Узкоколейная железная дорога Ириновского торфопредприятия

Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ИРИНОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Ириновское торфопредприятие находилось в посёлке Рахья Всеволожского района Ленинградской области. В ведении торфопредприятия находилась торфовозная узкоколейная железная дорога. В 1990-х годах она была ближайшей к Санкт-Петербургу торфовозной узкоколейной железной дорогой.


http://uzd.spb.ru/stat4.htm — описание узкоколейной железной дороги на сайте А. Корсакова


Ириновское торфопредприятие, по одной из версий, является старейшим в России. В 1892 году в нынешнем посёлке Рахья началось строительство первого торфобрикетного завода. Владельцем завода являлся барон Павел Леопольдович Корф.

14 сентября 1892 года была официально открыта Ириновская узкоколейная железная дорога (станция Охта в Санкт-Петербурге — Мельничный Ручей — Торфяная, ныне Рахья — Борисова Грива, ветвь Мельничный Ручей — Шереметьевка, ныне Петрокрепость).

Станция Торфяная была спроектирована и построена благодаря строительству торфобрикетного завода. Более того, одной из главных целей строительства Ириновской узкоколейной железной дороги являлась доставка в Санкт-Петербург торфяных брикетов.

Дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги на торфоразработках не выяснена. Скорее всего, она появилась вскоре после открытия Ириновской узкоколейной железной дороги общего пользования, то есть в 1890-х годах, и первоначально составляла с Ириновской узкоколейной железной дорогой единую сеть.

По информации от Александра Корсакова, в 1911 году торфобрикетный завод стал убыточным и прекратил работу. После революции 1917 года массовая добыча торфа возобновилась.

В октябре 1923 года станция Торфяная и расположенный при ней посёлок Торфяной были переименованы в Рахья в честь Ивана (Юкка) Абрамовича Рахья — деятеля революционного движения, убитого в Петрограде 31 августа 1920 года.

Приблизительно в 1927 году пролегавшая через Рахья магистральная Ириновская узкоколейная железная дорога была реконструирована на широкую колею. С этого времени узкоколейная железная дорога Ириновского торфопредприятия работала изолированно. Однако в какой-то степени её можно считать «преемником» Ириновской узкоколейной железной дороги и вести отсчёт её истории с 1892 года. С магистральной Ириновской узкоколейной железной дороги на торфопредприятие были переданы многие паровозы и другой подвижной состав.

По состоянию на конец 1930-х годов, узкоколейная железная дорога Ириновского торфопредприятия имела разветвлённую сеть. Её линии пролегали как севернее, так и южнее железной дороги широкой колеи Мельничный Ручей — Ладожское Озеро. Соотношение протяжённости линий севернее и южнее широкой колеи было примерно равным.

Выход к широкой колее имелся в двух местах — у станций Рахья и Борисова Грива. Существовали два одноуровневых пересечения с линией широкой колеи: восточнее станции Рахья и восточнее станции Борисова Грива. На торфомассивах было построено 16 «номерных» рабочих посёлков.

В период Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда (сентябрь 1941 года — январь 1944 года) Ириновское торфопредприятие было одним из немногих близких к Ленинграду торфопредприятий, которые не оказались на оккупированной территории. На торфопредприятии активно добывался торф, который во время блокады имел жизненно важное значение.

В 1960-х годах работавшие на узкоколейной железной дороге паровозы были заменены тепловозами ТУ4, также поступали самоходные электростанции (мотовозы) СЭП2 и СЭП2М, автомотрисы АМ1, позднее — ЭСУ1, ЭСУ2А, ТУ6А-0709.

Главное локомотивное депо находилось в Рахья. Депо было веерным, с поворотным кругом. Для торфовозных узкоколейных железных дорог это исключительная редкость.

Приблизительно в 1970-х годах была построена железнодорожная линия широкой колеи от станции Рахья до птицефабрики у деревни Лепсари. В Лепсари был построен второй (после Рахья) пункт перегруза торфа из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи. Торф доставлялся на птицефабрику в Лепсари также для изготовления удобрения, представляющего собой смесь торфа и куриного помёта.

Приблизительно в 1985 году была прекращена добыча торфа на торфомассиве Гладкое — последнем из торфомассивов, расположенных южнее железной дороги широкой колеи. Линии узкоколейной железной дороги на торфомассиве были разобраны, однако одноуровневое пересечение с широкой колеёй продолжало действовать — по нему велось сообщение с ремонтно-механической мастерской и базой горюче-смазочных материалов.

В 1990-х годах добыча торфа велась только в одном месте, на одном производственном участке — «Сокольем», наиболее удалённом от Рахья (около 15 километров).

Сохранялось пассажирское движение по последнему маршруту Рахья — 13-й посёлок. Длина маршрута составляла около 5 километров.

Работа узкоколейной железной дороги прекратилась в конце 1996 года. В 1998 году последний участок узкоколейной железной дороги был разобран.


Я впервые побывал в посёлке Рахья в июне 1999 года. На тот момент сохранившихся участков пути в нём не было, хотя были отчётливо видны «свежеразобранные» участки путей и станция, пересечение с широкой колеёй. В здании веерного локомотивного депо был открыт цех по изготовлению надгробных памятников и похоронных принадлежностей.


Второе посещение посёлка Рахья: 19 июня 2015 года. Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2015spb.html.

Как и следовало ожидать, здесь мало что осталось. Но территория главной станции ещё не застроена. Иногда попадаются уцелевшие шпалы. Сохранились гаражи и другие хозяйственные постройки, сделанные из подвижного состава узкой колеи.


http://arbinada.com/main/node/111 — фотографии разобранной узкоколейной железной дороги в Рахья, 2005 год

http://rahja.narod.ru/ — материал, подготовленный К. Бахметьевым (2003 год)

http://parovoz.com/narrow/RU47-rahja.php — материал К. Бахметьева











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (РАЗРУШЕННАЯ ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ПОСЁЛКЕ РАХЬЯ)    










12.03.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Ленинградской области»

на главную страницу