Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ИРИНОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Ириновская узкоколейная железная дорога (также Ириновский подъездной путь, Ириновско-Шлиссельбургский подъездной путь) — первая в России узкоколейная железная дорога колеи 750 мм.

Узкоколейная железная дорога действовала в 1892-1927 годах. Она являлась железной дорогой общего пользования, пролегала в черте столицы России — города Санкт-Петербурга и по восточным пригородам Санкт-Петербурга.

Информация об истории узкоколейной железной дороги приводится в основном по материалам книги «Ириновский подъездной путь», автор — Л. Москалёв (издательство «Железнодорожное Дело», М., 2000)

Узкоколейная железная дорога являлась частной, строилась на средства барона Павла Леопольдовича Корфа. В первое время начальным пунктом была станция Охта (Большая Охта), расположенная в черте Санкт-Петербурга. В 1895 году линия была продлена примерно на километр в западном направлении — до станции Охта-Нева. Там было построено новое здание Охтинского вокзала. Станция Охта-Нева находилась недалеко от берега реки Невы, к северу от устья реки Охты. Старая станция стала грузовой.

Конечный пункт основной линии — станция Борисова Грива, расположенная недалеко от села Ириновка Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии. В Ириновке находилось имение барона Корфа — этим объяснялся выбор конечного пункта и название железной дороги.

Строительство узкоколейной железной дороги началось в июне 1891 года. Движение было открыто 14 сентября (1 октября) 1892 года. Протяжённость железной дороги от Большой Охты до Борисовой Гривы составила 33,5 версты (34 километра). На узкоколейной железной дороге было построено 5 станций II класса, 6 станций III класса с навесами для пассажиров, 4 остановочных пункта с открытыми платформами.

Одним из основных грузов на узкоколейной железной дороге был торф. Он добывался на первом в России крупном торфопредприятии, расположенном у станции Торфяная (ныне Рахья), в окрестностях села Ириновка. От станции Торфяная была проведена ветвь на торфоразработки, ставшая первой в России торфовозной узкоколейной железной дорогой. Эта узкоколейная железная дорога действовала более ста лет — вплоть до 1997 года.

В числе прочего, узкоколейная железная дорога выполняла грузовые перевозки для нужд Ржевского военного полигона. На узкоколейной железной дороге имелись станция Полигон и платформа Военная.

В 1896 году был открыт участок Мельничный Ручей — Шереметевка, длиной 21 километр. Станция Шереметевка была расположена напротив города Шлиссельбурга, на противоположном от него берегу реки Невы.

В 1897 (?) году был открыт небольшой участок Жерновка — Пороховые Заводы, длиной 2 километра. По нему было открыто пассажирское движение.


Старый Охтинский вокзал (расположен на старой станции Большая Охта). 1892 год.
Источник — книга «Ириновский подъездной путь», автор — Л. Москалёв.




Станция Большая Охта, старый Охтинский вокзал. Ориентировочно 1900-е годы.
Источник — книга «Ириновский подъездной путь», автор — Л. Москалёв.




Станция Рябово (находилась между станциями Всеволожская и Мельничный Ручей). Ориентировочно 1900-е годы.
Источник — книга «Ириновский подъездной путь», автор — Л. Москалёв.




Станция Рябово, прибытие пассажирского поезда. Ориентировочно 1900-е годы.
Источник — книга «Ириновский подъездной путь», автор — Л. Москалёв.




Станция Рябово (?), строящийся дачный посёлок, позднее ставший городом Всеволожском. Ориентировочно 1900-е годы.
Источник — книга «Ириновский подъездной путь», автор — Л. Москалёв.




Один из первых поездов. Гравюра М. Рашевского, опубликованная в журнале «Нива», 1892 год.
Источник — книга «Ириновский подъездной путь», автор — Л. Москалёв.




Грузопассажирский поезд на станции Торфяная (ныне Рахья). 1892 год.
Источник — книга «Ириновский подъездной путь», автор — Л. Москалёв.




Поезд со строителями дороги у входной стрелки станции Христиновка (ныне Бернгардовка). 1892 год.
Источник — книга «Ириновский подъездной путь», автор — Л. Москалёв.



В 1923 году началось строительство железной дороги широкой колеи в качестве замены Ириновской узкоколейной железной дороги. В 1926 году по основным направлениям была открыта железная дорога широкой колеи. Последним осенью 1927 года был закрыт узкоколейный участок Дунай — Шереметевка.

На участках Мельничный Ручей — Борисова Грива и Мельничный Ручей — Шереметевка железная дорога широкой колеи почти повсюду была проложена на месте узкоколейной железной дороги, за одним исключением: вблизи Шлиссельбурга она была построена в другом месте. Расположение ширококолейной станции Шереметевка (ныне Петрокрепость) отличается от расположения узкоколейной станции.

На участке Охта-Нева — Мельничный Ручей узкоколейная железная дорога осталась в стороне от ширококолейной линии. Узкоколейная железная дорога была разобрана. На отдельных участках по трассе узкоколейной железной дороги была построена трамвайная линия на Ржевку и подъездной путь широкой колеи к военному полигону Пугорево, расположенному вблизи Большого озера.

По состоянию на 2010 год, на месте станции Охта-Нева находится многоэтажный жилой дом с адресом: Свердловская набережная, 62.

Единственным известным сохранившемся зданием узкоколейной железной дороги долгое время являлся бывший вокзал станции Всеволожская (узкоколейная станция Всеволожская находилась в стороне от современной станции Всеволожская). Его адрес: город Всеволожск, Октябрьский проспект, 80. На здании имелась памятная доска. Оно подлежало государственной охране.

К глубокому прискорбию, ценный памятник истории был варварски уничтожен в 2007 году. Чудовищный акт совершили не иностранные враги-оккупанты, которых в это время здесь вроде бы не было, а доморощенные «российские» власти! Нет предела безумию варваров!



http://scotch13.narod.ru/irin/index.html — описание похода Д. Сутягина и И. Копайсова в район разобранной узкоколейной железной дороги, 2 июля 2000 года.

Исторические фотографии Ириновской узкоколейной железной дороги, информация:
http://750mm.ru/gallery/main.php?g2_itemId=7596
http://narrow.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=118517
http://narrow.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=5307 (вокзал станции Всеволожская незадолго до сноса)
http://www.oldsp.ru/photo/view/2445
http://www.nlr.ru/petersburg/spbsuburbs/irin/bern.htm
http://www.750mm.ru/info/narrow_gauge/irinovskaya.php
http://drugoypiter.ru/lost/irinovskaya_doroga.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ириновская_железная_дорога











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    










22.12.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Санкт-Петербурга»

на главную страницу