Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ БЕРЕНДЕЕВО — ПЕРЕСЛАВЛЬ









Протяжённость железнодорожной линии Берендеево — Переславль составляет 21 километр. Железнодорожная линия пролегает по территории Переславского района Ярославской области. Несмотря на то, что официальное название города — Переславль-Залесский (в разговорной речи «Залесский» не произносится), официальное название станции — Переславль.

По данным на 2010 год, железнодорожная линия относится к Ярославскому отделению Северной железной дороги. Железнодорожная линия на всём протяжении однопутная, нигде не электрифицирована. Железнодорожная линия используется только для грузового движения. Редкая для СССР особенность этой железнодорожной линии — пассажирского движения на ней не было никогда.

По состоянию на 2010 год, в России пассажирское сообщение прекращено на подавляющем большинстве тупиковых железнодорожных линий. Но это — результат обвального сокращения пассажирских перевозок в 1990-е и 2000-е годы. До 1990-х годов пассажирское движение практически везде было.



Железная дорога в Переславле имеет длительную и сложную историю. Ещё в 1860-х годах встал вопрос о строительстве через город Переславль магистральной железнодорожной линии Сергиев Посад — Ярославль. У планов строительства железной дороги через Переславль были как сторонники, так и противники. По легенде, представители переславского купечества дали взятку проектировщикам железной дороги Сергиев Посад — Ярославль, в результате чего первоначальный проект был изменён, и железная дорога прошла другим маршрутом — через Александров, оставив Переславль в стороне.

Данная версия не доказана. Серьёзный аргумент не в её пользу — в случае строительства железной дороги Сергиев Посад — Переславль — Ростов южнее Переславля пришлось бы выполнять большой объём земляных работ, в этом районе пересечённый рельеф местности. Выбранная в конечном итоге трассировка железной дороги позволила обойти холмистую местность и удешевила строительство.

В 1910-х годах предполагалось строительство через Переславль широтной железнодорожной линии Берендеево — Калязин — Завидово (источник информации: http://pki.botik.ru/articles/f-railway1912newmos.pdf, http://pki.botik.ru/articles/f-railway1912new.pdf). Проект не был осуществлён.

В 1922 году началось строительство железной дороги Берендеево — Переславль. Были выполнены некоторые земляные работы, но затем строительство было брошено. К нему не возвращались больше двадцати лет. (источник информации: http://pki.botik.ru/articles/f-railway2002.pdf).

Первой железной дорогой в Переславле стала узкоколейная железная дорога Купанского транспортного управления, открытая в 1937 году. Она не имела выхода на магистральную железнодорожную сеть. Отсутствие железной дороги широкой колеи сдерживало развитие города. Необходимость строительства железной дороги от Переславля до ближайшей к нему станции Берендеево на магистрали Москва — Ярославль была очевидной.

Вскоре после Великой Отечественной войны, в трудное время, когда все западные регионы страны были полуразрушены, наблюдалась острая нехватка строительных материалов и рабочей силы, было принято решение о начале строительства железной дороги Берендеево — Переславль. Постановление о строительстве железной дороги Берендеево — Переславль в 1947 году было подписано лично И.В. Сталиным.






О строительстве железнодорожной ветки широкой колеи Берендеево—Переславль-Залесский (газета «Коммунар», 30 июля 1947 года, http://pki.botik.ru/articles/f-railway1947.pdf)

21 июля сего года Совет Министров Союза ССР решил принять предложение Министерства рыбной промышленности Западных районов СССР и Ярославского облисполкома и включил в план строительства сверхлимитных объектов 1947 года строительство железнодорожной ветки широкой колеи Берендеево — Переславль-Залесский.

Этот документ, подписанный лично товарищем Сталиным, вносит новую страницу в историю нашего города и района, открывает широкие перспективы в его культурном и экономическом развитии. Кто из переславцев не мечтал об этом дне? Но каждый верил, что в стране, где партия и правительство, лично товарищ Сталин повседневно заботятся о судьбе своего народа, этот день придёт. И он пришёл.

Несмотря на трудности послевоенного периода, когда в стране идут грандиозные восстановительные работы народного хозяйства, разрушенного немецкими фашистами, правительство выделило на строительство железнодорожной ветки Берендеево — Переславль-Залесский на 1947 год 4 миллиона рублей и разрешило рыбной промышленности провести организованный набор рабочей силы для строительства в количестве 600 человек.

Для каждого труженика города и деревни района это большая радость. Вот почему каждый из нас встречает известие о строительстве дороги с большим воодушевлением. На заботу партии о судьбах советского человека переславцы у станков на производстве, колхозники на полях ответят новым производственным подъёмом, борясь за досрочное выполнение планов работ второго года послевоенной пятилетки.





Сроки ввода в эксплуатацию многократно переносились, «до бесконечности» откладываясь на следующий год. В 1951 году в переславской газете «Коммунар» писали, что будет сделано всё возможное для того, чтобы первый поезд из Берендеево пришёл в Переславль в конце 1951 года. Но первый поезд пришёл лишь 6 января 1956 года.


http://pki.botik.ru/articles/tr-railway1941bolshe.pdf «Больше внимания строительству дороги» (публикация из газеты «Коммунар», 9 июня 1948 года)

http://pki.botik.ru/articles/f-railway1950.pdf «Все силы на завершение строительства железнодорожной ветки» (публикация из газеты «Коммунар», 7 июня 1950 года)

http://pki.botik.ru/articles/f-railway1951.pdf «На строительстве железнодорожной ветки Берендеево — Переславль» (публикация из газеты «Коммунар», 20 июня 1951 года, а также более поздние публикации)

http://pki.botik.ru/show-section.php?tr — другие публикации, связанные с железной дорогой в Переславле (подготовлены А. Фоменко)

http://forum.tr.ru/read.php?7,372317,page=all — обсуждение железной дороги Берендеево — Переславль

http://old.wikimapia.org/#lat=56.7400624&lon=38.8884687&z=15&l=1&m=s&v=9 — станция Переславль на спутниковых снимках.


В первые 8 лет работы железнодорожная линия Берендеево — Переславль была ведомственной (владелец не установлен, скорее всего, им являлась текстильная фабрика «Красное Эхо»). В 1964 году железнодорожная линия Берендеево — Переславль была передана в состав сети железных дорог общего пользования МПС СССР. По этой причине в справочнике «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году) датой ввода в эксплуатацию станции Переславль назван 1964 год.

Планировалось, что на линии Берендеево — Переславль будет не только грузовое, но и пассажирское движение. Вместе с железной дорогой в 1950-е годы на станции Переславль был построен вокзал. Но по железной дороге так и не прошёл пассажирский поезд. Открытие пассажирского движения, как и ранее — открытие самой железной дороги, «до бесконечности» откладывали на будущее. Публикации, посвящённые пассажирскому движению на железной дороге, периодически появлялись в переславских газетах на протяжении нескольких десятилетий.

С 1990-х годов, когда пассажирское движение в России стало активно сворачиваться и отменяться даже на тех тупиковых ветках, где оно было на протяжении ста лет — стало очевидным, что пассажирский поезд широкой колеи в Переславль уже никогда не придёт. С 2003 года в древний город не придёт и узкоколейный поезд...

В 2009 году здание вокзала станции Переславль было продано посторонней организации. Железнодорожникам пришлось «переселяться» из монументального здания постройки 1950-х годов в установленные на территории станции быстровозводимые бытовки.






Вокзал без пассажиров (газета «Северная магистраль», 10 июля 2009 года, автор — М. Медяник, http://zdr-gazeta.ru/?newsid=46485)

За свою почти полувековую историю железнодорожный вокзал Переславль-Залесский не принял ни одного пассажирского вагона. С июня это пассажирское здание не относится к Северной магистрали.

Железнодорожная ветка Берендеево — Переславль (Ярославское отделение) возникла как подъездные пути к ткацкой фабрике «Красное Эхо», существующей и поныне в центре Переславля как ОАО «Залесье». Юмористы Штепсель и Тарапунька шутили. Один спрашивал: «Какая самая длинная железная дорога в мире?». «Берендеево — Переславль, 21 километр этого участка строили ровно 21 год», — отвечал другой. Это реальный факт.

Железнодорожный вокзал в Переславле появился в 1954 году. Возводили его на перспективу, но… Пассажирское движение здесь так и не появилось. Все эти годы в здании располагались работники станции Переславль, бывший «красный уголок» превратили в товарную контору, а часть помещений передали под служебное жилье для железнодорожников.

Грузовое движение на тупиковой ветке Берендеево — Переславль не очень оживленное, однако нужное для города. Посредством стальной магистрали получают сырье и отправляют продукцию местные промышленные предприятия. Несколько лет назад путейцы заменили шпалы на этом участке, что позволило повысить скорость движения поездов с 15 до 40 км/ч.

Сегодня в пассажирском здании люди не живут, их давно переселили в более комфортабельное жилье. Коллектив станции — семь человек. Очевидно, 201 квадратный метр площади — это для них многовато.

Каменное здание вокзала находится в состоянии, требующем серьезной реконструкции. Здесь деревянные перекрытия, своя угольная котельная, удобства на улице, водопровода нет. Несколько лет назад московская турфирма рассматривала возможность пуска туристических поездов Москва — Переславль и, соответственно, модернизации вокзала. Но грянул кризис…

Нынешней зимой на вокзале неожиданно стало суетно и многолюдно. Отечественные кинематографисты снимали фильм под рабочим названием «Монро». Лента повествует о любви дежурной по переезду и заезжего бизнесмена. В съемках принимали участие и работники станции, они играли самих себя — железнодорожников. Традиционная история о Золушке и на этот раз закончилась хорошо, а фильм обещают вскоре показать по телевидению.

Все бы неплохо, но пассажирское здание требовало средств на содержание. Коммунальные платежи, охрана и налоги обходились Ярославскому отделению в 190 тыс. рублей ежемесячно.

В июне вокзал Переславль-Залесский продали. Что собирается делать с приобретением новый владелец — пока неизвестно.

Вскоре недалеко от теперь уже бывшего вокзала без пассажиров установят два стандартных переносных модуля. В них разместятся работники станции Переславль.





По состоянию на 2010 год, на линии Берендеево — Переславль есть минимальное грузовое движение. Основной грузоотправитель — химический завод «Славич», крупнейшее предприятие Переславля.







Поездка автора (2001 год)

Прибываю в Переславль 20 апреля 2001 года из Талиц. Пройдя по разобранной линии узкоколейной железной дороги к бывшей станции Торфяная, попадаю на ширококолейную станцию Переславль.

В этот день грузового поезда не ожидалось. Ночую в замаскированном месте в окрестностях станции.

На следующий день сижу на станции почти до вечера, ожидая грузовой поезд. Утром тепловоз ЧМЭ3 приписки депо Александров Московской железной дороги привёл в Переславль вагоны из Берендеево. Весь день продолжались манёвры и формирование состава.

Когда состав на Берендеево был готов, прошу машиниста провезти в кабине до Берендеево — но получаю отказ! Может быть, будь бригада местной, с Северной железной дороги — с ними договориться было бы проще. Но эти злобные «москвичи» (работники Московской железной дороги) отказали в категорической форме.

Иду в конец состава и, дождавшись подходящего момента, забираюсь через верх в порожний полувагон. После изнурительного более чем суточного ожидания я еду-таки в грузовом поезде по железной дороге Берендеево — Переславль!

Скорость составляла 15 километров, в Берендеево состав прибыл спустя почти два часа. Пассажирские поезда за такое же время доезжают от Берендеево до Москвы (145 километров).

В Берендееве вылезаю из вагона, фотографирую вокзал, затем отправляюсь осматривать разобранную узкоколейную железную дорогу Берендеевского торфопредприятия. Ночую у платформы 147 километр (северная окраина посёлка Берендеево). Ранним утром выезжаю электропоездом в Александров, оттуда — в Москву.







Горловина станции Переславль.
20.04.2001








К западу от станции Переславль. Подъездные пути уходят
на территорию текстильной фабрики «Красное Эхо».
20.04.2001








Пути станции Переславль, вид в сторону Берендеево. Вдали — здание вокзала.
20.04.2001








Грузовой поезд из Переславля прибыл на станцию Берендеево. Вид на здание вокзала.
21.04.2001








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










21.01.2011 © С. Болашенко


назад

на главную страницу