Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ВЫБОРГ — КАМЕННОГОРСК — ХИИТОЛА









Железнодорожная линия Выборг (Viipuri) — Antrea (ныне Каменногорск) — Hiitola — Сердоболь (ныне Сортавала) была открыта для сквозного движения в 1893 году. Тогда она находилась на территории Финляндии (Великого Княжества Финляндского), которое официально являлось частью России, но имело многие черты независимого государства. В Финляндии была своя валюта, на её границах с Россией производился таможенный досмотр, русский язык был распространён слабо.

С 1917 по 1940 год линия находилась в Финляндии, ставшей международно признанным независимым государством.

В ходе «зимней войны» 1939-1940 гг. юго-восточная часть Финляндии была захвачена Советским Союзом, и присоединена к нему согласно мирному договору.

С 1941 года по 1944 год эта территория вновь находилась под контролем Финляндии, но после её выхода из войны была возвращена СССР.

Некоторые станции на железнодорожной линии Выборг — Хиитола были переименованы, другим оставили финские названия. В то же время, ни одного населённого пункта с финским названием вблизи этих станций не осталось.

...

До начала 2002 года на линии курсировали пригородные дизель-поезда Д1 депо Выборг. Позднее на участке Каменногорск — Хиитола стали обращаться лишь пригородные поезда на локомотивной тяге, а на маршруте Выборг — Каменногорск — Светогорск можно было встретить и последние «живые» составы Д1. В конце 2004 года дизель-поезда Д1 перестали работать с пассажирами. По состоянию на 2005 год, один состав Д1 использовался ПМС для перевозки путейцев на линиях вблизи Выборга.

В 1990-х годах иногда назначался туристический поезд, которым пользовались граждане Финляндии, желавшие совершить «ностальгический» тур (по маршруту Иматра — Светогорск — Каменногорск — Выборг).





Состояние на 2005 год

Протяжённость линии Выборг — Каменногорск — Хиитола составляет 93 километра. Все перегоны — однопутные. Регулярно курсируют пригородные поезда, поездов дальнего следования нет.

На участке Выборг — Каменногорск имеется значительное грузовое движение. Большинство составов, следующих со стороны Выборга, от Каменногорска «отклоняются» на Светогорск (и далее — в Финляндию). На участке Каменногорск — Хиитола* грузовые поезда встречаются, но их немного. Узловая станция Хиитола имеет незначительное (по меркам железнодорожного узла) путевое развитие.

Ещё в 1980-х годах активно обсуждалась возможность электрификации участка Выборг — Каменногорск. В схеме, приведённой в книге «Беседы об электрической железной дороге», этот участок обозначен как планируемый на электрификацию в ближайшие годы.

По состоянию на 2005 год, работы по электрификации здесь не начинались. Пока этот участок не находится в числе приоритетных для перевода на электротягу.

* — В различных документах и схемах железных дорог эта станция бывает указана либо как Хиитола, либо как Хийтола.





Пограничный режим

Проезд по этой железной дороге со стороны Выборга на протяжении многих десятилетий был невозможен без специального пропуска. На остановочном пункте Пальцево, расположенном недалеко от Выборга, производилась тотальная проверка документов пограничниками. Того пассажира, который не мог предъявить «визы страны Погранзона», здесь задерживали, производили обыск, оформляли протокол об административном правонарушении, и (как правило), отправляли за решётку. По опыту многих «искателей приключений», срок заключения составлял около суток при наличии паспорта, и существенно больше — при его отсутствии.

Загранпаспорт с действующей визой Финляндии не позволял въехать в погранзону — напротив, он увеличивал срок заключения! Видимо, это было связано с тем, что вблизи железнодорожной линии Выборг — Хиитола не существовало пунктов пропуска через государственную границу, за исключением тех, которые были открыты исключительно для жителей приграничных населённых пунктов (в городе Светогорске).

На сайте любителя путешествий на пригородных поездах С. Кудряшова имеются изображения протокола об административном правонарушении и постановления о наложении административного взыскания за попытку проезда без пропуска в пригородном поезде, следующем из Выборга в сторону Каменногорска. Упомянутый инцидент произошёл в 2002 году.

При поездках в обратном направлении (со стороны Каменногорска на Выборг) документы, как правило, не проверяли: основной задачей наших «стражей границы» во все времена было пресечение её незаконного перехода изнутри страны, а не извне. Несмотря на это, путешествие по железной дороге Выборг — Хиитола в направлении Выборга без специальных документов также являлось очень сложным делом. Въезд на станцию Хиитола со стороны Санкт-Петербурга не представлялся возможным без аналогичного пропуска в погранзону (на станции Кузнечное производился тщательный досмотр поездов и их пассажиров), а на всех автодорогах, ведущих к станциям этого участка, стояли посты Пограничных войск.

После 2002 года ситуация стала меняться в лучшую сторону. «Жёсткий» пограничный режим на участке Кузнечное — Хиитола — Сортавала исчез — хотелось бы надеяться, что навсегда. Теперь в Кузнечном пограничники лишь проверяют паспорта и интересуются целью поездки, но специальные пропуска не требуются.

По неподтверждённым данным, в 2004 году режим погранзоны был смягчён и в районе Выборга — стало возможным «преодолеть» платформу Пальцево без специального пропуска. Однако пограничный режим может меняться, поэтому гарантировать возможность беспроблемного проезда по направлению Выборг — Хиитола нельзя.

Уехать из Хиитолы в Выборг на пригородном поезде, как показал опыт автора, в 2005 году можно было свободно, почти без риска нарваться на неприятности. Проверка документов на пути в Выборг, по словам постоянных пассажиров пригородных поездов, не производится практически никогда.










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ    












23.05.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу