Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ГЛАДКОЕ»







Торфопредприятие «Гладкое» (с 1990-х годов официальное название — ОАО «Агроторф», позднее ООО «Торфозавод «Агроторф») находится в посёлке Гладкое Тосненского района Ленинградской области.

В ведении торфопредприятия находится торфовозная узкоколейная железная дорога, протяжённость которой, по состоянию на 2010 год, составляет около 7 километров. Это ближайшая к Санкт-Петербургу сохранившаяся торфовозная узкоколейная железная дорога. Расстояние от посёлка Гладкое до центра Санкт-Петербурга по прямой составляет около 40 километров.


http://uzd.spb.ru/len05.htm — описание узкоколейной железной дороги на сайте Александра Корсакова


По информации от Александра Корсакова, строительство узкоколейной железной дороги, торфопредприятия и посёлка Гладкое началось в конце 1960-х годов. Торфопредприятие создавалось на базе закрытого в те же годы Ульяновского торфопредприятия, находившегося севернее (описание узкоколейной железной дороги на Ульяновском торфомассиве находится на странице «Узкоколейные железные дороги Ленинградской области», «Тосненский район»).

Посёлок Гладкое был построен «с нуля» среди ненаселённой местности. Торфяная техника частично была передана из Ульяновского торфопредприятия. Скорее всего, оттуда был частично передан и подвижной состав узкоколейной железной дороги.

Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1970 год. В посёлке Гладкое был построен завод по изготовлению торфоизоляционных материалов — один из потребителей торфа. Для вывоза торфяных изделий использовалась линия узкоколейной железной дороги Гладкое — Пустынька, длиной около 2 километров.

Массового перегруза топливного торфа на широкую колею в Пустыньке не было. К широкой колее вывозилась в основном торфяная продукция, а не торф в «первичном» виде.

В 1980-х годах параллельно линии узкоколейной железной дороги Гладкое — Пустынька была построена линия широкой колеи от Пустыньки до Гладкого. Некоторое время на участке Гладкое — Пустынька действовали одновременно линии широкой и узкой колеи.

Во владении торфопредприятия имелись собственные тепловозы широкой колеи — ТГМ1 и ТГМ40. В Гладком имелось небольшое депо, обслуживавшее ширококолейные тепловозы. Имелись и перегрузочные устройства.

Тяговый подвижной состав узкоколейной железной дороги первоначально был представлен мотовозами (самоходными электростанциями) ЭСУ1 и ЭСУ2А. Имелся самоходный снегоочиститель СЩС. Позднее поступали тепловозы ТУ6А, ТУ6Д, ТУ7. Прицепной подвижной состав — преимущественно торфовозные вагоны ТСВ6. Многие вагоны были оборудованы узкоколейной автосцепкой АСУ.

Ширококолейный подъездной путь Пустынька — Гладкое был разобран в 1990-х годах. Узкоколейная железная дорога по этому направлению, скорее всего, была разобрана раньше.

Объём работы торфопредприятия в 1990-х годах значительно снизился, но торфопредприятие удалось сохранить.

По состоянию на 1998 год, на узкоколейной железной дороге работали три мотовоза (самоходные электростанции) ЭСУ2А, тепловоз-дрезина ТУ6Д, подвергшийся существенной переделке. В 1999 поступила ЭСУ2А из бывшего Ириновского торфопредприятия, в 2000 году — ЭСУ2А из Васильевского предприятия промышленного железнодорожного транспорта.

В 2010 году «балластные» вагоны-хопперы из Гладкого забирали на строительство «Новой» Малой Октябрьской железной дороги, расположенной в южных пригородах Санкт-Петербурга. Затем они были возвращены на прежнее место.

В 2016 году была доставлена ЭСУ2А-999 из Мокеиха-Зыбинского торфопредприятия.

По состоянию на 2017 год, узкоколейная железная дорога остаётся в числе действующих.


http://kirill-kravchenko.narod.ru/reisen/year_2005/2005-09-17_gladkoe/2005-09-17_gladkoe.htm
описание похода на узкоколейную железную дорогу любителя железных дорог Кирилла Кравченко, сентябрь 2005 года

http://old.wikimapia.org/#lat=59.6379055&lon=30.8526993&z=13&l=1&m=s&v=9
узкоколейная железная дорога на спутниковых снимках




Я впервые побывал на узколейной железной дороге в мае 2001 года. По состоянию на тот момент, было регулярное движение по «западной» линии (в западной части Гертовского болота) — ЭСУ2А каждое утро вывозила рабочих из Гладкого на торфомассив. По «восточной» линии (в восточной части торфомассива) регулярного движения не было.

Проезжаю до полевой базы и обратно. К сожалению, фотографий не было, как и во всей той экспедиции.


Второе посещение посёлка Гладкое: 18 июня 2015 года. Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2015spb.html.

Двигаюсь пешком со станции Саблино. Ночёвка в окрестностях станции Пустынька, не имеющей пассажирского сообщения.

Узкоколейная железная дорога активно живёт и работает. Она выглядит не хуже, чем в 2001 году. К моему удивлению, на главном ходу выполнен капитальный ремонт пути. Уложен щебневой балласт.

Почти весь персонал персонал узкоколейной железной дороги и торфопредприятия теперь, в отличие от 2001 года, состоит из гастарбайтеров — узбеков или киргизов. Вместо местных жителей. И сюда добрался этот маразм.

Выезжаю в вагоне рабочего поезда. Какая-то «обезьяна» из местных жителей (хотя по внешности вначале принял за гастарбайтера) учинила «наезд» и пыталась высадить.

Громко рассказываю о себе пассажирам вагона, жителям Русской Азии. Оставляю «визитку» — пусть потом «просветляются».

По узкоколейной железной дороге, как и в 2001 году, я проехал 3700 метров — от депо до полевой базы. Обратно — пешком, с тотальным фотодокументированием.

Сфотографированные локомотивы: тепловоз ТУ8, ЭСУ2А-883 (инвентарный номер 2), и ещё одна действующая ЭСУ2А, номер которой с достоверностью не установлен. Кабина ЭСУ2А-062 1974 года постройки, стоящая в качестве сарая.

Номер тепловоза ТУ8 не читается. По информации от Антона Максимова, это ТУ8-0073 1987 года постройки. Вывезен в 2013 году из Новой Орши, Тверская область.

Номер на ЭСУ2А-883 из-за краски читается плохо. Но точно известен от Антона Максимова. До 2009 года она была в Рязановке, ещё раньше в Каданке.

Наверняка тут есть ЭСУ2А-411 и ЭСУ2А-1018. Они были вывезены в 2013 году из Новой Орши. Одну из них я сфотографировал, но номер не заметен.

Когда-то тут были также ЭСУ2А-371 (вывезена примерно в 1998 году из Рахья), ЭСУ2А-531 (до 2000 года в Васильевском Мхе), ЭСУ2А-907 (возможно, ещё действует).

Движение на узкоколейной железной дороге интенсивное, много раз в день. Навстречу проследовал грузовой поезд за торфом. На одном из торфовозных вагонов нанесено графитти. Чувствуется близость большого города!

Из Гладкого двигаюсь пешком на станцию Саблино. Вначале — по разобранной линии на станцию Пустынька, затем по железной дороге Мга — Гатчина до путепровода, и по Петербурго-Московской железной дороге. Длина пешего перехода до Саблино составила 8 700 метров.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ГЛАДКОМ, ТЕПЛОВОЗ ТУ8-0073)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ГЛАДКОМ,
     ТУ8-0073, НЕУСТАНОВЛЕННАЯ ЭСУ2А И ЭСУ2А-883, ПОЛЕВАЯ БАЗА, НАЧАЛО ФОТОДОКУМЕНТАЦИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПРОСЛЕДОВАНИЕ ПОЕЗДА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ОКРЕСТНОСТИ ГЛАДКОГО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ОКРЕСТНОСТИ ГЛАДКОГО, ГЛАДКОЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ГЛАДКОЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ГЛАДКОЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ГЛАДКОЕ И РАЗОБРАННЫЙ УЧАСТОК ГЛАДКОЕ — ПУСТЫНЬКА)    










07.03.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Ленинградской области»

на главную страницу