Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ТАСИН БОР»









Торфопредприятие «Тасин Бор» находится в посёлке Тасин Бор (Тасинский Бор) Гусь-Хрустального района Владимирской области, вблизи станции 13 километр на железнодорожной линии Уршельского ППЖТ (Черусти — Уршель).

Датой основания торфопредприятия считается 1932 год. Первоначально торфопредприятие обеспечивало торфом Уршельский и Тасинский стекольные заводы. Узкоколейная железная дорога, по неподтверждённым данным, была построена одновременно с началом массовой добычи торфа.

До 1960-х годов на перегоне 13 километр — Уршель железнодорожной линии Черусти — Уршель находился совмещённый путь колеи 1524 мм и 750 мм. По узкой колее торф доставлялся непосредственно на территорию Уршельского стекольного завода. После его перевода на газовое топливо основным потребителем торфа, добытого торфопредприятием «Тасин Бор», стала Шатурская ГРЭС. Вблизи станции 13 километр был построен механизированный торфоперегруз. Совмещённая колея на перегоне 13 километр — Уршель была ликвидирована.

До начала 1990-х годов торфопредприятие вело активную добычу торфа. Узкоколейная железная дорога выполняла грузоперевозки в значительном объёме. Существовало регулярное пассажирское движение по маршруту Тасин Бор — Перхурово. В посёлке Перхурово (на некоторых картах подписан как Тасинский Стеклотарный) действовал Тасинский стекольный завод. Для этого посёлка узкоколейная железная дорога являлась основной «связующей нитью» с внешним миром.

В первой половине 1990-х годов перевозки торфа были сокращены до минимума. Первой была разобрана линия на Гагаринский участок. В августе 1996 года, как мог убедиться автор, на пересечении «гагаринской» линии с автодорогой Гусь-Хрустальный — Уршель рельсов уже не было.

Пассажирское движение по маршруту Тасин Бор — Перхурово было прекращено ориентировочно летом 1996 года из-за отсутствия средств. С того времени жителям посёлка Перхурово приходится ходить в Тасин Бор пешком (расстояние составляет 6 километров).

До 1999 года на узкоколейной железной дороге было эпизодическое движение (в основном, разбирались пути).

По состоянию на май 2000 года, оставались ржавые пути суммарной протяжённостью в несколько километров (непригодные для движения). В посёлке Тасин Бор сохранялось здание локомотивного депо, значительное путевое развитие, множество неиспользуемого подвижного состава.

В последующие годы почти все участки путей были разобраны, подвижной состав был порезан и продан в качестве металлолома.

По состоянию на 2005 год, торфопредприятие «Тасин Бор» формально существует. Добыча торфа ведётся в минимальном объёме, торф вывозится автомобилями.









Материал Ивана Садовского (2008 год)

Немного воспоминаний по линии узкоколейной железной дороги торфопредприятия «Тасин Бор». Пассажирское движение в 1995 или 1996 году я успел застать, и проехал по этой линии. Движение осуществлялось тепловозом ТУ7 с одним вагоном, а в случае незначительного пассажиропотока (по мнению машиниста поезда), вагон отцеплялся и оставлялся в Перхурово, в этом случае все пассажиры ехали в кабине тепловоза.

Пассажирское движение было привязано к движению поездов по линии Черусти — Уршель,но расписания где-либо на стене я уже не застал. В поезде выдавали билетики шириной где-то с два стандартных билета, на которых было написано «Билет на тепловоз Тасино — 13 километр» (именно так — «Тасино», а не «Перхурово»).

Линия на Кондрово болото, во всяком случае, тот участок, который был виден, начиная от треугольника основной линии, производила впечатление недавно отремонтированной, на насыпи был чистый песочек, накат был сильный. Линия, которая у 2-го участка ответвлялась, была на тот момент совсем заросшая травой, видно было, что ей давно не пользовались. На территории стеклотарного завода стоял ещё один тепловоз ТУ7.

На тот момент путевое развитие на станции у торфоперегруза было уже слегка разгромлено, и, когда тепловоз приезжал с вагоном, он не объезжал его по обгонному пути, а отъезжал в сторону по стрелке, вагон после этого толкали с горки, он проезжал эту стрелку на другой путь, и тепловоз оказывался с другой стороны вагона.

Линию на Гагаринский участок разобрали в 1996 году не то, чтобы совсем — скорее, демонтировали переезд. Причём, скорее всего, сделали это при ремонте дороги. От переезда в сторону Тасинского Бора линию даже толком не разворовали на тот момент, когда я её последний раз видел (1996 или 1997 год) — она просто заросла берёзками. Ближе к товариществу «Интеграл» посередине пути торчала бетонная угловая опора ЛЭП, ведущей, скорее всего, в товарищество «Интеграл», и начиная от этого места до стрелки у разъезда перед переездом через автодорогу (назывался он «Станция Поселковая Тасин Бор», там даже будка с кассой была когда-то, но я её помню уже разгромленной) оставшийся довольно длинный тупичок использовался для отстоя неиспользуемых вагонов.

Не знаю, насколько регулярной была такая практика, но один раз где-то в конце 1980-х — начале 1990-х годов доводилось пересаживаться с последнего автобуса из Гуся в Уршель на поезд, шедший с Гагаринского участка в Тасин Бор. Поезд явно ждал приезда этого автобуса, и забирал пассажиров, не успевавших на поезд, уходивший из Уршеля в 20:40, которые ехали в кабине тепловоза.

http://radikal.ru/F/s44.radikal.ru/i103/0810/0b/d25f39417ea8.jpg.html — фрагментарная схема путевого развития, что отложилось в памяти.










_________________________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________________________





Депо узкоколейной железной дороги в посёлке Тасин Бор.
05.2000





Стрелка, расположенная приблизительно в 1 километре от посёлка Тасин Бор.
Влево — линия на Перхурово, вправо — на торфомассивы.
05.2000





Вид приблизительно оттуда же в противоположном направлении, в сторону центра посёлка Тасин Бор.
05.2000





Разобранный участок между посёлком Тасин Бор и станцией 13 километр.
05.2000















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    












24.12.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Владимирской области»

на главную страницу