода моста не было, а завод был построен на левом берегу, там торф разгружали. К этому времени построили железную дорогу узкой колеи Борисово — Чагода. Торф транспортировали в вагонах узкой колеи механической тягой — мотовозами, паровозами.

В 1970 году на стеклозаводе стекловаренную печь перевели на жидкое топливо, поставка торфа заводу прекратилась.

Вывозку фрезерного торфа стали осуществлять в Сазоново. Там торф перегружался в вагоны широкой колеи и доставлялся на Череповецкую ГРЭС в пос. Кадуй, а также на ГРЭС в г. Кировск Ленинградской области.

В конце 1996 года прекратилась поставка торфа всем потребителям, кроме местной котельной.

В 1999 году в посёлке Борисово построен торфобрикетный завод для изготовления торфобрикета из фрезера для отопления котельных Чагодощенского района и ближайших районов.

Подсобное хозяйство

В 1950 году торфопредприятие «Дедово Поле» открыло подсобное хозяйство в деревне Паник. На полях выращивали картофель, в парниковом хозяйстве — капусту, овощи. Для обработки полей содержали 13 голов лошадей. На дворе 24 дойных коровы, 4 свиноматки, молодняк свиней забивали и вместе с молоком ежедневно привозили в столовую посёлка Борисово. Столовая в основном обслуживала сезонных рабочих, цены были низкие.

В 1960 году подсобное хозяйство прекратило свою деятельность. Столовая закрылась.

Осушение озёр

На полях торфодобычи имелись четыре озера: Сокол, Керосинец, Клопинец, Сигленец. В водах этих озёр имелась рыба: окунь, плотва, щука, карась. Рабочие и крестьяне ходили на рыбалку. Улов был хороший. В 1960 году администрация предприятия решила осушить озёра, ссылаясь на то, что они затрудняют сушить торф. Прокопали канаву, и спустили воду в реку Кобожа. В результате, загубили рыбу и нанесли огромный вред самому предприятию. При возникновении пожаров на участках торфодобычи остро встал вопрос с водой.

В 1965 году озеро Сигленец частично восстановили. Воду накачали с помощью насосов. Вода держится на отметке 1-1,5 метра. В озере появился карась. Озеро Сокол сохранили.

Строительство жилья

В первую очередь были построены из брёвен двухэтажные дома — общежития: 7 в посёлке Борисово, и 3 в посёлке Бараново. В них разместили всех сезонных рабочих. Одновременно строили жильё для кадровых рабочих: двухэтажные дома из брёвен и каркасно-щитовые дома. Контору управления из деревни Мардас перевели в деревню Папорть. В этот период в посёлке Борисово строили здание для конторы. После сдачи объекта контору перевели в посёлок Борисово. В этом здании разместили магазин и столовую.

В 1972 году началось строительство двухэтажных кирпичных домов с центральным отоплением, канализацией, водопроводом. Ведётся строительство дома ветеранов. Большинство населения проживает в благоустроенном жилье.

Социально-экономическое развитие посёлка

По проекту директора торфопредприятия «Дедово Поле» Ландграф Р. В. в 1975 году был построен и открыт обелиск в честь воинов, погибших в годы ВОВ. В День Победы, день защитника Отечества здесь проводятся митинги, возлагаются венки и гирлянды.

В 1973 году был образован Борисовский сельский Совет народных депутатов.

На территории посёлка расположены: медпункт, Дедовопольская неполная средняя школа, котельная, водяная башня, очистные сооружения, железнодорожный вокзал, гаражи, детский сад, контора управления, торговый центр, в котором размещены три магазина, отделение связи, библиотека, сберкасса, контора участка МП ЖКХ.

В 1985 году была построена асфальтированная дорога Малашкино — Борисово. Имеется хорошее сообщение внутри района, а также с городами Санкт-Петербург и Вологда.

С 1970 года жители посёлка смотрят телевизоры чёрно-белого, а с 1986 года и цветного изображения.

Написано по воспоминаниям пенсионера, ветерана труда Герасичева Василия Николаевича, 14. 02. 2000 г.













Из истории торфопредприятия «Дедово Поле» (Л. Ефимова)

В годы первых пятилеток в Чагодощенском районе началось строительство новых промышленных объектов. Одним из вновь создаваемых предприятий стал Чагодощенский государственный механизированный стекольный завод «Белый Бычок». Развитие стекольной промышленности в районе вызвало бурный рост лесозаготовительной и торфодобывающей отраслей. На то время годовая потребность в топливе имеющихся в районе трёх стеклозаводов составляла полмиллиона кубометров дров, за что стекольные заводы получили в народе меткое прозвище «короеды».

Наряду с древесиной в качестве топлива стал использоваться и торф. В 1923 году была начата разработка торфяного массива месторождения Дедово Поле на территории Коробовского сельского совета. Одновременно с проектными и изыскательными мероприятиями велась разрубка трасс для рытья будущих магистральных каналов, необходимых для сброса вод с торфяного массива. Последующие два года осуществлялись работы по рытью основных магистральных каналов, строительство которых закончилось к 1930 году.

Рабочие бригады формировались из числа жителей близлежащих деревень. Все земляные работы осуществлялись вручную. Основными рабочими инструментами были деревянная лопата с железным наконечником, лом, кирка, топор, ручная пила. Недалеко от месторождения было развёрнуто строительство посёлка, первыми постройками которого стали чурочный барак для рабочих и временная механическая мастерская.

В 1928 году по решению выездной комиссии Госленторфа месторождение Дедово Поле становится основным топливным ресурсом Чагодощенского стекольного завода.

Вывозка торфа с месторождения началась в 1931 году. Первая партия торфа была добыта в карьере вблизи деревни Алексеевское. Рабочие вручную кидали торфяную массу из карьера лопатами в элеваторную машину. Масса перемешивалась в специальном пресс-барабане, из которого по тросовой системе транспортировалась вдоль карты для настила и сушки. Высохшую торфяную массу при помощи ножа-секача разрубали на куски, снимали с тросов и раскладывали рядками-«змейками» на поверхность карты для дальнейшей сушки. Из кусков практически высохшего торфа формировали клетки высотой до метра, которые, в свою очередь, укладывали в двухметровые штабеля. Всего на карте помещалось 6-7 штабелей. Затем с использованием конной тяги торф вывозился на стеклозавод.

С 1938 года, после открытия узкоколейной железной дороги Борисово — Чагода, торф стали транспортировать мотовозами и паровозами.

В работах по заготовке торфа преобладал тяжёлый ручной труд. Требовалось большое количество рабочей силы. Между тем, большинство трудоспособного населения было занято в стекольной отрасли района. Проблема дефицита кадров была решена за счёт вербовки сезонных рабочих из Мордовии, Татарии, Чувашии, Украины и Белоруссии. На сезон, с апреля по октябрь, вербовали до 1500 — 2000 человек, большинство из которых были женщинами. Рабочий день составлял 16-17 часов в сутки. После завершения сезона рабочим предоставлялся межсезонный отпуск. Приезжих наёмных рабочих селили в двухэтажные бараки, в комнатах размещалось по 12-14 человек. Им выдавали рабочую экипировку — «шахтёрки» (калоши), брезентовые бахилы и рукавицы.

В годы Великой Отечественной войны торфопредприятие не действовало, большинство рабочих ушло на фронт. Добыча торфа возобновилась только в 1945 году.

Дальнейшее развитие производства шло по пути повышения уровня механизации труда, а соответственно увеличения мощности предприятия и улучшения условий труда. Так, машина ТЭМП подавала торфяную массу в бункер стилочной машины, а та, в свою очередь, транспортировала торф и укладывала его для сушки на карту. Однако добыча кускового торфа продолжала оставаться весьма трудоёмким процессом. Для выполнения плана приходилось держать большой штат, привлекать значительное количество сезонных рабочих, в то время как производительность труда была сравнительно низкой. Производство не было рентабельным.

В 1960-х годов торфопредприятие «Дедово Поле» несло значительные убытки, и фактически находилось на грани разорения. Решение этой проблемы стало возможным благодаря постепенному переходу на добычу фрезерного (мелкого) торфа. Его добыча, осуществлявшаяся с помощью механизмов, была менее затратным процессом.

В послевоенный период видоизменяется и облик посёлка торфодобытчиков Борисово. На месте бараков были возведены восьмиквартирные и двенадцатиквартирные дома, построены клуб, школа, больница.

В 1966 году стекловаренную печь Чагодощенского стекольного завода переводят на жидкое топливо, потребность завода в кусковом торфе полностью отпадает. Основным видом продукции дедовопольского торфопредприятия становится фрезерный торф. Его поставляют на Череповецкую ГРЭС, в пос. Кадуй, на ГРЭС в г. Кировск Ленинградской области.

Кусковой торф, добыча которого весьма незначительна, поставляется лишь на Чагодощенскую электростанцию.

Во второй половине 1980-х — начале 1990-х годов советская промышленность находилась в состоянии кризиса. Торфопредприятие «Дедово Поле» терпит убытки. Экономическая ситуация такова, что предприятие вынуждено влезть в долги, заработная плата не выплачивается, резко сокращается штат сотрудников. Экономические реформы 1990-х годов становятся непростым испытанием для торфопредприятия. Изношенная техника, нехватка средств на её ремонт и замену, на горюче-смазочные материалы — всё это не позволяло выполнить плановое задание по заготовке торфа. Хронические невыплаты заработной платы создавали напряжённую атмосферу в рабочем коллективе.

В 1996 году прекращается поставка торфа всем потребителям, за исключением местной котельной, единственной в районе использующей в работе фрезерный торф. Однако удалось наладить некоторые новые технологические процессы, запустить торфобрикетный завод.

В 1999 году в посёлке Борисово был построен торфобрикетный завод для изготовления торфобрикета из фрезерного торфа, предназначающегося для котельных. В 1990-е годы предприятием налаживается производство микропарников из торфяной смеси в полиэтиленовой упаковке. Торф реализуется колхозам и местному населению как удобрение для песчаных почв.

Следствием сложной экономической ситуации последних лет явился факт банкротства федерального государственного унитарного торфопредприятия «Дедово Поле», признанный решение арбитражного суда Вологодской области от 19 июня 2003 года. Новым собственником предприятия становится московская фирма «Руссфинком». 2003 год можно считать годом второго рождения торфопредприятия. ЗАО «Дедово Поле» укомплектовывается новой техникой для добычи торфа, перевозки грузов. В настоящий момент начата реконструкция производства. Планируется возобновить выпуск микропарников как для промышленного овощеводства, так и для приусадебного хозяйства.

В 2003 году было добыто 5,5 тысяч тонн торфа. Планируемое освоение европейской торфодобывающей технологии позволит увеличить объём добычи до 150 тысяч тонн в год. Сейчас на предприятии за сутки выпускается 20 тысяч тонн торфобрикета, что немаловажно для развития жилищно-коммунального хозяйства района. 8 сентября 2003 года состоялось торжественное празднование 80-й годовщины образования торфопредприятия «Дедово Поле».

При написании статьи использованы воспоминания ветеранов труда и работников торфопредприятия «Дедово Поле», материалы районной газеты «Искра», Чагодощенского районного архива (фонд 112).



















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 6)    

    ДОКУМЕНТЫ    

    РАЗНОЕ    












15.01.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»

на главную страницу