Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЛЕНИНГРАДСКОГО МАЧТОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА







Ленинградский мачтопропиточный завод находится в западной части города Отрадное Кировского района Ленинградской области, на берегу реки Невы, к северу от платформы Ивановская на магистральной железнодорожной линии Обухово — Горы. Завод связан подъездным путём широкой колеи со станцией Пелла на той же железнодорожной линии.

По данным на 2010 год, на заводе действует узкоколейная железная дорога. Она предназначена для перевозки пропитываемой древесины между местами складирования и пропиточными цилиндрами.

По состоянию на 2016 год, узкоколейная железная дорога не действует и частично разобрана. Вероятность восстановления близка к нулевой.

В целом, эта узкоколейная железная дорога является типичным примером узкоколейной железной дороги шпалопропиточного предприятия. Однако от узкоколейных железных дорог крупных шпалопропиточных заводов бывшего МПС она отличается сравнительно небольшим масштабом. Особенно после ликвидации большинства линий в 2000-х годах.





Территория завода на спутниковом снимке (источник — «Google Maps»).



Ленинградский мачтопропиточный завод был открыт в 1937 году. С первого дня работы завода на нём действовала узкоколейная железная дорога (доказательство этого — топографическая карта масштаба 1:25 000, изданная в 1939 году). Кроме того, мачтопропиточный завод был связан веткой широкой колеи со станцией Пелла на магистральной железной дороге.

В период Великой Отечественной войны, в 1941-44 годах, в Отрадном шли ожесточённые бои. Некоторое время через территорию завода проходила линия фронта.

Восстановление завода началось в 1946 году. В 1949 году завод снова начал работу, в 1956 году был официально сдан в эксплуатацию на проектную мощность.

На территории завода имелась крупная лесобиржа, на которую лес поступал не только по железной дороге широкой колеи, но и водным путём по реке Неве. Завод выполнял не только пропитку, но и разделку древесины. Основная продукция — мачты (опоры для линий электропередач и линий связи).

В 1960-е годы завод наладил выпуск деталей для тепловых электростанций, торцовой шашки для полов строившегося Волжского автозавода, столярно-строительных изделий для промышленного и гражданского домостроения.

По информации от А. Корсакова, с 1960-х годов на узкоколейной железной дороге Ленинградского мачтопропиточного завода работали два мотовоза МД54-4. Прицепной подвижной состав — вагонетки производства Сонковского ремонтно-механического завода.

В конце 1970-х годов мотовозы МД54-4 были заменены тремя тепловозами ТУ6А. В 1986 году поступил ещё один тепловоз ТУ6А, в 1988 году — тепловоз ТУ8-0311. Завод имел также собственные тепловозы широкой колеи ТГМ и ТГМ23. Сеть линий узкоколейной железной дороги в то время была весьма разветвлённой, её протяжённость составляла свыше 2 километров.

По состоянию на 1995 год, сохранялся один тепловоз ТУ6А и тепловоз ТУ8-0311. Остальные тепловозы, скорее всего, были порезаны.

По состоянию на 2002 год, работал только тепловоз ТУ8-0311. Узкоколейная железная дорога в то время ещё была довольно разветвлённой.

В последующие годы объём работы завода и узкоколейной железной дороги сократился до минимума. Были разобраны почти все пути узкой колеи (кроме участка от пропиточных цилиндров до единственного оставшегося склада), закрыто локомотивное депо узкой колеи.

В 2007 году были озвучены планы закрытия завода. На его месте предполагалось построить складской холодильно-морозильный комплекс.




http://portnews.ru/news/25261/

07.03.2007

ОАО «Ленинградский мачтопропиточный завод» (Отрадное, Ленинградская область) запросило разрешение МВК на перепрофилирование действующего предприятия в складской холодильно-морозильный комплекс. Как сообщает пресс-служба правительства Ленинградской области, этот вопрос рассматривался сегодня на заседании межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории Ленинградской области.

В рамках перепрофилирования предприятия предусматривается строительство складов общей площадью 70 тыс. квадратных метров. Склады будут предназначены частично для хранения охлажденных пищевых продуктов, частично для сухих продуктов питания. Стоимость проекта – около $30 млн. Сдача комплекса, который, будут обслуживать около 200 человек, может произойти в 2009 году.




По состоянию на октябрь 2010 года, Ленинградский мачтопропиточный завод активно работал. Работала и узкоколейная железная дорога. Оставалось около 300 метров пути от склада до пропиточных цилиндров (с учётом путевого развития — 500-600 метров, что в несколько раз меньше, чем было в лучшие времена). Имелся один локомотив — тепловоз ТУ8-0311.

Завод фактически являлся шпалопропиточным — он пропитывал только шпалы, на мачты не было заказов. В последние годы, в числе прочего, были заказы на пропитку узкоколейных шпал (места их отправки выяснить не удалось).

Действовал один пропиточный цилиндр. На огромной территории завода были размещены различные мелкие предприятия, арендующие заводские площади и цеха.

По планам, о которых сообщили мне работники предприятия в ходе поездки, примерно в 2012 году завод должен быть ликвидирован. Предполагается, что на его месте будет построена логистическая площадка. Заказчикам пропитанных шпал после этого будет предложено обращаться в Бологое — на ближайший шпалопропиточный завод, который к тому времени ещё должен действовать...


http://www.uzd.spb.ru/len14.htm — описание узкоколейной железной дороги на сайте А. Корсакова

http://community.livejournal.com/ru_railway/763310.html, http://mga1226.livejournal.com/5639.html — фотографии узкоколейной железной дороги, 2009 год (одинаковые материалы с разными комментариями)

http://old.wikimapia.org/#lat=59.7674604&lon=30.7777905&z=16&l=1&m=s&v=9 — узкоколейная железная дорога на спутниковых снимках (снимки периодически обновляются)

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ленинградский_мачтопропиточный_завод — Ленинградский мачтопропиточный завод (материал из «Википедии»)


По состоянию начало 2015 года, мрачный прогноз не сбылся. Завод продолжал работать, вопреки всему. Работала и узкоколейная железная дорога, ставшая одной из последних узкоколейных железных дорог Северо-запада России.


В конце 2015 года движение было остановлено. По состоянию на лето 2016 года, завод находится в заброшенном и полуразграбленном состоянии. Узкоколейная железная дорога большей частью разобрана. Тепловоз ТУ8-0311 ещё стоял на территории завода. Вероятнее всего, он будет порезан.


Поездки автора

Апрель 2006 года. Попасть внутрь заводской территории не удалось.

Октябрь 2010 года. Благодаря заместителю генерального директора Михаилу Николаевичу Смирнову удалось попасть внутрь и осмотреть узкоколейную железную дорогу. Спасибо за содействие!

Детальное описание поездки находится на странице http://infojd.ru/dop/poezdka2010uchk.html.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    










07.03.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Ленинградской области»

на главную страницу