Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ БЕРЕНДЕЕВО — ПЕРЕСЛАВЛЬ









Протяжённость железнодорожной линии Берендеево — Переславль составляет 21 километр. Железнодорожная линия пролегает по территории Переславского района Ярославской области. Несмотря на то, что официальное название города — Переславль-Залесский (в разговорной речи «Залесский» не произносится), официальное название станции — Переславль.

По данным на 2010 год, железнодорожная линия относится к Ярославскому отделению Северной железной дороги. Железнодорожная линия на всём протяжении однопутная, нигде не электрифицирована. Железнодорожная линия используется только для грузового движения. Редкая для СССР особенность этой железнодорожной линии — пассажирского движения на ней не было никогда.

По состоянию на 2010 год, в России пассажирское сообщение прекращено на подавляющем большинстве тупиковых железнодорожных линий. Но это — результат обвального сокращения пассажирских перевозок в 1990-е и 2000-е годы. До 1990-х годов пассажирское движение практически везде было.



Железная дорога в Переславле имеет длительную и сложную историю. Ещё в 1860-х годах встал вопрос о строительстве через город Переславль магистральной железнодорожной линии Сергиев Посад — Ярославль. У планов строительства железной дороги через Переславль были как сторонники, так и противники. По легенде, представители переславского купечества дали взятку проектировщикам железной дороги Сергиев Посад — Ярославль, в результате чего первоначальный проект был изменён, и железная дорога прошла другим маршрутом — через Александров, оставив Переславль в стороне.

Данная версия не доказана. Серьёзный аргумент не в её пользу — в случае строительства железной дороги Сергиев Посад — Переславль — Ростов южнее Переславля пришлось бы выполнять большой объём земляных работ, в этом районе пересечённый рельеф местности. Выбранная в конечном итоге трассировка железной дороги позволила обойти холмистую местность и удешевила строительство.

В 1910-х годах предполагалось строительство через Переславль широтной железнодорожной линии Берендеево — Калязин — Завидово (источник информации: http://pki.botik.ru/articles/f-railway1912newmos.pdf, http://pki.botik.ru/articles/f-railway1912new.pdf). Проект не был осуществлён.

В 1922 году началось строительство железной дороги Берендеево — Переславль. Были выполнены некоторые земляные работы, но затем строительство было брошено. К нему не возвращались больше двадцати лет. (источник информации: http://pki.botik.ru/articles/f-railway2002.pdf).

Первой железной дорогой в Переславле стала узкоколейная железная дорога Купанского транспортного управления, открытая в 1937 году. Она не имела выхода на магистральную железнодорожную сеть. Отсутствие железной дороги широкой колеи сдерживало развитие города. Необходимость строительства железной дороги от Переславля до ближайшей к нему станции Берендеево на магистрали Москва — Ярославль была очевидной.

Вскоре после Великой Отечественной войны, в трудное время, когда все западные регионы страны были полуразрушены, наблюдалась острая нехватка строительных материалов и рабочей силы, было принято решение о начале строительства железной дороги Берендеево — Переславль. Постановление о строительстве железной дороги Берендеево — Переславль в 1947 году было подписано лично И.В. Сталиным.






О строительстве железнодорожной ветки широкой колеи Берендеево—Переславль-Залесский (газета «Коммунар», 30 июля 1947 года, http://pki.botik.ru/articles/f-railway1947.pdf)

21 июля сего года Совет Министров Союза ССР решил принять предложение Министерства рыбной промышленности Западных районов СССР и Ярославского облисполкома и включил в план строительства сверхлимитных объектов 1947 года строительство железнодорожной ветки широкой колеи Берендеево — Переславль-Залесский.

Этот документ, подписанный лично товарищем Сталиным, вносит новую страницу в историю нашего города и района, открывает широкие перспективы в его культурном и экономическом развитии. Кто из переславцев не мечтал об этом дне? Но каждый верил, что в стране, где партия и правительство, лично товарищ Сталин повседневно заботятся о судьбе своего народа, этот день придёт. И он пришёл.

Несмотря на трудности послевоенного периода, когда в стране идут грандиозные восстановительные работы народного хозяйства, разрушенного немецкими фашистами, правительство выделило на строительство железнодорожной ветки Берендеево — Переславль-Залесский на 1947 год 4 миллиона рублей и разрешило рыбной промышленности провести организованный набор рабочей силы для строительства в количестве 600 человек.

Для каждого труженика города и деревни района это большая радость. Вот почему каждый из нас встречает известие о строительстве дороги с большим воодушевлением. На заботу партии о судьбах советского человека переславцы у станков на производстве, колхозники на полях ответят новым производственным подъёмом, борясь за досрочное выполнение планов работ второго года послевоенной пятилетки.





Сроки ввода в эксплуатацию многократно переносились, «до бесконечности» откладываясь на следующий год. В 1951 году в переславской газете «Коммунар» писали, что будет сделано всё возможное для того, чтобы первый поезд из Берендеево пришёл в Переславль в конце 1951 года. Но первый поезд пришёл лишь 6 января 1956 года.


http://pki.botik.ru/articles/tr-railway1941bolshe.pdf «Больше внимания строительству дороги» (публикация из газеты «Коммунар», 9 июня 1948 года)

http://pki.botik.ru/articles/f-railway1950.pdf «Все силы на завершение строительства железнодорожной ветки» (публикация из газеты «Коммунар», 7 июня 1950 года)

http://pki.botik.ru/articles/f-railway1951.pdf «На строительстве железнодорожной ветки Берендеево — Переславль» (публикация из газеты «Коммунар», 20 июня 1951 года, а также более поздние публикации)

http://pki.botik.ru/show-section.php?tr — другие публикации, связанные с железной дорогой в Переславле (подготовлены А. Фоменко)

http://web.archive.org/web/20140801221116/http://forum.tr.ru/read.php?7,372317,page=all — обсуждение железной дороги Берендеево — Переславль

http://old.wikimapia.org/#lat=56.7400624&lon=38.8884687&z=15&l=1&m=s&v=9 — станция Переславль на спутниковых снимках.


В первые 8 лет работы железнодорожная линия Берендеево — Переславль была ведомственной (владелец не установлен, скорее всего, им являлась текстильная фабрика «Красное Эхо»). В 1964 году железнодорожная линия Берендеево — Переславль была передана в состав сети железных дорог общего пользования МПС СССР. По этой причине в справочнике «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году) датой ввода в эксплуатацию станции Переславль назван 1964 год.

Планировалось, что на линии Берендеево — Переславль будет не только грузовое, но и пассажирское движение. Вместе с железной дорогой в 1950-е годы на станции Переславль был построен вокзал. Но по железной дороге так и не прошёл пассажирский поезд. Открытие пассажирского движения, как и ранее — открытие самой железной дороги, «до бесконечности» откладывали на будущее. Публикации, посвящённые пассажирскому движению на железной дороге, периодически появлялись в переславских газетах на протяжении нескольких десятилетий.

С 1990-х годов, когда пассажирское движение в России стало активно сворачиваться и отменяться даже на тех тупиковых ветках, где оно было на протяжении ста лет — стало очевидным, что пассажирский поезд широкой колеи в Переславль уже никогда не придёт. С 2003 года в древний город не придёт и узкоколейный поезд...

В 2009 году здание вокзала станции Переславль было продано посторонней организации. Железнодорожникам пришлось «переселяться» из монументального здания постройки 1950-х годов в установленные на территории станции быстровозводимые бытовки.






Вокзал без пассажиров (газета «Северная магистраль», 10 июля 2009 года, автор — М. Медяник, http://zdr-gazeta.ru/?newsid=46485)

За свою почти полувековую историю железнодорожный вокзал Переславль-Залесский не принял ни одного пассажирского вагона. С июня это пассажирское здание не относится к Северной магистрали.

Железнодорожная ветка Берендеево — Переславль (Ярославское отделение) возникла как подъездные пути к ткацкой фабрике «Красное Эхо», существующей и поныне в центре Переславля как ОАО «Залесье». Юмористы Штепсель и Тарапунька шутили. Один спрашивал: «Какая самая длинная железная дорога в мире?». «Берендеево — Переславль, 21 километр этого участка строили ровно 21 год», — отвечал другой. Это реальный факт.

Железнодорожный вокзал в Переславле появился в 1954 году. Возводили его на перспективу, но… Пассажирское движение здесь так и не появилось. Все эти годы в здании располагались работники станции Переславль, бывший «красный уголок» превратили в товарную контору, а часть помещений передали под служебное жилье для железнодорожников.

Грузовое движение на тупиковой ветке Берендеево — Переславль не очень оживленное, однако нужное для города. Посредством стальной магистрали получают сырье и отправляют продукцию местные промышленные предприятия. Несколько лет назад путейцы заменили шпалы на этом участке, что позволило повысить скорость движения поездов с 15 до 40 км/ч.

Сегодня в пассажирском здании люди не живут, их давно переселили в более комфортабельное жилье. Коллектив станции — семь человек. Очевидно, 201 квадратный метр площади — это для них многовато.

Каменное здание вокзала находится в состоянии, требующем серьезной реконструкции. Здесь деревянные перекрытия, своя угольная котельная, удобства на улице, водопровода нет. Несколько лет назад московская турфирма рассматривала возможность пуска туристических поездов Москва — Переславль и, соответственно, модернизации вокзала. Но грянул кризис…

Нынешней зимой на вокзале неожиданно стало суетно и многолюдно. Отечественные кинематографисты снимали фильм под рабочим названием «Монро». Лента повествует о любви дежурной по переезду и заезжего бизнесмена. В съемках принимали участие и работники станции, они играли самих себя — железнодорожников. Традиционная история о Золушке и на этот раз закончилась хорошо, а фильм обещают вскоре показать по телевидению.

Все бы неплохо, но пассажирское здание требовало средств на содержание. Коммунальные платежи, охрана и налоги обходились Ярославскому отделению в 190 тыс. рублей ежемесячно.

В июне вокзал Переславль-Залесский продали. Что собирается делать с приобретением новый владелец — пока неизвестно.

Вскоре недалеко от теперь уже бывшего вокзала без пассажиров установят два стандартных переносных модуля. В них разместятся работники станции Переславль.





По состоянию на 2010 год, на линии Берендеево — Переславль есть минимальное грузовое движение. Основной грузоотправитель — химический завод «Славич», крупнейшее предприятие Переславля.







Поездка автора (2001 год)

Прибываю в Переславль 20 апреля 2001 года из Талиц. Пройдя по разобранной линии узкоколейной железной дороги к бывшей станции Торфяная, попадаю на ширококолейную станцию Переславль.

В этот день грузового поезда не ожидалось. Ночую в замаскированном месте в окрестностях станции.

На следующий день сижу на станции почти до вечера, ожидая грузовой поезд. Утром тепловоз ЧМЭ3 приписки депо Александров Московской железной дороги привёл в Переславль вагоны из Берендеево. Весь день продолжались манёвры и формирование состава.

Когда состав на Берендеево был готов, прошу машиниста провезти в кабине до Берендеево — но получаю отказ! Может быть, будь бригада местной, с Северной железной дороги — с ними договориться было бы проще. Но эти злобные «москвичи» (работники Московской железной дороги) отказали в категорической форме.

Иду в конец состава и, дождавшись подходящего момента, забираюсь через верх в порожний полувагон. После изнурительного более чем суточного ожидания я еду-таки в грузовом поезде по железной дороге Берендеево — Переславль!

Скорость составляла 15 километров в час. На станцию Берендеево состав прибыл спустя почти два часа. Пассажирские поезда за такое же время доезжают от Берендеево до Москвы-Ярославской, это 145 километров.

В Берендееве вылезаю из вагона, никем не замеченный. Фотографирую вокзал. Затем отправляюсь осматривать разобранную узкоколейную железную дорогу Берендеевского торфопредприятия. Ночую у платформы 147 километр (северная окраина посёлка Берендеево). Ранним утром выезжаю электропоездом в Александров, оттуда — в Москву.







Горловина станции Переславль.
20.04.2001








К западу от станции Переславль. Подъездные пути уходят
на территорию текстильной фабрики «Красное Эхо».
20.04.2001








Пути станции Переславль, вид в сторону Берендеево. Вдали — здание вокзала.
20.04.2001








Грузовой поезд из Переславля прибыл на станцию Берендеево. Вид на здание вокзала.
21.04.2001








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










21.01.2011 © С. Болашенко


назад

на главную страницу