Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА РЫБИНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ









Рыбинское торфопредприятие находилось в посёлке Тихмéнево Рыбинского района Ярославской области.



история

Посёлок Тихмeнево возник в 1870 году благодаря строительству Рыбинско-Бологовской железной дороги. В 14 верстах к западу от Рыбинска на ней появилась первая станция, она была названа в честь владельца этих земель — генерала В. П. Тихменева. Одновременно со строительством станции вблизи неё был построен каменный усадебный дом. Вокруг него появился парк, были вырыты пруды. Представители дворянского рода Тихменевых вложили значительные средства в развитие этой местности, здесь появилось несколько небольших предприятий и производств. Усадебный парк до сих пор является украшением посёлка.

В 1926 году на болото Чистый Мох, расположенное южнее посёлка Тихменево, прибыла первая изыскательская партия под руководством инженера Розанова. Было подтверждено наличие больших запасов торфа. Через несколько лет принимается решение о создании торфопредприятия «Чистый Мох».

В 1931 году началась подготовка болота под поля добычи и сушки. Вручную производилась валка леса, корчёвка пня, рытьё канав. Основными орудиями труда являлись топор, лопата, двуручная пила.

Первоначально вывозка кускового торфа от болота до станции Тихменево производилась конной тягой на телегах. Однако непосредственно на торфомассиве были проложены лёгкие «рамчатые» рельсовые пути узкой колеи. По ним торф везли в вагонетках от пресса до поля стилки, расстояние перевозки составляло около 200 метров. Для перемещения вагонеток использовалась ручная тяга, занятые в перемещении вагонеток рабочие назывались «вагонщиками».

В 1932 году в посёлок Тихменево прибыли первый директор торфопредприятия Толкунов и технический руководитель Иванов. Официально признанная дата основания торфопредприятия — 1933 год (начало массовой добычи торфа). Скорее всего, приблизительно тогда же был открыт первый участок полноценной узкоколейной железной дороги.

В 1936 году в качестве замены ручной перевозке в вагонетках на торфомассиве были внедрены транспортёры для перемещения торфа.

С 1933 по 1939 год было построено 9 общежитий барачного типа для рабочих, контора торфопредприятия, летний клуб, депо, хлебопекарня, магазин, баня.

Проектом развития торфопредприятия, подготовленным в 1938 году, предусматривалось расширение существующего центрального посёлка (Тихменево) и строительство двух новых рабочих посёлков: в юго-восточной части торфомассива Чистый Мох вблизи населённых пунктов Сидорово и Малыгино, в северо-западной части торфомассива Великий Мох.

Фактически как полноценный и значительный населённый пункт был построен только второй посёлок, получивший официальное название Великий Мох (неофициальное — 2-й участок). Посёлок вблизи населённого пункта Сидорово был небольшим и существовал в виде рабочего посёлка сравнительно недолго.

В 1941 году на торфопредприятии начал применяться гидравлический способ добычи торфа («гидроторф»). Приблизительно тогда же появился посёлок Великий Мох.

Точная дата переименования торфопредприятия (вместо «Чистый Мох» — «Рыбинское») автором не выяснена. Это произошло до 1948 года. Некоторое время употреблялись оба названия («Рыбинское торфопредприятие «Чистый Мох»).

В 1940-х — 1950-х годах была значительно реконструирована узкоколейная железная дорога. На торфомассивах применялись «рамчатые» переносные тупиковые пути.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 октября 1949 года из населённого пункта при Рыбинском торфопредприятии «Чистый Мох», железнодорожной станции и дачи Тихменево Рыбинского района был образован посёлок Тихменево.

В 1959 году Рыбинское торфопредприятие было реконструировано на фрезерный способ добычи торфа — вместо гидравлического способа, который к тому времени считался устаревшим.

На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 года посёлок Тихменево был передан в подчинение Рыбинскому городскому Совету депутатов трудящихся. По решению исполкома областного Совета от 13 января 1965 года посёлок был включён в Рыбинский район.

В 1968 году на Рыбинском торфопредприятии был открыт цех по выпуску дополнительной продукции.

В 1970-х годах на узкоколейной железной дороге завершилась замена паровозов тепловозами (вначале работали тепловозы ТУ4, позднее — также тепловозы ТУ6А). Существовало регулярное пассажирское сообщение по маршруту Перегрузочная (Тихменево) — 2-й участок (Великий Мох). На станции Перегрузочная имелось двухэтажное деревянное здание «конторы железнодорожного транспорта» (диспетчерской). Работал механизированный торфоперегруз. Торф отправлялся по железнодорожным линиям широкой колеи в качестве топлива на различные электростанции. В значительном объёме добывался и «сельскохозяйственный» торф, предназначенный для использования в качестве удобрения.

В 1980-х годах в связи с выработкой «старого» торфомассива Чистый Мох единственным местом торфодобычи стал «новый» торфомассив Великий Мох.

По состоянию на май 2000 года (поездка автора по узкоколейной железной дороге), узкоколейная железная дорога работала. Перегрузка торфа на широкую колею не велась, торфоперегруз был разгромлен, однако вывоз торфа в незначительном объёме продолжался. На 9-м километре (пересечение узкоколейной железной дороги с автодорогой Рыбинск — Мышкин) была возможна перегрузка сельскохозяйственного торфа на автотранспорт. На торфомассиве имелась действующая полевая база.

Существовало пассажирское сообщение по маршруту Перегрузочная — 2-й участок (протяжённость — 14 километров). Посёлок Великий Мох (2-й участок) не имел автодороги, пригодной для движения автобусов, пассажирский поезд являлся основной связью посёлка с внешним миром.

Согласно расписанию, утверждённому в 1999 году, пассажирский поезд на 2-й участок отправлялся из Перегрузочной в 7:00 (кроме воскресенья), 10:00 (по понедельникам, средам, пятницам), 13:00 (по субботам, воскресеньям), 15:00 (кроме субботы, воскресенья).

Достаточно необычным было наличие на узкоколейной железной дороге регулярных перевозок хлеба от пекарни, расположенной вблизи населённого пункта Мешково, до магазина в посёлке Великий Мох (2-й участок).

Тяговый подвижной состав был представлен тепловозами двумя тепловозами ТУ6А (один из них — ТУ6А-3674), тепловозом ТУ4-945, двумя мотовозами (самоходными электростанциями) ЭСУ2А, в том числе ЭСУ2А-805. Имелась пожарная мотодрезина ПМД. Среди прицепного подвижного состава преобладали вагоны УМВ.





Раздельные пункты узкоколейной железной дороги (согласно графику
исполненного движения поездов за 26 июля 1997 года )
0 км Перегрузочная 2,3 км 57 карта 3,7 км 2-й пост 5,6 км Сидорово 9,0 км Шоссе 14,0 км 2-й участок 18,0 км Полевой








В 2005 году компания «Ярторф» (владелец Рыбинского торфопредприятия) заявила о намерении прекратить убыточные пассажирские перевозки и разобрать узкоколейную железную дорогу. Это вызвало резкий протест жителей посёлка Великий Мох. Узкоколейной железной дороге было посвящёно несколько репортажей в газетах и сюжетов на местном телевидении.

По состоянию на лето 2005 года, производилась разборка путей на торфомассиве, к юго-востоку от посёлка Великий Мох. Рельсы проданы неизвестной литовской компании и отправлены в Литву (достоверность этой информации вызывает сомнение).

Позднее представители «Ярторфа» объявили дату прекращения пассажирского движения — 19 ноября 2005 года. Возможно, пассажирское движение действительно было прекращено именно в этот день. Вместо пассажирского поезда до посёлка Великий Мох дважды в неделю стал курсировать «автобус» (автомобиль повышенной проходимости ЗиЛ-131).

Разборка пути от Перегрузочной (Тихменево) до 2-го участка (Великого Мха) производилась зимой 2005-2006 годов, и закончилась весной 2006 года. При разборке использовался трактор.

В марте (либо апреле) 2006 года из Тихменево были вывезены все локомотивы. Тепловоз ТУ6А-3674 (возможно, не только он) поступил на одно из торфопредприятий Республики Беларусь.

По состоянию на 19 апреля 2006 года, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. На станции Перегрузочная «дорезались» последние, крайне незначительные участки путей. Двухэтажное кирпичное здание диспетчерской было разрушено совсем недавно, на его развалинах удалось собрать немало графиков исполненного движения поездов и других документов. В полуразрушенном состоянии находилось и соседствующее с диспетчерской одноэтажное здание (скорее всего, когда-то оно являлось вокзалом).

Рыбинское торфопредприятие было ликвидировано. Добыча торфа прекратилась — скорее всего, навсегда.






Так выглядела узкоколейная железная дорога вскоре после снятия рельсов
(южная горловина станции Перегрузочная, вид в северном направлении).
19.04.2006




В центре посёлка Тихменево сохранялся своеобразный «памятник» узкоколейной железной дороге — рельсовый путь узкой колеи протяжённостью около 100 метров, соединяющий больницу и кухню, расположенную в здании продовольственного магазина. Его «подвижной состав» был представлен единственной съёмной тележкой. Этот рельсовый путь предназначен для доставки пищи от больничной кухни до больницы.





Выражаю благодарность сотрудникам школы посёлка Тихменево и школьного музея боевой и трудовой славы за содействие в получении материалов, касающихся истории Рыбинского торфопредприятия и узкоколейной железной дороги, исторических фотографий.








Фрагмент материала об истории Рыбинского торфопредприятия, подготовленного учащимися и педагогами Тихменевской школы




История Рыбинского торфопредприятия, как и биография человека, складывается из движущихся непрерывной чередой дней, полных различными событиями, делами, подвигами, свершениями. Время идёт, дни складываются в страницы летописи, которая рассказывает о днях минувших, помогает увидеть день завтрашний.

Путь развития и строительства предприятия неразрывно связан с развитием и становлением торфяной промышленности Ярославской области, согласно Ленинскому плану ГОЭЛРО.

Начало 1930-х годов ознаменовано бурным развитием промышленности и энергетики нашей страны, годами осуществления грандиозных планов электрификации и индустриализации. В общем грандиозном потоке электрификации и индустриализации необходимо было использовать не только общие, но и местные ресурсы страны.

С бурным ростом промышленности в г. Рыбинске, а также в связи со строительством в Ярославле тепловой электростанции (ЯрТЭЦ-1) в начале 1930-х годов встал вопрос о дополнительном изыскании топлива на базе местных ресурсов. И такой базой явился торфомассив «Чистый Мох».

В 1926 на болото, расположенное около полустанка Тихменево, приехала изыскательская торфоустроительная партия под руководством инженера Розанова, с участием инженеров Кобзика и Кнарзока. Они обнаружили здесь большие запасы торфа. Это было труднопроходимое болото, про которое местные жители рассказывали страшные мифы, считая, что там живёт нечистая сила, которая заводит людей в трясину. Торфяное болото верхового происхождения. Средняя глубина залегания торфа от 3 до 6 метров.

С 1931 года начались работы по подготовке торфяного болота под добычу кускового торфа элеваторным способом. В 1932 году на строящееся торфопредприятие прибыл технический руководитель Иванов и первый директор торфопредприятия Толкунов. Добыча торфа началась в 1933 году.

Подготовка болота под поля добычи и сушки торфа велась в трудных условиях неосушенного болота, без средств механизации, вручную с помощью топоров, лопат, пил, мотыг и других простейших орудий труда. Рабочие рыли канавы, валили лес, корчевали пни, полировали поверхность болота (вспоминают Петряков, Дунин и др.).


Элеваторный способ добычи торфа

В карьере находились 15-20 человек. Стоя на уступе, рабочий-«ямщик» специальной лопатой вырезал куски торфа, поднимал их на высоту до 1 метра и забрасывал в элеватор. Смена длилась 10 часов, а иногда и больше, за это время нужду было вырезать и забросить в элеватор около 20 тонн торфа. Кроме того, приходилось вырубать и вытаскивать на поверхность пни, передвигать громоздкую и тяжёлую машину при отсутствии средств механизации.

С элеватора торф поступал в пресс, из мундштука которого непрерывной коричневой лентой выползал торфяной брус. Рядом стояли «секачи», которые рассекали торфяной брус на кирпичики. За день им приходилось делать 25-30 тысяч ударов. Полученные кирпичики «приёмщики» перекладывали в вагонетки. За смену «приёмщик» принимал и перекладывал на вагонетки до 20 тысяч кирпичей. Рабочие-«вагонщики» пробегали по 15-18 километров в день, перегружая около 50 тонн торфа.

На полях сушки доски с торфом, каждая весом в 40-50 килограммов, снимались с вагонеток рабочими-«стильщиками», и укладывались рядами на поверхность поля. Вывозка добытого торфа до железной дороги (до станции Тихменево) производилась конной тягой.

Верхняя одежда женщин-торфяниц состояла из холщовой кофты, вышитой различными рисунками, которая носилась в роспуск. Юбки шились из грубошерстной ткани различного цвета с множеством складок и оборок. А внизу отделывались разноцветными шёлковыми лентами. Женщины носили разноцветный шерстяной пояс с большими кистями.

Основной обувью для торфяников являлись лапти. Попробуй обуть кожаные или кирзовые сапоги. Ногам жарко, тяжело. А лапти? Подбери полегче портянку, заверни в неё ногу как следует, и ты целый день горя не знаешь — нога не потеет, ей вольготно, легко.

Раньше на базарах можно было встретить горы лаптей. Требовалось их очень много. Привозили их вагонами. В годы первых пятилеток, особенно с внедрением гидроторфа, лапти стали заменяться болотными яловыми сапогами, брезентовыми бахилами, специальными резиновыми калошами. Эту обувь приезжие торфяницы обували без особого желания — требовали лапти.
















_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________







Cтанция Перегрузочная. Вид в северном направлении, в сторону депо и бывшего перегруза.
Справа находится здание диспетчерской.
05.2000













ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 1)    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    МАТЕРИАЛЫ ОБ ИСТОРИИ ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ (ЧАСТЬ 1)    

    МАТЕРИАЛЫ ОБ ИСТОРИИ ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ (ЧАСТЬ 2)    

    ДОКУМЕНТЫ    

    РАЗНОЕ    












25.12.2006 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Ярославской области»

на главную страницу