Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.












УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БУЧМАНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Бучманское торфопредприятие (согласно некоторым источникам — торфопредприятие «Бучманы») находилось в посёлке городского типа Бучманы, расположенном в Олевском районе Житомирской области.

В посёлке Бучманы действовал Бучманский торфобрикетный завод. На протяжении длительного периода времени торфопредприятия как отдельной организации не существовало — торфодобыча велась организацией «Бучманский торфобрикетный завод».

Торфобрикетный завод был построен в начале 1950-х годов. Узкоколейная железная дорога, скорее всего, была построена одновременно с заводом.

К посёлку Бучманы от узловой станции Белокоровичи была проведена железнодорожная линия широкой колеи. Дата её открытия не установлена.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте.




В 1990-х годах объём добычи торфа стал резко сокращаться.

В 1998 году движение по узкоколейной железной дороге было прекращено. С тех пор пути постепенно разбирались, подвижной состав вывозился в виде металлолома. Прежде здесь было не менее шести тяговых единиц (тепловозы, ЭСУ2А), и множество иного подвижного состава, а к 2003 году в Бучманах осталось лишь несколько забытых ржавых вагонов.



Автор побывал на узкоколейной железной дороге 4-5 мая 2003 года. Вечером прибываю на станцию Белокоровичи, прохожу от неё около пяти километров по тёмным полуспящим сёлам. Наконец, встречается насыпь — как выяснилось через некоторое время, это единственное, что осталось здесь от узкоколейной железной дороги.



Переезд в селе Белокоровичи. Вид в сторону Бучман.
05.05.2003




Иду по насыпи до брикетного завода. Поле, пересечение с автодорогой Киев — Ковель, сады, заброшенные торфомассивы, которые местами дымятся...

Насыпь на «торфяных» участках линии частично сгорела и исчезла. Местами прямо на линии узкоколейной железной дороги появились огороды, где местные жители производили посадку картофеля, и однажды проявили недовольство тем, что я иду по направлению узкоколейной железной дороги, якобы вытаптывая их огороды.



Насыпь узкоколейной железной дороги менее чем в 1 километре от Бучман. Посёлок — впереди.
05.05.2003




Рельсов на обследованном участке не осталось нигде, кроме переезда в Белокоровичах и территории «машинной базы» на окраине посёлка Бучманы, где оставались сложенные в штабель фрагменты рельсового пути на железобетонных шпалах.



Территория «машинной базы» на окраине посёлка Бучманы. Брошенный пассажирский вагон
(заметен слева). Также здесь остались в виде «памятников» старый деревянный
грузовой вагон и торфяная техника (не на железнодорожном ходу).
05.05.2003




Вхожу в посёлок. Разгром, заброшенные здания, порезанные торфовозные вагоны на бывшей главной станции узкоколейной железной дороги.

Среди всей территории торфобрикетного завода признаки жизни заметны лишь в здании пожарной части.

На воротах территории сохранилась старая надпись: «БУЧМАНСКИЙ ТОРФОБРИКЕТНЫЙ ЗАВОД». Наличие буквы «ы» говорило о том, что эта надпись сделана на негосударственном языке, то есть сохранилась со времён СССР. Смотрелась она ностальгически—грустновато — завода уже нет.



Въезд на территорию предприятия «БУЧМАНСКИЙ ТОРФОБРИКЕТНЫЙ ЗАВОД».
Объектов узкоколейной железной дороги на снимке нет.
05.05.2003



Бывший посёлок торфяников Бучманы (в отличие от многих аналогичных посёлков в Российской Федерации) выглядел уютным и утопащим в цветах. Впрочем, в другое время года впечатление от него могло бы быть иным.

Ширококолейный подъездной путь Белокоровичи — Бучманы, как выяснилось, недавно также был полностью разобран. На пересечении автодороги Киев — Ковель с ширококолейным подъездным путём мне довелось быть свидетелем процесса демонтажа рельсов из-под асфальта.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    










05.2003 © С. Болашенко


назад

на главную страницу