Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ОТРАДНОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА








Начальным пунктом Отрадновской узкоколейной железной дороги являлась станция Отрадново. Станция находилась в посёлке Восточный, расположенном вблизи станции Предтурье на железнодорожной линии Алапаевск — Серов. Узкоколейная железная дорога была лесовозной.

Дата открытия первого участка Отрадновской узкоколейной железной дороги неизвестна. Отрадновский леспромхоз существует с 1949 года. Скорее всего, Отрадновская узкоколейная железная дорога появилась позднее, чем соседствовавшая с ней Овражная узкоколейная железная дорога (описание Овражной узкоколейной железной дороги находится на странице «Узкоколейные железные дороги Свердловской области», «Сосьвинский городской округ»)

В 1960-х годах вблизи станции Предтурье на железнодорожной линии Алапаевск — Серов (историческая Сосьва-Алапаевская железнодорожная линия) уже существовал посёлок городского типа Восточный. Не позднее 1950-х годов в нём появилась станция Отрадново — главная станция Отрадновской узкоколейной железной дороги. Название леспромхоза и узкоколейной железной дороги происходит от названия сельского населённого пункта Отрадново.

Действовали две главные ветви узкоколейной железной дороги — Озерская и Цыгановская. На Озерской ветви имелись посёлки Дианка и Нижнеозеро (официальное название — Нижнеозёрный), на Цыгановской ветви — посёлок Новая Цыганка. Было несколько других, менее крупных лесных посёлков. Имелись Цыгановский, Бакарюкинский и Нижнеозёрный лесопункты.

Позднее конечным пунктом Цыганской ветви стал посёлок Бакарюка, возникший задолго до прихода узкоколейной железной дороги. В Бакарюку ссылали раскулаченных крестьян и других репрессированных граждан.

В 1973 году ещё был жилым посёлок Дианка (на Озерской ветви). Там проживали в основном железнодорожники: осмотрщики подвижного состава, смазчики. Вскоре посёлок был закрыт.

По информации от бывшего жителя посёлка Бакарюка Евгения Осипова, участок узкоколейной железной дороги Новая Цыганка — Бакарюка был открыт в 1969 году.

В 1973 году на участке Отрадново — 6 километр (начальный пункт Озерской и Цыганской ветвей) уже действовали два главных пути. На посту 6 километр работал дежурный.




«Отрадновский леспромхоз. Тепловоз ТУ4 на вывозке хлыстов. 1968 год». Фотография из книги
«История развития лесной промышленности Среднего Урала», изданной в г. Екатеринбурге
в 1997 году, автор-составитель М.Ф. Маслюков.



Отрадновскую узкоколейную железную дорогу собирались сделать образцово-показательной (по сравнению с другими узкоколейными железными дорогами, на ней должно было быть меньше аварий, выше скорость, лучшие показатели оборота вагонов, и другое). Но на осуществление этого плана не хватило средств.

В 1980-х годах протяжённость узкоколейной железной дороги составляла более 200 километров. По маршрутам Отрадново — Нижнеозеро, Отрадново — Бакарюка регулярно курсировали пассажирские поезда. Узкоколейная железная дорога принадлежала Отрадновскому КЛПК (комплексному лесопромышленному комбинату). Вывозимый по узкоколейной железной дороге лес частично поступал на Предтурский ДОК (деревообрабатывающий комбинат), расположенный в посёлке Восточный.

В 1990-х годах объём вывоза леса сократился почти до нуля. В существовавших на дороге лесных посёлках (Нижнеозёрный, Бакарюка, Новая Цыганка) к концу 1990-х годов почти не осталось жителей.

По информации от Е. Осипова, в посёлке Бакарюка в его лучшие времена был «штатный» тепловоз, который в любой необходимый момент мог отправиться в Отрадново. Во владении местных жителей находилось более десятка мотодрезин («пионерок»). В начале 1990-х годов, когда директором Предтурского КЛПК был В.А. Балакшин, в посёлке Бакарюка было отстроено около 20 двухквартирных домов, детский сад, общая баня, пекарня, столовая, медпункт, водокачка, здание станции узкоколейной железной дороги, отремонтирован клуб, магазин и отделение связи (почта).

В посёлке существовала восьмилетняя школа, действовавшая со дня основания Бакарюки. Имелась электростанция, которая работала на дизельном топливе. В связи с тем, что администрация посёлка Восточный перестала выделять средства на закупку ГСМ для электростанции, её пришлось остановить. Жители посёлка были вынуждены приобретать топливо для электростанции, чтобы перодически обеспечивать себя электричеством.

С середины 1990-х годов ситуация в посёлке Бакарюка резко изменилась в худшую сторону. Вскоре она стала катастрофической: в посёлке были закрыты все жизненно необходимые объекты: почта, детский сад, медпункт, школа, магазин и прочее.



Ответ на письмо-запрос из посёлка Восточный. Март 1998 года.



По состоянию на май 1998 года (поездка автора от Отрадново до Нижнеозеро и далее, затем — от Нижнеозеро до Отрадново), в посёлке Нижнеозеро проживало несколько человек. Состояние пути ещё допускало возможность движения «тяжёлого» подвижного состава от станции Отрадново до станции Нижнеозеро. Пассажирские поезда по узкоколейной железной дороге уже не курсировали.

По состоянию на август 1999 года (поездка автора от Бакарюки до Отрадново), в посёлке Бакарюка проживало от 30 до 50 человек. В посёлке не было электричества, отсутствовала какая-либо связь с внешним миром. Тепловоз из Отрадново появлялся в Бакарюке, в среднем один раз в неделю. На ожидание тепловоза в Бакарюке автору потребовалось четыре дня. Тепловоз привёз в посёлок трелёвочный трактор, который предполагалось использовать для «подтаскивания» металлолома к железнодорожным путям.

По словам жителей Бакарюки, приблизительно раз в месяц в посёлок завозится мука. Приблизительно в 1,5 километрах к западу от посёлка имелась неразобранная «боковая» ветка, которая вела в северном направлении, в 56 квартал (жители Бакарюки называли её «БАМ»). На ветке работала бригада «разбиральщиков», раз в неделю туда ездил тепловоз.

Время в пути от Бакарюки до Отрадново составило около 8 часов. Состояние пути допускало возможность относительно безопасного движения лишь со скоростью около 10 километров в час.

http://infojd.ru/dop/poezdka1999nikyaeotr.html — подробное описание поездки, произведённой в августе 1999 года



12 октября 2004 года был официально опубликован Закон Свердловской области «об упразднении посёлка Бакарюка и посёлка Нижнеозёрный».

По состоянию на 26 октября 2004 года (поездка автора в Отрадново), оставалось 19 километров пути на Озерской ветви (возможно, следует вычесть начальные 6 километров), 28 километров пути на Цыгановской ветви (возможно, следует вычесть начальные 6 километров). Регулярного вывоза леса не было, но каждый рабочий день в лес отправлялся тепловоз на разборку веток и «усов». Второй путь на всём протяжении перегона Отрадново — 6 километр был разобран.

От посёлков Бакарюка, Нижнеозеро и Новая Цыганка, по словам жителей посёлка Восточный, не осталось почти никаких следов — все дома там были разрушены или сожжены.

По словам немногочисленных рабочих, находившихся на разгромленном нижнем складе в посёлке Восточный, в лесу находилось три тепловоза. На станции Отрадново имелся только один тепловоз (ТУ6А с неустановленным номером). Двухэтажное здание диспетчерской на станции Отрадново, одновременно являвшееся зданием конторы Центрального лесопункта Отрадновского ЛПК, было разгромлено.

Решение о полной ликвидации узкоколейной железной дороги в то время ещё не было принято. По словам представителя администрации предприятия лесной промышленности, Озерская ветвь скорее всего в ближайшие годы будет сохранена на участке от Отрадново до «вахты» (18 км).

Последний участок Отрадновской узкоколейной железной дороги был разобран в конце 2005 года или в 2006 году.

По состоянию на 26 июля 2010 года (поездка автора в посёлок Восточный), Отрадновская узкоколейная железная дорога была разобрана полностью. Было разрушено всё, что можно разрушить, в том числе здания депо и диспетчерской. Единственное, что оставалось из подвижного состава — несколько старых пассажирских вагонов и кабина ЭСУ2А-448, превращённая в хозяйственную постройку.

http://infojd.ru/dop/poezdka2010lvkpa.html — подробное описание поездки, произведённой в июле 2010 года

По слухам, в бывшем посёлке Бакарюка, удалённом на десятки километров от «цивилизации», в то время ещё жил один человек — «лесной отшельник».







__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________






Участок Отрадново — Нижнеозеро, вид в восточном направлении. Снимок сделан с движущейся мотодрезины.
05.1998











Участок Отрадново — Нижнеозеро, вид в восточном направлении. Снимок сделан с движущейся мотодрезины.
05.1998











«Нижнеозерская» линия. Мотодрезина («пионерка») в тупике, примерно в 10 километрах восточнее Нижнеозера.
05.1998










«Нижнеозерская» линия, примерно 9 километров восточнее Нижнеозера.
Вид в восточном направлении, в сторону тупика.
05.1998












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ДОКУМЕНТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (СТАНЦИЯ ОТРАДНОВО)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (БЫВШАЯ СТАНЦИЯ ОТРАДНОВО)    











26.08.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Свердловской области»

на главную страницу