Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ИРИНОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Ириновское торфопредприятие находилось в посёлке Рахья Всеволожского района Ленинградской области. В ведении торфопредприятия находилась торфовозная узкоколейная железная дорога. В 1990-х годах она была ближайшей к Санкт-Петербургу торфовозной узкоколейной железной дорогой.


http://uzd.spb.ru/stat4.htm — описание узкоколейной железной дороги на сайте А. Корсакова


Ириновское торфопредприятие, по одной из версий, является старейшим в России. В 1892 году в нынешнем посёлке Рахья началось строительство первого торфобрикетного завода. Владельцем завода являлся барон Павел Леопольдович Корф.

14 сентября 1892 года была официально открыта Ириновская узкоколейная железная дорога (станция Охта в Санкт-Петербурге — Мельничный Ручей — Торфяная, ныне Рахья — Борисова Грива, ветвь Мельничный Ручей — Шереметьевка, ныне Петрокрепость).

Станция Торфяная была спроектирована и построена благодаря строительству торфобрикетного завода. Более того, одной из главных целей строительства Ириновской узкоколейной железной дороги являлась доставка в Санкт-Петербург торфяных брикетов.

Дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги на торфоразработках не выяснена. Скорее всего, она появилась вскоре после открытия Ириновской узкоколейной железной дороги общего пользования, то есть в 1890-х годах, и первоначально составляла с Ириновской узкоколейной железной дорогой единую сеть.

По информации от А. Корсакова, в 1911 году торфобрикетный завод стал убыточным и прекратил работу. После революции 1917 года массовая добыча торфа возобновилась.

В октябре 1923 года станция Торфяная и расположенный при ней посёлок Торфяной были переименованы в Рахья в честь Ивана (Юкка) Абрамовича Рахья — деятеля революционного движения, убитого в Петрограде 31 августа 1920 года.

Приблизительно в 1927 году пролегавшая через Рахья магистральная Ириновская узкоколейная железная дорога была реконструирована на широкую колею. С этого времени узкоколейная железная дорога Ириновского торфопредприятия работала изолированно. Однако в какой-то степени её можно считать «преемником» Ириновской узкоколейной железной дороги и вести отсчёт её истории с 1892 года. С магистральной Ириновской узкоколейной железной дороги на торфопредприятие были переданы многие паровозы и другой подвижной состав.

По состоянию на конец 1930-х годов, узкоколейная железная дорога Ириновского торфопредприятия имела разветвлённую сеть. Её линии пролегали как севернее, так и южнее железной дороги широкой колеи Мельничный Ручей — Ладожское Озеро. Соотношение протяжённости линий севернее и южнее широкой колеи было примерно равным. Выход к широкой колее имелся в двух местах — у станций Рахья и Борисова Грива. Существовали два одноуровневых пересечения с линией широкой колеи: восточнее станции Рахья и восточнее станции Борисова Грива. На торфомассивах было построено 16 «номерных» рабочих посёлков.

В период Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда (сентябрь 1941 года — январь 1944 года) Ириновское торфопредприятие было одним из немногих близких к Ленинграду торфопредприятий, которые не оказались на оккупированной территории. На торфопредприятии активно добывался торф, который во время блокады имел жизненно важное значение.

В 1960-х годах работавшие на узкоколейной железной дороге паровозы были заменены тепловозами ТУ4, также поступали самоходные электростанции (мотовозы) СЭП2 и СЭП2М, автомотрисы АМ1, позднее — ЭСУ1, ЭСУ2А, ТУ6А-0709. Главное локомотивное депо находилось в Рахья. Депо было веерным, с поворотным кругом (для торфовозных узкоколейных железных дорог — исключительная редкость).

Приблизительно в 1970-х годах была построена железнодорожная линия широкой колеи от станции Рахья до птицефабрики у деревни Лепсари. В Лепсари был построен второй (после Рахья) пункт перегруза торфа из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи. Торф доставлялся на птицефабрику в Лепсари также для изготовления удобрения, представляющего собой смесь торфа и куриного помёта.

Приблизительно в 1985 году была прекращена добыча торфа на торфомассиве Гладкое — последнем из торфомассивов, расположенных южнее железной дороги широкой колеи. Линии узкоколейной железной дороги на торфомассиве были разобраны, однако одноуровневое пересечение с широкой колеёй продолжало действовать — по нему велось сообщение с ремонтно-механической мастерской и базой горюче-смазочных материалов.

В 1990-х годах добыча торфа велась только в одном месте, на одном производственном участке — «Сокольем», наиболее удалённом от Рахья (около 15 километров). Сохранялось пассажирское движение по маршруту Рахья — 13-й посёлок (длина маршрута около 5 километров).

Работа узкоколейной железной дороги прекратилась в конце 1996 года. В 1998 году последний участок узкоколейной железной дороги был разобран.

Посёлок Рахья был посещён автором в июне 1999 года. На тот момент сохранившихся участков пути в нём не было, хотя были отчётливо видны «свежеразобранные» участки путей и станция, пересечение с широкой колеёй. В здании веерного локомотивного депо был открыт цех по изготовлению надгробных памятников и похоронных принадлежностей.


http://arbinada.com/main/node/111 — фотографии разобранной узкоколейной железной дороги в Рахья, 2005 год

http://rahja.narod.ru/ — материал, подготовленный К. Бахметьевым (2003 год)

http://parovoz.com/narrow/RU47-rahja.php — материал К. Бахметьева











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










12.03.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Ленинградской области»

на главную страницу