Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ВОЛГОГРАДСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Волгоградская (Малая Приволжская) детская железная дорога находится в центре города Волгограда (до 1925 года — Царицын, до 1961 года — Сталинград), в пойме реки Царицы.

Решение о строительстве детской железной дороги в Сталинграде было принято в 1947 году, когда город ещё не был полностью восстановлен после военных действий. Дорога была открыта 2 мая 1948 года. Она была названа Малой Сталинградской (в то время Сталинград являлся центром Сталинградской железной дороги).

Первоначальная ширина колеи составляла 600 мм. Использовался трофейный подвижной состав соответствующей колеи, взятый на разобранных военно-полевых узкоколейных железных дорогах, которые были построены немецкими войсками в ходе наступления на Сталинград. Малая Сталинградская детская железная дорога была одной из двух детских железных дорог СССР, когда-либо имевших такую ширину колеи (вторая — Малая Карагандинская детская железная дорога, находившаяся в нынешней Астане, столице Казахстана). Рельсовый путь также был трофейным, с металлическими шпалами, которые не выпускались в СССР.

Протяжённость линии узкоколейной железной дороги в то время составляла свыше 3 километров. Она пролегала по центру города, вдоль набережной Волги. Скорее всего, дорога была построена на месте подъездного пути широкой колеи, который был разрушен в ходе военных действий, а после войны был признан ненужным.

Имелись две станции: Родимцево (северный конечный пункт), и Пионерка (южный конечный пункт). Станция Пионерка находилась вблизи нынешней станции Пионерская (по другим данным, которые представляются спорными, прежняя Пионерка и нынешняя Пионерская — это одна и та же станция).



«Старый» и «новый» участки узкоколейной железной дороги
на топографической карте масштаба 1:100 000.






«Старый» и «новый» участки узкоколейной железной дороги на плане города.





В 1960 году дорога была реконструирована на стандартную узкую колею 750 мм, паровая тяга была заменена тепловозной. Поступил тепловоз ТУ2-099, а также крайне нехарактерный для детских железных дорог тепловоз ТУ2М. Второй случай поступления такого локомотива на детскую железную дорогу имел место приблизительно в тот же период времени в Южно-Сахалинске.

В 1961 году детская железная дорога была переименована в Малую Приволжскую. По состоянию на 2006 год, это название практически не встречается — дорогу предпочитают называть Волгоградской. (Волгоград является центром Волгоградского отделения Приволжской железной дороги, управление Приволжской железной дороги находится в Саратове. Детской железной дороги в Саратове нет и никогда не было.)

В 1978 году вся линия узкоколейной железной дороги (Пионерка — Родимцево) была закрыта — как первоначально заявлялось, временно. Взамен в следующем году была открыта новая линия значительно меньшей протяжённости (немногим более 1 километра). В отличие от Иркутска, где была уничтожена старая детская железная дорога, и построена новая — на противоположном конце города, в Волгограде новый участок непродолжительное время составлял единую сеть со старым. Поэтому строительство нового участка не является фактом появления новой узкоколейной железной дороги.







«Новый» участок узкоколейной железной дороги на плане города.





В 1980-х годах от планов восстановления старого участка отказались, он был полностью разобран. Тепловозы ТУ2 и ТУ2М были заменены тепловозами ТУ7-2698 и ТУ7-2699. Началось строительство локомотивного депо на станции Чекистов. Однако позднее недостроенное здание было продано сторонней организации для использования не по назначению.

В 2006 году было заявлено о планах развития дороги. Планируется оборудовать станции электрической централизацией стрелок и сигналов, построить вокзал на станции Пионерская, повторяющий по своей архитектуре вокзал на станции Волгоград I, и увеличить протяжённость узкоколейной железной дороги.







Поездка автора (19 августа 2006 года)

Линия Волгоградской детской железной дороги находится в центре города, от железнодорожного вокзала сюда можно дойти пешком за 15 минут. Дорога почти на всём протяжении просматривается с автомобильного путепровода (пересечения главной магистрали города, проспекта Ленина, с оврагом, в котором протекает небольшая река Царица, заключённая в трубы). Рядом расположен и путепровод, по которому пролегает линия скоростного трамвая.

Весь подвижной состав дороги находился на станции Пионерская. Как выяснилось, он представлен четырьмя вагонами Pafawag и двумя тепловозами («основной» ТУ7-2699, «резервный» ТУ7-2698). Все тепловозы и вагоны недавно были отремонтированы, тепловозы раскрашены в цвета российского флага. К сожалению, на тепловозе ТУ7-2698 исчезли стеклянные таблички с обозначением номера.

«Вокзал» на станции Пионерская состоит из трёх быстровозводимых металлических строений. На тупиковых станциях (Гаситель и Чекистов) какие-либо постройки отсутствуют.



«Вокзал» и тепловозы на станции Пионерская (ближайший к «вокзалу» — тепловоз ТУ7-2699). Вид со стороны станции Гаситель.





В путь уложены в основном старые рельсы, одна из распространённых дат выпуска — 1911 год. «Трофейных» рельсов и металлических шпал не осталось.

Согласно расписанию, дорога работает по четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям (8 пар поездов в день). Стоимость проезда очень низкая по сравнению с другими детскими железными дорогами — 15 рублей.






Расписание движения поездов (2006 год).





Как оказалось, все юные железнодорожники уехали на Всероссийский слёт, который в эти дни проводился на Малой Московской детской железной дороге. И всё же поезд отправился с целью катания немногочисленных пассажиров, тепловозом управлял взрослый (возможно, инструктор ДЖД).

Поездка была омрачена неприятным происшествием. Машинист взял в кабину тепловоза ТУ7-2699 троих желающих совершить поездку, в том числе и меня, и отправился на станцию Гаситель без вагонов — несмотря на то, что провоз пассажиров в кабине является грубым нарушением.

Возвращаемся на станцию Пионерская, ехать дальше машинист не желает. Замечаю, что стандартный маршрут поездки здесь не заканчивается, прошу отправиться до станции Чекистов. Эту просьбу поддержали другие пассажиры. Машинист предложил перейти в вагон, где… ещё раз собрал по 15 рублей. После прибытия на станцию Чекистов интересуюсь, почему деньги были взяты дважды, и прошу выдать билет. В ответ прозвучали оскорбления — едва не дошло до драки.

…Руководству Волгоградского отделения Приволжской железной дороги следовало бы обратить внимание на неподобающее поведение своих сотрудников. Не исключено, что перевозка пассажиров в эти дни осуществлялась без разрешения, и все собранные с пассажиров деньги уходили в чей-то карман.





___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________






Так выглядел тепловоз тепловоз ТУ7-2699 до ремонта (оригинал фотографии находился в кабине тепловоза,
изображение сделано 19 августа 2006 года).







Объявление, сообщающее о наборе в кружок «Юный Железнодорожник».






___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________





Во второй половине 2000-х годов Волгоградская детская железная дорога явно являлась самой «невезучей» среди всех детских железных дорог России. Дорога оставалась в стороне от происходившего процесса реконструкции детских железных дорог и приходила в полный упадок. В 2010 году очередной эксплуатационный сезон не был открыт, всё лето дорога простаивала. В городе имелись слухи о том, что она будет разобрана.





Детская железная дорога впала в летаргию.

В 2011 году детская магистраль вновь заработает на привычной площадке в пойме Царицы.


(газета «АиФ-Волгоград», 28 июля 2010 года, http://www.vlg.aif.ru/society/news/28954)



В канун Профессионального Дня железнодорожника многие волгоградцы озаботились судьбой «Малой или детской Приволжской железной дороги», что располагается в пойме Царицы.

В региональную дирекцию Приволжского филиала продолжают поступать встревоженные звонки и обращения граждан по поводу дальнейшей судьбы Детской железной дороги.

Локомотивы и составы на ДЖД в нынешний летний сезон не работают, рельсы на всем протяжении от комплекса «Алые паруса» до линии скоростного трамвая покрылись ржавчиной. Соответственно, по Волгограду ходят упорные слухи, что некогда гордость и визитную карточку города-героя — детскую железную дорогу – вместе со всем путевым хозяйством и станционными вагончиками отправят на металлолом.

В пресс-службе регионального отдела РЖД «АиФ-Волгоград» сообщили, что подобные слухи не имеют под собой никакой реальной почвы.

«Один из локомотивов железной дороги отправлен на ремонт и реконструкцию из-за своего технического состояния, — пояснила пресс-секретарь регионального отдела Приволжского филиала РЖД Наталья Лагутенкова. — Соответственно этим летом практические занятия на детской железной дороги для нескольких групп юных железнодорожников перенесены на следующий год».

В 2011 году, заверили железнодорожники, детская магистраль вновь заработает на привычной площадке в пойме Царицы и практическое обучение будущих железнодорожников будет возобновлено.







27 октября 2010 года Волгоградская детская железная дорога была посещена автором. На тот момент рельсы являлись ржавыми, пути заросли. По информации от охранников, дежуривших на станции Пионерская, весь 2010 год движения на дороге не было.

Но юные железнодорожники в Волгограде остались. Детская железная дорога в 2010 году продолжала работать как учебно-воспитательное учреждение. Более того, юные железнодорожники приходили на станцию Пионерская в рамках теоретических занятий — изучали устройство тепловозов.

28 октября 2010 года ожидалось поступление нового тепловоза ТУ7А. Он уже был доставлен в локомотивное депо Волгоград.

Текущими планами развития дороги детской железной дороги предусматривалось строительство петли по пойме реки Царицы (по другим данным — закольцовка линии, что было бы не лучшим вариантом).



В третий раз я побывал на Волгоградской детской железной дороге 13 сентября 2011 года. Полное описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2011sk.html.

С момента предыдущего посещения не прошло и года. Но за это время поступили два новых тепловоза: ТУ7А-3360 и ТУ10-004. Число локомотивов достигло четырёх единиц и стало избыточным для дороги при её нынешней протяжённости — чуть более километра.

Появились новые пассажирские вагоны ВП750 производства Камбарского машиностроительного завода. Количество — шесть единиц, что тоже излишне много. Старые и более комфортные вагоны Pafawag остались. Весь подвижной состав по-прежнему стоит на станции Пионерская.



Четвёртое посещение Волгоградской детской железной дороги — 23 июля 2015 года. Полное описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2015geaz.html.

Конфигурация дороги не изменилась. Подвижной состав, похоже, тоже не изменился с 2011 года. Но на станции Чекистов построено локомотивное депо.

Станция Пионерская непривычно пуста. Все постройки на ней снесены, путевое развитие осталось.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 6)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ    










19.01.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Волгоградской области»

на главную страницу