Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ИЛЬИНО — ФРОЛИЩИ







Протяжённость железнодорожной линии Ильино — Фроли́щи составляет 30 километров (без учёта ветвей). Железнодорожная линия пролегает по территории Володарского района Нижегородской области. Ветви заходят на территорию Гороховецкого района Владимирской области.

По данным на 2010 год, железнодорожная линия относится к Горьковскому отделению Горьковской железной дороги. Железнодорожная линия однопутная, нигде не электрифицирована. Железнодорожная линия используется как для грузовых, так и для пассажирских перевозок. К ней примыкают две ведомственные линии значительной протяжённости: Инженерная — Золино и Великое Озеро — Дезпромстанция.

Лесная, заболоченная и малонаселённая местность к северу от левого берега рек Клязьмы и Оки в районе городов Гороховец и Горбатов с конца XIX века стала использоваться как место военных учений. В начале 1930-х годов здесь был создан Гороховецкий артиллерийский полигон. В период Великой Отечественной войны в Гороховецких военных лагерях проходили военную подготовку солдаты, здесь формировались и отсюда уходили на фронт армейские части и подразделения.

Железнодорожная линия Ильино — Фролищи была построена ориентировочно в 1930-е годы. Линия строилась в интересах военного ведомства для обслуживания многочисленных объектов оборонного назначения. На протяжении первых приблизительно 30 лет работы железная дорога Ильино — Фролищи не входила в состав железнодорожной сети общего пользования. Скорее всего, её обслуживала одна из структур Министерства Обороны.

Позднее было принято решение о передаче линии Ильино — Фролищи в состав сети общего пользования МПС СССР. Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), дата ввода в эксплуатацию станций Великое Озеро и Фролищи — 1965 год. В действительности это дата передачи линии МПС.

В конце 1940-х — начале 1950-х годов пассажирский поезд, курсировавший по маршруту Ильино — Фролищи, состоял из переоборудованных для перевозки людей грузовых вагонов. Позднее они были заменены пассажирскими вагонами.


Цитата из воспоминаний бывшего жителя посёлка Фролищи Евгения Рабкина
http://frolishi-kraeved.narod.ru/REG_Frolishi_48-70.html
Станция Фролищи – домик, в нём кассир и несколько кресел. Такая же станция была в Ильино, потом там построили хорошее здание вокзала, в нём я провел немало времени, ожидая поезда.

В начале 1950-х годов из Фролищ до Ильино людей возили в товарных вагонах с лавками и печками (теплушки), потом появились пассажирские вагоны. Паровозы «ОВ» были очень долго, полагаю, до 60-х годов. Смотрел на них с удовольствием, уже живя в Воронеже, оценил красоту описания паровозов у воронежского писателя Андрея Платонова.

Чтобы выехать из Фролищ первым поездом, надо было вставать в 4 утра (я любитель поспать и до сих пор с ужасом вспоминаю эти подъёмы).



Линия Ильино — Фролищи практически сразу после открытия стала начальным пунктом двух крупных «боковых» ветвей: Инженерная — Золино и Великое Озеро — Дезпромстанция — Лух. Эти линии не передавались МПС в 1965 году.

Линия Инженерная — Золино имеет протяжённость около 16 километров. На ней имеется промежуточная станция Ударники. По неподтверждённым данным, на ней было пассажирское движение, а также периодически завозились в пассажирских вагонах солдаты-новобранцы, следовавшие к местам службы.

Линия на Дезпромстанцию хранит много загадок. Изначально её конечным пунктом была не Дезпромстанция, а станция Лух, расположенная у посёлков Старая и Новая Почайка, вблизи берега реки Лух. Севернее Почайки действовала узкоколейная железная дорога, примыкавшая к широкой колее.

Посёлок Старая Почайка возник в 1931 году связи с появлением лесозаготовительного участка №1 Фролищенского ЛПК-195. В последние годы Великой Отечественной войны и в первые годы после войны в этом районе находились два лагеря: для немецких военнопленных и для репрессированных граждан СССР. Заключённые лагерей работали на лесозаготовках. В конце 1960-х годов ЛЗУ №1 был ликвидирован. Посёлки Старая и Новая Почайка после этого стали нежилыми. Железная дорога на Лух и узкоколейная железная дорога Почайка — Санхар были разобраны.

Сохранившаяся часть линии на Лух стала использоваться для сообщения с Дезпромстанцией. Дезинфекционно-промывочная станция — комплекс сооружений для очистки вагонов после перевозки в них животных, мяса, мясопродуктов, сырья животного происхождения, различных скоропортящихся грузов, минеральных удобрений и других подобных грузов, а также для очистки вагонов, подвергшихся химическому загрязнению, в том числе при военных учениях.

В районе Дезпромстанции была построена кольцевая линия, предназначавшаяся для испытаний подвижного состава. По информации от А. Фетисова, кольцо скорее всего было построено в 1970-е годы. Кольцо использовалось как экспериментально-технический полигон Всесоюзного (Всероссийского) научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). Основное экспериментальное кольцо ВНИИЖТ, имеющее отличную техническую оснащённость, однако уступающее по протяжённости кольцу у Великого Озера, находится в Щербинке (Московская область).

Информация от Д. Мамина:
Вблизи Великого Озера находится «учебка» железнодорожных войск. Что-то вроде Щербинки для военных. Есть кольцо (точнее, там два кольца — второе находится вблизи посёлка Центральный).

В 1992 году, когда я проходил сборы, там было интересно! Вдоль южной части кольца тянулась лесовозная дорога, там даже регулярное пассажирское движение до Центрального существовало — ходила АС1А. Испытания проходили на маленьком кольце, а большое (кстати, двухпутное) хирело и заростало молодой порослью.

В начале 1990-х годов его усиленно начали приводить в порядок — хотели с Щербинкой конкурировать, или что-то серьёзное испытывать (нам об этом знать было не положено). Мои коллеги ВоСошники не одну неделю выезжали туда с топорами вместо автоматов — рубили проросший молодняк, чтобы подготовить путь к испытаниям.


Дезпромстанция в 1996-1998 годах использовалась для дезактивации подвижного состава, подвершегося радиационному загрязнению в ходе аварии на Чернобыльской АЭС.

http://www.elcom.ru/~cgsnvlad/radiol.html

Гороховецкий район (дезпромстанция «Ильино»)
Здесь расположен экспериментально-технический полигон Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. В 1996-1998 г. на полигоне проводились работы по дезактивации подвижного состава подвергнувшегося радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС. В настоящее время имеющиеся радиоактивные отходы сданы на захоронение. МЭД ГИ на территории экспериментальной площадки технической зоны полигона (место проведения работ по дезактивации - 0,1-0,75 мкЗв/час), в одном метре от границы полигона — на уровне фона.


В сентябре 2009 года по ветви Великое Озеро — Дезпромстанция прошёл любитель железных дорог из Москвы Александр Фетисов. По информации от него, кольца не существовало — вся южная его часть (южнее озера Великое) была разобрана. Линия на Дезпромстанцию действовала. Со станции Великое Озеро на Дезпромстанцию регулярно отправлялась автомотриса АС1А, предназначенная для перевозки сотрудников. Непосредственно перед Дезпромстанцией линия уходила за колючую проволоку, на запретную территорию.

http://af1461.livejournal.com/253442.html — материал А. Фетисова,
посвящённый походу по железной дороге Великое Озеро — Дезпромстанция

http://old.wikimapia.org/#lat=56.3041582&lon=42.6774216&z=13&l=1&m=s&v=9 — район Дезпромстанции на спутниковых снимках




По состоянию на июль 2006 года (поездка автора по линии Ильино — Фролищи), курсировали 2 пары пригородных поездов с пассажирами по маршруту Ильино — Фролищи (ещё одна пара — ночью, резервом), 3 пары поездов Фролищи — Ильино. Поезд состоял из тепловоза ЧМЭ3 с одним плацкартным вагоном. Формально все поезда считались грузопассажирскими, но грузовых вагонов в составе не было. Распространённое среди местных жителей название поезда — «кукушка».

На линии действовали станции Великое Озеро, Инженерная, Фролищи. На станции Великое Озеро сохранялся старый деревянный вокзал необычной архитектуры. На станции Фролищи вокзала не было, имелось лишь маленькое невзрачное деревянное здание дежурного по станции. Таблички с названием станции на нём не было.

Регулярное грузовое движение было на участке Ильино — Инженерная и далее на Золино. На участке Инженерная — Фролищи грузового движения практически не было. Воинские части в посёлке Фролищи и его окрестностях были либо закрыты, либо значительно сокращены. Был закрыт и лесопромышленный комбинат (ЛПК) № 195.

Главная достопримечательность посёлка Фролищи — монастырь Флора и Лавра (Свято-Успенская Фролищева пустынь). В нём на протяжении десятков лет находилась воинская часть. Огромный комплекс старинных зданий пришёл в полуразрушенное состояние. С 2005 года монастырь возрождается.

С начала 2009 года движение пригородных поездов на линии Ильино — Фролищи было отменено. Казалось, что шансов на его восстановление нет: движение на тупиковых линиях в России ликвидируется повсеместно, а здесь ситуация усугубляется тем, что линия дублируется асфальтированной автодорогой.

Но ситуация стала развиваться по нестандартному сценарию. На активные протесты местных жителей отреагировало Правительство Нижегородской области. Была достигнута договорённость с Горьковской железной дорогой о восстановлении движения.

С 1 апреля 2009 года пассажирское движение на линии Ильино — Фролищи было восстановлено. С этого момента на ней стал использоваться другой подвижной состав: тепловоз ЧМЭ3 с пассажирским вагоном заменила автомотриса (в первые месяцы АЧ2, затем РА1). Использование автомотрисы обходится значительно дешевле, чем использование тепловоза с пассажирским вагоном. Появился прямой маршрут автомотрисы Фролищи — Ильино — Нижний Новгород. До этого момента поезда из Фролищ никогда не ходили дальше станции Ильино, для поездки в областной центр требовалось совершать пересадку.

По данным на конец 2010 года, из Ильино на Фролищи отправлялись два поезда с пассажирами (один из них — из Нижнего Новгорода) и один поезд резервом. Из Фролищ отправлялись два поезда с пассажирами до Нижнего Новгорода и один — до Ильино.


http://frolishi-kraeved.narod.ru/ — неофициальный сайт посёлка Фролищи

http://www.gazeta.ru/travel/2004/05/17_a_109224.shtml — публикация Д. Крюкова, посвящённая посёлку Фролищи, 2004 год

http://forum.railwayclub.info/index.php?topic=18027.0 — описание поездки
во Фролищи любителя железных дорог А. Корнева, 2009 год







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    










21.01.2011 © С. Болашенко


назад

на главную страницу