УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ГУСЕВСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА








Управление Гусевского предприятия промышленного железнодорожного транспорта (прежнее название — Гусевское торфо-транспортное хозяйство) находится в городе Гусь-Хрустальный. В ведении Гусевского ППЖТ находится значительная по своей протяжённости сеть узкоколейных железных дорог. Она обслуживала несколько торфопредприятий.

По состоянию на 2009 год, Гусевское ППЖТ — единственное действующее ППЖТ колеи 750 мм, единственное сохранившееся из 14 ППЖТ (ТУ, ОХЖТ). Все остальные (Ореховско-Зуевское, Шатурское, Радовицкое, Васильевское, Редкинское, Купанское, Тёсовское, Комсомольское, Чернораменское, Горьковское, Каринское, Свердловское, Тарманское) уже давно ушли в историю.



История

Добыча торфа вблизи нынешнего города Гусь-Хрустальный началась в 1847 году. Торф добывался в незначительном объёме, использовался в качестве топлива на Гусевской бумагопрядильне (позднее получившей название «Гусевская прядильно-ткацкая фабрика»). Из-за трудностей с осушением болот и транспортировкой торфа добыча продолжалась недолго.

С начала ХХ века на торфоразработках внедряются механизированные способы добычи торфа. Его потребителем становится не только прядильно-ткацкая фабрика, но и стекольный (хрустальный) завод.

По версии авторов книги «Мещерская Магистраль» В. Миронова и А. Берзина, на Гусевском хрустальном заводе и вблизи него с конца XIX века действовала узкоколейная железная дорога колеи 914 мм, возможно, использовавшаяся в том числе для доставки торфа. Никаких документальных подтверждений этого не найдено.

Ориентировочная дата открытия первого участка ныне действующей узкоколейной железной дороги — 1920-е годы. Первые линии вели на ближайшие торфомассивы, расположенные к западу от посёлка Гусь-Хрустальный (в 1931 году получил статус города). Позднее была построена линия, ведущая от хрустального завода имени Ф. Э. Дзержинского к посёлку Мезиновский, где было создано Мезиновское торфопредприятие. Она пролегала почти по кратчайшему направлению, через ближайшие окрестности населённого пункта Головари. Эта линия была разобрана не позднее 1970-х годов. На многих топографических картах от неё «оставлен» лишь тупиковый участок, обрывающийся в лесу южнее населённого пункта Головари.

На пике развития протяжённость линий узкоколейной железной дороги Гусевского ТТХ (ППЖТ) составляла свыше 100 километров. Главной магистралью являлась линия Сортировочная (посёлок Мезиновский) — Перегрузочная (окрестности станции Комиссаровка на железнодорожной линии широкой колеи Владимир — Окатово — Тумская), протяжённостью 33 километра.

Помимо основной сети, в составе Гусевского ТТХ (ППЖТ) на протяжении некоторого времени находилась «малая» сеть узкоколейных железных дорог, расположенная к югу от железнодорожной магистрали Куровская — Нечаевская (Москва — Казань). Она обслуживала Орловское торфопредприятие.

На станции Перегрузочная производилась перегрузка торфа в вагоны широкой колеи. На станции Сортировочная перегруза не было, торф поступал туда для переработки (в Мезиновском выпускались торфяные брикеты и другая торфяная продукция).

Линия на Иванищи первоначально использовалась для доставки торфа на Иванищевский стекольный завод, действующий с 1845 года. На Иванищевском болоте, расположенном к югу от посёлка Иванищи, добывался сфагнум, поступавший на станцию Сортировочная (он являлся одним из видов сырья при производстве торфяной продукции).

Линии узкоколейной железной дороги пролегали по торфомассивам четырёх торфопредприятий: Гусевского (наиболее старого, когда-то наиболее крупного), Мезиновского, Иванищевского, Панфиловского. Было хорошо развито пассажирское сообщение. В составе Гусевского торфопредприятия, помимо центрального посёлка (в большинстве карт обозначен как Гусевский), имелось по меньшей мере 5 рабочих посёлков, для которых узкоколейная железная дорога являлась основным средством сообщения с внешним миром. Пунктом отправления пассажирских поездов в городе Гусь-Хрустальный являлась станция Эстакада, там существовал вокзал.

В первой половине 1990-х годов была разобрана «малая» сеть узкоколейных железных дорог, линия на Иванищи и некоторые другие участки. Пассажирское движение было сокращено до минимума.

По состоянию на октябрь 1996 года (первая поездка автора на узкоколейную железную дорогу), курсировал только один пассажирский поезд. Он следовал по маршруту Эстакада — Новый.

По состоянию на август 1997 года (поездка по маршруту Эстакада — Новый), расписание движения пассажирского поезда было следующим: Эстакада — Новый 7:20-8:00, 17:05-17:45, Новый — Эстакада 6:20-7:00, 16:20-17:00. Поезд состоял из двух пассажирских вагонов, в нём продавались билеты.

В июле 2000 года была совершена поездка от Сортировочной до Перегрузочной. В то время торф добывался главным образом вблизи посёлка Мезиновский (Мезиновка), поставлялся на Шатурскую ГРЭС. Вагоны широкой колеи, загруженные торфом на станции Комиссаровка, следовали в Шатуру через станции Окатово и Нечаевская. Загрузка вагонов непосредственно в Мезиновском (станция Торфопродукт) позволила бы значительно сократить маршрут перевозки, но не представлялась возможной из-за отсутствия механизированного перегруза.

Тогда же, в 2000 году (?) было прекращено движение пассажирского поезда Эстакада — Новый. Пассажирские вагоны стали курсировать только в составах рабочих поездов (от станции Сортировочная до производственных участков).


28 мая 2009 года автором было посещено управление Гусевского ППЖТ, пройден пешком участок от посёлка Гусевский до депо Гусь. Узкоколейная железная дорога Гусевского предприятия промышленного железнодорожного транспорта была посещена в пятый раз за 13 лет. Обстоятельно расспрашиваю о её текущем состоянии и возможных перспективах руководителя Гусевского предприятия промышленного железнодорожного транспорта В.Н. Неврюева.

На тот момент регулярное (ежедневное) движение было на участке Сортировочная (Мезиновка) — участок — Дёминский разъезд — депо Гусь (Эстакада). Основной потребитель торфа — фабрика по производству торфопродукции в Мезиновке (станция Сортировочная). От Сортировочной до участка курсировал рабочий (пассажирский) поезд. От участка до депо Гусь тепловозы следовали резервом.

На станцию Перегрузочная (примыкает к станции Комиссаровка широкой колеи) торф массово не вывозился уже около года, после отказа Шатурской ГРЭС от использования торфяного топлива. В ограниченном объёме осуществляется перегрузка торфа на автотранспорт. На станции Перегрузочная по-прежнему действует диспетчерская, ведутся графики исполненного движения. Не реже одного раза в неделю на станцию Перегрузочная следует тепловоз.

Часть сети узкоколейных железных дорог отдана в аренду ООО «Гусьторф». Это линия на посёлок Новый, где находится депо и хранится подвижной состав, арендованный «Гусьторфом», а также восстановленная после полной разборки линия к бывшему 9-му посёлку.

«Гусьторф» планирует восстановить линию к бывшей котельной посёлка Гусевский, что позволит ему не пользоваться участком, принадлежащим Гусевскому ППЖТ. Однако сейчас регулярного движения на линии «Гусьторфа» нет из-за споров о принадлежности этой линии. Торф временно возят автомобилями, что обходится дороже.

В планах — создание перегруза торфа на автомобили на территории депо Гусь, восстановление некоторых ранее разобранных линий. В целом, с 2000 года протяжённость сети не уменьшилась, а возросла (в основном за счёт участков, которые восстановил «Гусьторф»).









_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________







Здание ДС («вокзал») на станции Сортировочная. Не позднее 2007 года оно было снесено.
07.2000






Главная линия узкоколейной железной дороги (Сортировочная — Перегрузочная). Снимок сделан
приблизительно в 5 километрах к северу от Сортировочной.
07.2000






Билеты для проезда в поезде сообщением
Эстакада — Новый. 1997 год.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    


    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПОСЁЛОК МЕЗИНОВСКИЙ, СТАНЦИЯ СОРТИРОВОЧНАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОСЁЛОК МЕЗИНОВСКИЙ, СТАНЦИЯ СОРТИРОВОЧНАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПОСЁЛОК МЕЗИНОВСКИЙ, СТАНЦИЯ СОРТИРОВОЧНАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПОСЁЛОК МЕЗИНОВСКИЙ, СТАНЦИЯ СОРТИРОВОЧНАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПОСЁЛОК МЕЗИНОВСКИЙ, СТАНЦИЯ СОРТИРОВОЧНАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПОСЁЛОК МЕЗИНОВСКИЙ, СТАНЦИЯ СОРТИРОВОЧНАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПОСЁЛОК МЕЗИНОВСКИЙ, СТАНЦИЯ СОРТИРОВОЧНАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (СТАНЦИЯ СОРТИРОВОЧНАЯ — ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ, ПУТИ ВБЛИЗИ ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (СТАНЦИЯ СОРТИРОВОЧНАЯ — ПУТИ ВБЛИЗИ ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ СОРТИРОВОЧНАЯ — ПУТИ ВБЛИЗИ ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ СОРТИРОВОЧНАЯ — ПУТИ ВБЛИЗИ ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО, ЛОКОМОТИВЫ В ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПОСЁЛОК МЕЗИНОВСКИЙ, СТАНЦИЯ СОРТИРОВОЧНАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ПОСЁЛОК МЕЗИНОВСКИЙ, СТАНЦИЯ СОРТИРОВОЧНАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ПОСЁЛОК МЕЗИНОВСКИЙ, СТАНЦИЯ СОРТИРОВОЧНАЯ)
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ЭСТАКАДА В ГОРОДЕ ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ — БЫВШЕЕ МЕСТО
     ОТПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ, ЗДАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГУСЕВСКОГО ППЖТ, ТЕРРИТОРИЯ ДЕПО ГУСЬ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ТЕПЛОВОЗЫ В ДЕПО ГУСЬ, ТЕРРИТОРИЯ ДЕПО ГУСЬ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ДЕПО ГУСЬ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ДЕПО ГУСЬ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ДЕПО ГУСЬ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ДЕПО ГУСЬ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ДЕПО ГУСЬ, УПРАВЛЕНИЕ ГУСЕВСКОГО ППЖТ,
     МЕСТО РАЗВЕТВЛЕНИЯ ЛИНИЙ НА ПАНФИЛОВО И НА ОСТРОВСКУЮ В ОКРЕСТНОСТЯХ ПОСЁЛКА ГУСЕВСКИЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (МЕСТО РАЗВЕТВЛЕНИЯ ЛИНИЙ НА ПАНФИЛОВО И НА ОСТРОВСКУЮ В ОКРЕСТНОСТЯХ
     ПОСЁЛКА ГУСЕВСКИЙ, СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ НА БАЗЕ ЭСУ1-277, СЛЕДУЮЩИЙ СО СТОРОНЫ ОСТРОВСКОЙ НА ЭСТАКАДУ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (МЕСТО РАЗВЕТВЛЕНИЯ ЛИНИЙ НА ПАНФИЛОВО И НА ОСТРОВСКУЮ В ОКРЕСТНОСТЯХ
     ПОСЁЛКА ГУСЕВСКИЙ, СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ НА БАЗЕ ЭСУ1-277, СЛЕДУЮЩИЙ СО СТОРОНЫ ОСТРОВСКОЙ НА ЭСТАКАДУ,
     НАЧАЛО ПОХОДА ПО ЛИНИИ НА ЭСТАКАДУ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ЛИНИЯ НА ЭСТАКАДУ,
     БЫВШАЯ СТАНЦИЯ ОБЪЕЗДНАЯ НА ЮЖНОЙ ОКРАИНЕ ПОСЁЛКА ГУСЕВСКИЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ЛИНИЯ НА ЭСТАКАДУ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ЛИНИЯ НА ЭСТАКАДУ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ЛИНИЯ НА ЭСТАКАДУ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ЛИНИЯ НА ЭСТАКАДУ, НАЧАЛО ЗАСТРОЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (СТАНЦИЯ ЭСТАКАДА,
     ВОРОТА ТЕРРИТОРИИ ДЕПО ГУСЬ, ЗДАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГУСЕВСКОГО ППЖТ)
   











19.01.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Владимирской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика