Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В НОВОАФОНСКОЙ ПЕЩЕРЕ









В Абхазии существует удивительный объект железнодорожного транспорта — подземная узкоколейная железная дорога в Новоафонской пещере. Все три её станции построены по нормам и параметрам станций метрополитенов, отличаясь от них лишь уменьшенным масштабом.

В глубине Иверской горы (город Новый Афон, платформа Псырцха Абхазской железной дороги) на протяжении нескольких тысячелетий скрывалась от глаз людей одна из крупнейших карстовых пещер мира. О наличии огромной пещеры догадывались, но никто не решался туда спуститься.

Только в 1965 году нашёлся смельчак, который совершил почти невозможное — проник глубоко под землю и открыл миру истинные масштабы пещеры. Им был молодой житель Нового Афона Гиви Смыр. По состоянию на 2014 год, Гиви Смыр — один из самых известных абхазов, художник, директор Новоафонской пещеры.

Размеры и красота Новоафонской пещеры впечатлили первых исследователей. Таких объектов в мире найдётся немного. Вскоре было решено сделать этот уникальный природный объект общедоступным, устраивать в пещеру экскурсии.

Подготовка пещеры к приёму экскурсий заняла несколько лет. Объём финансовых вложений был значительным. Работы были уникальными и дорогостоящими. В пещере построили бетонный пешеходный мост, проложили бетонированные дорожки. Всё это — на глубине сотен метров под землёй, в стеснённых условиях, при стопроцентной влажности. Но Грузинская ССР в то время была богатой республикой и могла себе позволить такое.

Пещера удалена от поверхности земли. Для удобства попадания в неё оказался необходим искусственный тоннель. Тогда и было принято решение, верное во всех отношениях — соорудить железную дорогу для доставки экскурсантов с поверхности непосредственно к пещере.

Многие её технические параметры были заимствованы у подземных узкоколейных железных дорог, используемых в шахтах и иных горных выработках. Основной из них — ширина колеи, составляющая 900 мм. Протяжённость магистральной линии составила 1,3 километра. В дополнение к ней, были построены служебные участки. Развёрнутая длина путей достигла почти двух километров.

4 июля 1975 года Новоафонская пещера стала экскурсионным объектом. Этот день можно считать датой открытия узкоколейной железной дороги. Пещера быстро приобрела всемирную известность. Она стала одной из основных достопримечательностей Абхазии.



Схема местонахождения пещеры (источник — брошюра «Абхазия»).




Первые месяцы пассажиров перевозил поезд, состоявший из аккумуляторного шахтного электровоза и шахтных пассажирских вагонеток. Одновременно велось проектирование принципиально нового, специально предназначенного для Новоафонской пещеры подвижного состава.

К концу 1975 года на Рижском вагоностроительном заводе, в то время основном советском производителе моторвагонного подвижного состава широкой колеи, был построен в двух экземплярах контактно-аккумуляторный электропоезд «Турист». Началась реконструкция линии: между ходовыми рельсами проложили третий, контактный рельс. Контактно-аккумуляторная система питания допускает возможность его отсутствия на станциях — в интересах безопасности пассажиров.

В 1992-93 годах в Абхазии происходила кровопролитная война с Грузией. К счастью, пещера от неё серьёзно не пострадала.

В 2000 году, после снятия ограничений на въезд в Абхазию, массовые экскурсии в Новоафонскую пещеру возобновились. Летом 2003 года посетителей уже стало больше, чем во времена Советского Союза!

В 2004 году вагоны контактно-аккумуляторного электропоезда были вывезены в Москву, где прошли капитальный ремонт с продлением срока службы на Сокольническом вагоно-автобусоремонтном заводе (СВАРЗ).

После капитального ремонта вагоны получили бело-голубую расцветку, а также логотип «Мосгортранса» (государственной транспортной компании, обеспечивающей перевозки наземным городским транспортом в Москве).

В 2005 году на узкоколейную железную дорогу вернулся обновлённый электропоезд. В 2008 году обновление на СВАРЗе прошёл второй состав.

В 2014 году Рижский вагоностроительный завод построил для Новоафонской пещеры третий электропоезд — Эп563. Внешне и конструктивно он сходен с двумя другими составами. Технически более совершенен.

По состоянию на октябрь 2014 года, пассажиров перевозит новый электропоезд Эп563. Старые электропоезда пока остались, но не используются.

Можно с уверенностью сказать, что альтернативы узкоколейной железной дороге как средству внутреннего транспорта в пещере нет. Поэтому она имеет неплохие перспективы работы.





Поездка в 2003 году

18 августа 2003 года прибываю на исследование узкоколейной железной дороги. Сразу бросилось в глаза большое количество желающих попасть в пещеру. Площадь перед входным порталом заполнена автобусами и торговцами, продающими свои товары по чрезвычайно завышенным ценам.

Здание туристского комплекса (входной портал) отреставрировано и выглядит ничуть не хуже, чем в прежние времена. Выясняется, что пещера работает, как правило, лишь в курортный сезон (с мая по ноябрь). Но иногда экскурсии проводятся и в другие месяцы.

Справа от входного комплекса имеется небольшой тупиковый наземный участок железной дороги. Его длина — меньше 100 метров, над ним сооружён навес от дождя. Контактного рельса здесь нет, накат на рельсах почти отсутствует. Судя по всему, этот участок используется для мойки и окраски вагонов, которую удобнее производить на открытом воздухе, а не в депо.

В главном зале входного комплекса — две «по-советски» огромные очереди: перед билетной кассой, и перед дверью, преграждающей вход на станцию узкоколейной железной дороги. Там уже стоял электропоезд.

Оказалось, что здесь проводится экскурсия не только в пещеру, но и в советское прошлое: во входном комплексе продавался набор открыток о Новоафонской пещере, выпущенный ещё в 1989 году, и несколько брошюр примерно того же времени выпуска. Были в продаже и современные путеводители для туристов, выпущенные в независимой Абхазии. Билет для осмотра пещеры стоил 100 рублей (3 €).

Станция «Входные Ворота» расположена на поверхности земли, но внешне больше похожа на подземную станцию метро. Её можно сравнить со станцией «Буревестник» Нижегородского метрополитена. Но в отличие от «Буревестника», здесь станционный зал не имеет колонн, с правой стороны присутствуют окна-витражи — единственное напоминание о наземном расположении.

Рельсовый путь один, проложен по центру станционного зала, платформы имеются с обеих его сторон. Но посадка пассажиров производится только справа.

Электропоезд состоит из шести вагонов, все они — двухосные. Первый вагон — моторный. При движении состава в сторону пещеры он является хвостовым. Вагон имеет кабину машиниста и не предназначен для проезда пассажиров. Фактически, это электровоз.

Головной вагон состоит только из пассажирского салона — кабины управления в нём нет, пассажиры имеют приятную возможность смотреть в тоннель. Это вызвало ассоциацию с автоматизированными линиями метро, имеющимися пока в немногих городах мира (главным образом, во Франции). Там всё выглядит так же, с той разницей, что и с другой стороны состава нет ни кабины, ни машиниста.

Известно, что когда-то в головном вагоне тоже была кабина машиниста с пультом управления — её убрали при деповском ремонте за ненадобностью. В лучшие времена в вагонах действовало даже громкоговорящее оповещение.

Все вагоны находятся в достаточно неплохом состоянии. Особенно, если сравнивать их с подвижным составом магистральной Абхазской железной дороги. Оконные стёкла в них целы, горят практически все осветительные лампы. Единственный недостаток — не работают автоматические двери. Два вагона из шести, находящиеся в середине состава, имеют бело-голубую окраску, остальные — жёлтые, какими были всегда.

Перед отправлением поезда вагоны оказались заполнены пассажирами настолько, что многим не хватило сидячих мест. Впрочем, поездка до ближайшей станции «Зал Апсны» занимает менее трёх минут. На этой станции всем пассажирам следует выходить.

Пустой состав вскоре отправляется назад. Экскурсовод открывает железную дверь, ведущую в сказочный мир Новоафонской пещеры. Сама пещера — это совершенно отдельная тема. Описывать её бессмысленно — всё это надо видеть.

...Осмотр пещеры близится к завершению. Вновь открывается дверца в наклонный пешеходный тоннель, который приводит на третью, посадочную станцию узкоколейной железной дороги «Зал Анакопея» (до 1992 года — «Зал Тбилиси»). Эта односводчатая станция глубокого заложения практически ничем не отличается от предыдущей станции «Зал Апсны» — кроме того, что здесь имеется два пути, оканчиваются они тупиком.

Удалось выяснить, что в начале 1980-х годов, как правило, всё ещё использовался старый, «шахтный» состав, а ныне используемый электропоезд стоял здесь, на втором тупиковом пути конечной станции. По слухам, тогда в нём возили лишь группы иностранных посетителей пещеры. Во второй половине 1980-х электропоездом уже пользовались и простые советские граждане.

Экскурсовод проверяет, не остался ли на платформе кто-то из пассажиров. Наконец, поезд плавно трогается. Станция «Зал Апсны» проезжается без остановки. Примерно через три минуты — вновь поверхность земли, станция «Входные Ворота».

















Текст на открытке из набора «Новоафонская пещера», 1989 г.

СТАНЦИЯ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ДОРОГИ

Если раньше спелеологи спускались под землю по каскадам отвесных колодцев глубиной в десятки метров, протискивались в узкие щели, проползали по тесным лазам, то теперь путешествие в подземный мир начинается в облицованном гранитом и мрамором сверкающем зале, похожем на игрушечную станцию метро. Здесь туристы садятся в вагон такого же игрушечного поезда «Турист», построенного рижскими мастерами, и по узкоколейной железной дороге отправляются к пещере.

Этот уникальный электропоезд «Турист» не имеет аналогов. Он был спроектирован в проектном институте угольной промышленности и изготовлен на Рижском вагоностроительном заводе.

Электрифицированная железная дорога проложена в искусственном тоннеле, который заканчивается двумя станциями: одна — для тех, кто начинает осмотр пещеры, с другой уезжают туристы, уже прошедшие по подземному маршруту.

Интересно, что строители искусственного тоннеля тоже оказались первооткрывателями. Примерно на 700-м метре забоя проходчики вдруг вышли в не предусмотренный топографическим планом огромный зал. В отличие от залов Новоафонской пещеры здесь не было красивых натечных образований, лишь глыбовые навалы да глина. На дне зала оказалось небольшое озеро, по-видимому, связанное системой подземных каналов с озерами Hовоафонской пещеры. Но выходов из этой полости в другие подземные галереи и «сухого» соединения с пещерой найти не удалось. Поэтому было принято решение замуровать пробитое отверстие, а тоннель продолжить в обход этого мрачного глиняного зала, получившего название «Сюрприз».


Из материалов абхазских информационных агентств:

БОЛЕЕ 17 ТЫСЯЧ ОТДЫХАЮЩИХ ПОСЕТИЛИ НОВОАФОНСКУЮ ПЕЩЕРУ С НАЧАЛА КУРОРТНОГО СЕЗОНА

17 июля 2003 года. «Более 17 тысяч отдыхающих посетили Новоафонскую пещеру с начала курортного сезона», — сообщил агентству «Апсныпресс» глава администрации Нового Афона Феликс Даутия. По его словам, «стремительно растет число отдыхающих, переполнены дома отдыха и пансионаты». Много отдыхающих и в частном секторе.

В администрации сообщили, что в эти дни начнутся ремонтно-восстановительные работы на главной автодороге Нового Афона.



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УТВЕРДИЛ ИЗМЕНЕННЫЕ НАЗВАНИЯ ЗАЛОВ НОВОАФОНСКОЙ ПЕЩЕРЫ

1 августа. Кабинет министров Абхазии утвердил измененные названия залов Новоафонской пещеры. Согласно постановлению правительства, зал «Абхазия» переименован в «Апсны», зал Грузинских спелеологов — в зал Cпелеологов; Глиняный зал — в «Нарта», зал «Каньон» — в «Аюхаа», «Москва» — в «Апсар», «Сухуми» — в зал «имени Гиви Смырa», первооткрывателя пещеры, «Молодежный» — в «Апхярца», «Тбилиси» — в «Анакопeя». По словам вице-премьера Владимира Зантария, решение о переименовании залов было принято еще в довоенный период районным собранием Гудаутского района, однако из-за начала военных действий Верховный Совет утвердить новые названия не успел.


ЗА ОДИН ДЕНЬ НОВОАФОНСКУЮ ПЕЩЕРУ ПОСЕЩАЕТ БОЛЕЕ 2 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК

22 августа 2003 года. В этом курортном сезоне лишь за один день Ново-Афонскую пещеру посещает более 2 тысяч человек, в то время как до 1992 года число посетителей ограничивалось до 750 человек. Экологи считают, что количество экскурсантов в пещере должно регулироваться, чтобы не нарушать экологический баланс.

Как сказал в интервью агентству «Апсныпресс» начальник государственной службы экологической безопасности и охраны окружающей среды Роман Дбар, в пещере обитают такие уникальные животные, как пещерная креветка и пещерная жужелица, нормальное обитание которых зависит от постоянного температурного режима.

По мнению главного эколога республики, большое число посетителей, а также штольни, пробитые для сброса паводковых вод, повлекли за собой увеличение на 3 градуса температуры, которая не должна превышать +10 градусов. «Необходимо провести комплекс мероприятий, связанных с ограничением числа посетителей, контролем циркуляции потока воздуха в пещере. Не менее важен и постоянный контроль за санитарным состоянием пещеры», — сказал Дбар.








Существует также веб-сайт, посвященный узкоколейной железной дороге в Новоафонской пещере — http://metro-novyafon.narod.ru/













________________________________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________








Наземный участок. Вид в сторону ворот тоннеля.
18.08.2003









Наземный участок. Вид в сторону тупика.
18.08.2003









Электропоезд на станции «Входные Ворота». Ближайший вагон является моторным.
18.08.2003









Единственная промежуточная станция «Зал Апсны». Вид в сторону станции «Зал Анакопея».
18.08.2003









Станция «Зал Апсны». Вид в сторону станции «Входные Ворота».
18.08.2003









Торцевая стена на станции «Зал Анакопея». Слева — коридор,
по которому возвращаются из пещеры участники экскурсий.
18.08.2003









Там же, вид в противоположном направлении.
18.08.2003









Пути на станции «Зал Анакопея».
18.08.2003









На станцию «Зал Анакопея» прибывает поезд.
18.08.2003









Головной вагон поезда.
18.08.2003









Внутри головного вагона поезда.
18.08.2003









Поезд прибыл на станцию Входные Ворота. Вид в сторону выхода.
18.08.2003









Внутри одного из «промежуточных» вагонов.
18.08.2003









Станция Входные Ворота. Впереди — депо.
18.08.2003













ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    РАЗНОЕ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    










10.2003 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Абхазии»

на главную страницу