Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ВЫБОРГ — ВЕЩЕВО — СОСНОВО









Железнодорожная линия Выборг — Вещево находится в Выборгском районе Ленинградской области, её протяжённость составляет 21 километр. По состоянию на 2008 год, она определялась как один из самых убыточных малодеятельных участков Октябрьской железной дороги. Одна из самых «угрожаемых» линий.

Движение было прекращено в 2009 году. Последний пассажирский поезд на Вещево проследовал 31 марта 2009 года. В 2012 году линия была полностью разобрана варварским ОАО «РЖД».

Когда-то протяжённость железнодорожной линии была в несколько раз больше, чем действующий в XXI веке «огрызок» Выборг — Вещево. Линия имела имела важное значение для экономики юго-восточных районов Финляндии.

Железнодорожная линия строилась по решению правительства Финляндии, первоначально была государственной. Линия пролегала недалеко от границы с Советским Союзом и имела важное стратегическое значение, способствовала развитию сельского хозяйства и промышленности на юго-востоке страны.

Первый участок Liimatta (ныне Лазаревка, вблизи Выборга) — Äyräpää (Эюряпяя, ныне Барышево) был открыт в 1928 году, в 1930 году линия была продлена до Valkjarvi (ныне Мичуринское).

Факт строительства участка Valkjarvi (Мичуринское) — Rautu (Сосново) в настоящее время является спорным. Существует версия, согласно которой, участок Valkjarvi — Rautu не был достроен, сквозное движение от Выборга до Рауту не открывалось.

Известно предположение о том, что данная железнодорожная линия изначально была узкоколейной. Документальных подтверждений этому не найдено.

30 ноября 1939 года СССР напал на Финляндию. За три месяца ценой огромных потерь был захвачен Карельский перешеек, железнодорожная линия Выборг — Рауту оказалась на советской территории. Достоверных сведений о работе линии в период с начала 1940 года до июня 1941 года нет.

В атласе «Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР», изданном в 1943 году, обозначена действующая железнодорожная линия от станции Лииматта (Лазаревка) вблизи Выборга до станции Рауту (Сосново). На «спорном» участке Валкъярви — Рауту, в 10 километрах западнее станции Рауту обозначен «Разъезд №1». «Номерные» разъезды были распространены на советских железных дорогах, но едва ли встречались в Финляндии. Это даёт основание предполагать, что участок Валкъярви — Рауту в период с 1940 года по июнь 1941 года действовал, наименование «Разъезд №1» было присвоено в Советском Союзе.

Между тем, обозначение в атласе «Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР» не является безоговорочным доказательством того, что на линии участке Valkjarvi (Мичуринское) — Rautu (Сосново) существовало сквозное движение. Известно, что данный атлас содержит немало ошибок, некоторые строящиеся и проектируемые линии обозначены в нём как действующие.

22 июня 1941 года одновременно с нацистской Германией Финляндия напала на СССР и вскоре восстановила контроль над территориями, утраченными в 1940 году. В 1944 году территория Карельского перешейка, Северного Приладожья и района Печенги окончательно перешла к Советскому Союзу.

В послевоенное время был восстановлен только участок Liimatta — Ristseppälä (позднее станция Ristseppälä была переименована в Житково).

По состоянию на лето 1996 года, линия Выборг — Житково действовала, на ней существовало пассажирское и грузовое движение. Были в ходу три пары пригородных поездов Выборг — Житково: 5:10 — 6:13, 15:05 — 16:08, 18:20 — 19:24, обратно 6:31 — 7:36, 16:17 — 17:20, 19:36 — 20:42. На маршруте работали четырёхвагонные дизель-поезда Д1.

В 1999 году движение пригородных поездов сообщением Выборг — Житково было прекращено. Формальной причиной послужило плохое состояние пути. По информации от жителя г. Выборга С. Флита, с этого момента движения на перегоне Вещево — Житково не было. По станции Вещево поддерживалась минимальная грузовая работа, вывоз груза из балластного карьера 3-4 раза в неделю.

С 24 апреля 2000 года было восстановлено движение пригородных поездов сообщением Выборг — Вещево (две пары, утром — ежедневно, вечером — по рабочим дням). По воспоминаниям С. Флита, в день возобновления движения поезд перевёз большое число пассажиров, что доказывало востребованность маршрута. Однако поезд курсировал лишь три дня — до 27 апреля, затем движение было вновь прекращено.

По свидетельству любителей железных дорог из г. Санкт-Петербурга Василия Турченко и Сергея Харебова, совершивших поход по участку Вещево — Житково 8 мая 2000 года, рельсы были украдены на протяжении нескольких сотен метров. На станции Житково сохранялся семафор, вблизи станции стояли разбитые вагоны дизель-поездов Д1.

26 мая 2000 года движение пригородных поездов сообщением Выборг — Вещево было возобновлено. Позднее перегон Вещево — Житково (его протяжённость составляет 8 километров) был окончательно разобран.

По состоянию на май 2005 года, пригородный поезд сообщением Выборг — Вещево курсировал дважды в сутки, причём только по рабочим дням. Я успел проехать от Перово до Вещево и обратно от Вещево до Выборга.

Поезд состоял из тепловоза М62 и двух пассажирских вагонов. Линией пользовались в основном жители посёлков Перово и Вещево для поездок к месту работы — в город Выборг, этим было обусловлено отсутствие движения в выходные дни.

Промежуточных раздельных пунктов на линии к тому времени не было, бывшая станция Перово представляла собой остановочный пункт. На линии лежали в основном «довоенные» рельсы, не менявшиеся со времени её постройки. На бывшей станции Перово (прежнее название Suur Pero) сохранялась «финская» гранитная платформа, оказавшаяся в стороне от пути. Здание ДС на станции Вещево, судя по его архитектуре, было построено в 1970-е годы.

Станция Вещево (прежнее название Heinijoki — «сенокосная река») известна наличием военного аэродрома, на котором в 1988 году разворачивались драматические события, связанные с освобождением пассажиров угнанного террористами самолёта. В посёлке когда-то работало Выборгское торфопредприятие. В окрестностях станции находится карьер.

Правильное название станции не установлено. В устной речи и в письменных источниках встречаются варианты «Вéщево» и «Вещёво».



Ссылки:

http://perecheek.narod.ru/vechevo.html «Путь в Вещёво» (2005 год)

http://perecheek.narod.ru/zdoroga.html «Забытая железная дорога»

http://dmitry67.narod.ru/rail.htm «По следам пропавшей железной дороги» (материал содержит фактические ошибки)








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    










30.03.2007 © С. Болашенко


назад

на главную страницу