УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БУЧМАНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Бучманское торфопредприятие (согласно некоторым источникам — торфопредприятие «Бучманы») находилось в посёлке городского типа Бучманы, расположенном в Олевском районе Житомирской области.

В посёлке Бучманы действовал Бучманский торфобрикетный завод. На протяжении длительного периода времени торфопредприятия как отдельной организации не существовало — торфодобыча велась организацией «Бучманский торфобрикетный завод».

Торфобрикетный завод был построен в начале 1950-х годов. Узкоколейная железная дорога, скорее всего, была построена одновременно с заводом.

К посёлку Бучманы от узловой станции Белокоровичи была проведена железнодорожная линия широкой колеи. Дата её открытия не установлена.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте.




В 1990-х годах объём добычи торфа стал резко сокращаться.

В 1998 году движение по узкоколейной железной дороге было прекращено. С тех пор пути постепенно разбирались, подвижной состав вывозился в виде металлолома. Прежде здесь было не менее шести тяговых единиц (тепловозы, ЭСУ2А), и множество иного подвижного состава, а к 2003 году в Бучманах осталось лишь несколько забытых ржавых вагонов.



Автор побывал на узкоколейной железной дороге 4-5 мая 2003 года. Вечером прибываю на станцию Белокоровичи, прохожу от неё около пяти километров по тёмным полуспящим сёлам. Наконец, встречается насыпь — как выяснилось через некоторое время, это единственное, что осталось здесь от узкоколейной железной дороги.



Переезд в селе Белокоровичи. Вид в сторону Бучман.
05.05.2003




Иду по насыпи до брикетного завода. Поле, пересечение с автодорогой Киев — Ковель, сады, заброшенные торфомассивы, которые местами дымятся...

Насыпь на «торфяных» участках линии частично сгорела и исчезла. Местами прямо на линии узкоколейной железной дороги появились огороды, где местные жители производили посадку картофеля, и однажды проявили недовольство тем, что я иду по направлению узкоколейной железной дороги, якобы вытаптывая их огороды.



Насыпь узкоколейной железной дороги менее чем в 1 километре от Бучман. Посёлок — впереди.
05.05.2003




Рельсов на обследованном участке не осталось нигде, кроме переезда в Белокоровичах и территории «машинной базы» на окраине посёлка Бучманы, где оставались сложенные в штабель фрагменты рельсового пути на железобетонных шпалах.



Территория «машинной базы» на окраине посёлка Бучманы. Брошенный пассажирский вагон
(заметен слева). Также здесь остались в виде «памятников» старый деревянный
грузовой вагон и торфяная техника (не на железнодорожном ходу).
05.05.2003




Вхожу в посёлок. Разгром, заброшенные здания, порезанные торфовозные вагоны на бывшей главной станции узкоколейной железной дороги.

Среди всей территории торфобрикетного завода признаки жизни заметны лишь в здании пожарной части.

На воротах территории сохранилась старая надпись: «БУЧМАНСКИЙ ТОРФОБРИКЕТНЫЙ ЗАВОД». Наличие буквы «ы» говорило о том, что эта надпись сделана на негосударственном языке, то есть сохранилась со времён СССР. Смотрелась она ностальгически—грустновато — завода уже нет.



Въезд на территорию предприятия «БУЧМАНСКИЙ ТОРФОБРИКЕТНЫЙ ЗАВОД».
Объектов узкоколейной железной дороги на снимке нет.
05.05.2003



Бывший посёлок торфяников Бучманы (в отличие от многих аналогичных посёлков в Российской Федерации) выглядел уютным и утопащим в цветах. Впрочем, в другое время года впечатление от него могло бы быть иным.

Ширококолейный подъездной путь Белокоровичи — Бучманы, как выяснилось, недавно также был полностью разобран. На пересечении автодороги Киев — Ковель с ширококолейным подъездным путём мне довелось быть свидетелем процесса демонтажа рельсов из-под асфальта.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    










05.2003 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика