Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ЛИСКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Строительство детской железной дороги в городе Георгиу-Деж (с 1991 года Лиски) началось в 1989 году по инициативе руководителя Георгиу-Дежского (Лискинского) отделения Юго-Восточной железной дороги Ивана Степановича Васильева. Дорога была открыта 6 августа 1989 года, в День железнодорожника.

Первым начальником детской железной дороги был Пётр Борисович Ирхин, до ухода на пенсию по возрасту работавший начальником вагонного депо Георгиу-Деж (Лиски). Штат сотрудников детской железной дороги состоял из 18 человек.

На дороге была построена одна станция, на которой разместилось депо. Линия детской железной дороги — кольцевая, протяжённостью около 1600 метров. Станция была названа Задоринка по предложению заслуженного учителя РСФСР Галины Николаевны Калашниковой. Название никак не связано с городской топонимикой.

На станции был построен учебный корпус («вокзал») — двухэтажное здание, в котором был установлен старинный станционный колокол (позднее он был украден). Кроме того, на станции был установлен макет семафора и загрузочная бадья, привезённая со станции Давыдовка. С помощью этой бадьи загружали углём паровозы-толкачи, которые в эпоху паровой тяги были необходимы на участке Давыдовка — Лиски, имеющем сложный профиль.

Лискинская детская железная дорога стала первой и до сих пор единственной «малой магистралью» Юго-Восточной железной дороги. Несмотря на это, название «Малая Юго-Восточная детская железная дорога» здесь не прижилось.



Состояние узкоколейной железной дороги на 2006 год

Узкоколейная железная дорога работает. Она отличается от остальных детских железных дорог России тем, что эксплуатационный сезон продолжается круглый год. Движение прекращается только в случае сильных морозов или снегопадов (так, в начале 2006 года путь был завален снегом, движения не было до весны).

Юные железнодорожники работают на дороге не каждый день. В дни их отсутствия поезд водят взрослые сотрудники. Ещё одно отличие от других детских железных дорог — стандартная поездка состоит не из одного, а из двух «кругов» по кольцу.

Стоимость проезда, по данным на август 2006 года, была низкой по сравнению с другими детскими железными дорогам России, и составляла 15 рублей. В Южно-Сахалинске билет на один «круг» по детской железной дороге в то же самое время стоил 50 рублей.

Ранее на детской железной дороге поезда ходили только по расписанию. Теперь в дни, когда дорога обслуживается взрослыми, отправление поезда производится при наличии пассажиров. При минимальном пассажиропотоке достаточно наличия хотя бы одного человека, желающего совершить поездку. Количество вагонов, в зависимости от пассажиропотока, бывает разным –от одного до четырёх, однако чаще всего в составе поезда только один вагон.

При отсутствии юных железнодорожников дорога работает с 12 до 20 часов (кроме понедельника и вторника), в зимнее время — с 9–10 часов «до темноты». При обслуживании юными железнодорожниками первый поезд отправляется в 12:30, далее — с интервалом 30 минут.

Направление движения поезда — против часовой стрелки. Тепловоз всегда следует капотом вперёд, чтобы было меньше шума в вагоне.

Подвижной состав представлен тепловозами ТУ7-1833 и ТУ7А-2920, шестью вагонами ПВ40. Тепловоз ТУ7А-2920 на момент открытия дороги был новым, поступил с Камбарского машиностроительного завода. Тепловоз ТУ7-1833, со слов инструктора Ю. Н. Чернова, был доставлен с узкоколейной железной дороги Нижнекисляйского сахарного завода (Бутурлиновка — Нижний Кисляй). Этот локомотив никогда не водил поезда на детской железной дороге. Он использовался в качестве источника запчастей для действующего тепловоза, в настоящее время снят с тележек. Два из шести вагонов уже много лет не выставлялись из депо.

Детская железная дорога финансируется Лискинским отделением Юго-Восточной железной дороги, финансирование проходит по статье «профориентация». В учебный год юные железнодорожники по понедельникам и четвергам проходят теоретические занятия. Выпускники детской железной дороги получают направление в железнодорожный техникум.

Дорога частично проходит по территории Детского парка города Лиски, руководство которого участвует в поддержании её деятельности. Существует намерение построить на кольце вторую станцию. В 2006 году этот вопрос был принят к рассмотрению посетившим ДЖД заместителем начальника Юго-Восточной железной дороги по социальным вопросам. Планируется также остеклить центральное пространство в здании учебного корпуса (вокзала) на станции Задоринка.

Более масштабный, но менее реалистичный план развития дороги предусматривает строительство нового участка длиной около пяти километров — в западном направлении, в сторону берега реки Дон.

На дороге уложены тяжёлые «ширококолейные» рельсы. Количество стрелочных переводов — 2, стрелки переводятся вручную. На станции Задоринка имеются 3 карликовых светофора. Здание депо представляет собой металлический ангар, отопление в нём отсутствует.

Почти на всём протяжении кольца путь состоит из кривых. Поэтому на дороге наблюдается повышенный износ гребней колёсных пар. Периодически колёсные пары приходится отправлять в депо Лиски на обточку. Для снижения износа ранее во время движения производилась подача масла на колёсные пары через специальные устройства. Теперь с этой целью головка рельсов смазывается графитом.





Поездка автора (16 августа 2006 года)

Прибываю в Лиски «ускоренным электропоездом» Воронеж — Россошь. С первых же минут этот город производил исключительно хорошее впечатление. Он показался мне одним из самых благоустроенных городов России. Порой даже возникает ощущение, что находишься в другой стране.

Город возник и развивался благодаря железной дороге, здесь находится пересечение двух важнейших железнодорожных магистралей. Железная дорога и поныне является здесь «градообразующим» предприятием (имеется крупная сортировочная станция, локомотивное депо, вагонное депо, рефрижераторное депо).

Как выяснилось, детская железная дорога находится на значительном удалении от вокзала — на северо-западной окраине города. До неё можно доехать автобусами маршрутов 6 и 7, остановка «Детский парк».

Общение с работниками детской железной дороги укрепило положительное впечатление об этом городе — ко мне отнеслись очень хорошо. Хотелось бы выразить особую благодарность машинисту-инструктору Юрию Николаевичу Чернову за предоставленную информацию о дороге. Ю. Н. Чернов заинтересовался одной из имевшихся у меня книг и отказался от моего предложения приобрести её по уменьшенной цене, заявив, что хорошо понимает, как необходимы деньги в длительной и непростой поездке. По этой же причине так и не удалось купить билет для проезда.

Встретиться с начальником дороги Николаем Захаровичем Глуховым не удалось — в тот день он не работал. Однако благодаря Ю. Н. Чернову были осмотрены все помещения учебного корпуса («вокзала»), скопированы старые фотографии.







___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________






Узкоколейная железная дорога на топографической карте (нанесена условно).







Полный и детский билеты для проезда (2006 год).







Тепловоз ТУ7А-2920 с пассажирским вагоном на станции Задоринка.
16.08.2006










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    












19.01.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Воронежской области»

на главную страницу