Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











КАЗАНСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН







Метрополитен города Казани, столицы Республики Татарстан в составе Российской Федерации — первый метрополитен, открытый на пространстве бывшего СССР в XXI веке, и первый метрополитен, открытый в новой России.



Краткие сведения об истории

Решение о необходимости строительства метрополитена в Казани было принято в 1983 году. Тогда началась разработка технико-экономического обоснования метрополитена, было произведено бурение первых скважин с целью изучения грунта.

В 1987 году технико-экономическое обоснование Казанского метрополитена было утверждено Министерством путей сообщения СССР. Началась разработка проекта первой линии. Однако строительство метрополитена в годы советской власти начато не было.

В первой половине 1990-х годов, несмотря на сложное экономическое положение, работы над проектом и геологические изыскания по трассе пускового участка первой линии продолжались. В конце 1996 года было принято окончательное решение о строительстве метрополитена.

27 августа 1997 года состоялась торжественная церемония начала строительства. Вскоре развернулись полномасштабные строительные работы.

Строительство продолжалось 8 лет. Оно велось значительно быстрее и успешнее, чем в других городах, где в тот же период времени создавались новые метрополитены (Челябинске, Омске, Красноярске, Уфе). Здесь не было проблем с финансированием, одновременно работало несколько современных проходческих комплексов. На строительстве трудились бригады метростроевцев из Самары, Алма-Аты и некоторых других городов.

Безусловно, Казани очень повезло. Благодаря существовавшей в 1990-е годы «квазинезависимости» Татарстана, этот город оказался столицей одного из самых богатых регионов России. Кроме того, как нельзя кстати «подвернулось» 1000-летие города, приходящееся на 2005 год (хотя ранее считалось, что Казань основана в XII веке). Было решено, что главным подарком к «миллениуму» станет метро.

С 2002 года строящийся Казанский метрополитен стал известен на весь мир своим грандиозным веб-сайтом (www.metrokazan.da.ru, или www.kazantransport.by.ru/metro/index.htm). На нём можно найти огромное количество рассказов о ходе строительства, проектных рисунков каждой станции, его можно читать и на русском, и на английском, и на татарском языке.

27 августа 2005 года, в период празднования 1000-летия Казани, как и предполагалось, первый участок метрополитена (Кремлёвская — Горки) был открыт для пассажиров.









Краткое описание

Протяжённость первого действующего участка метрополитена — 7 километров. Имеется 5 станций: 2 односводчатые (Кремлёвская, Горки), 2 колонные (Площадь Тукая, Суконная Слобода), 1 наземная, расположенная на путепроводе (Аметьево). Протяжённость наземного участка минимальна. По сути, наземной является только станция, наземных участков перегонов в метрополитене нет.







Схема Казанского метрополитена, по состоянию на 2005 год.





Все подземные станции — мелкого заложения, строились открытым способом. Однако почти все тоннели были построены закрытым способом (основная причина этого — теснота городской застройки).

Депо метрополитена находится вблизи станции Аметьево. На первом этапе функционирования метрополитена оно не будет связано с основной сетью железных дорог. Все вагоны, работающие на пусковом участке метрополитена, были доставлены в депо автомобилями на специализированном прицепе-«трале».

Оформление станций, на взгляд автора, очень хорошее. Единственное, что огорчает — уже в первые дни после открытия началась экономия на освещении (отключение части светильников), что порой «убивает» красоту станций.

По состоянию на 30 сентября 2005 года, в дневное межпиковое время интервал движения поездов составляет 7 минут. Пассажиров много — несмотря на то, что первый участок метрополитена весьма короткий, метрополитен активно используется жителями города как один из видов транспорта.

Вопреки ожиданиям, что в Казанском метро не будет жетонов (по примеру Москвы, где от них отказались, как от «устаревшего» средства оплаты) — Казань не стала вторым городом-исключением: здесь тоже используются жетоны.







Жетон Казанского метрополитена.




В официальных документах жетоны именуются «смарт-жетонами». Благодаря наличию микрочипа, жетон действителен для оплаты проезда только в день его продажи, чтобы пассажиры не закупали жетоны в большом количестве (например, на случай повышения стоимости проезда). Впрочем, внешне казанский жетон не отличается от других пластмассовых жетонов «метрогородов» бывшего СССР.

Звуковые сообщения в метро на протяжении первых полутора месяцев его работы (приблизительно до 15 октября 2005 года) делались только на русском языке, после чего стали двуязычными (на русском и татарском языках).

Почти вся текстовая информация с самого начала является двуязычной. Властями Татарстана в последние годы предпринимались попытки перевести татарский язык с кириллического алфавита на латинский, но в метро латиница допущена не была.











Казанский метрополитен — взгляд автора

Здесь невозможно рассказать обо всех впечатлениях, которые оставило «подземное чудо» Казани. Упомяну лишь некоторые, наиболее примечательные детали:

Бросается в глаза отсутствие привычных интервальных часов на станциях. Вместо них, установлены часы с «круглым» циферблатом и стрелками. Интервалы никак не отображаются.

Много недоделок — видно, что объект сдавался в авральном порядке. Кое-где отделочные работы продолжаются и спустя месяц после открытия.

Звуковые сообщения в поездах — только на русском языке, хотя почти все жители города и российские «метрофанаты» были уверены, что они будут двуязычными (на русском и татарском языках), как и звуковые сообщения в наземном транспорте города. Похоже, татарстанская «независимость» продолжает сокращаться: почему-то метровагоны не были окрашены в цвета татарстанского флага, как изначально планировалось, а недавно ещё и на автомобильных номерах 16rus появилось изображение российского флага (в предыдущие 11 лет ни одного автомобильного номера с кодом региона 16rus и российским флагом не существовало).

Радует, что названия станции стали именно такими, какими они предполагались несколько лет назад. Здесь не было «перетасовок» названий станций, характерных для других городов (например, станции «Проспект Победы» и «Проспект Палладина» в Киеве перед открытием были переименованы в «Житомирскую» и «Академгородок», «Международная» в Москве — в «Деловой Центр»). Непонятно лишь, почему одна из станций, согласно схеме, называется «Площадь Тукая», а согласно надписям на путевых стенах — «Площадь Габдуллы Тукая».

Какой-то не слишком умный составитель «Правил пользования Казанским метрополитеном», вопреки здравому смыслу, упомянул в них о запрете на фотосъёмку. Несмотря на это, постоянно можно видеть пассажиров, делающих фотографии и на станциях, и в вагонах поездов.

Спустя месяц после открытия праздничная эйфория ещё не прошла. И всё же, пассажиры в подавляющем большинстве своём оказались в метро не ради его осмотра и катания — эти дни остались позади.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ ЛИНИЙ    

    СТАНЦИЯ «КОЗЬЯ СЛОБОДА»    

    СТАНЦИЯ «КРЕМЛЁВСКАЯ»    

    СТАНЦИЯ «ПЛОЩАДЬ ТУКАЯ»    

    СТАНЦИЯ «СУКОННАЯ СЛОБОДА»    

    СТАНЦИЯ «АМЕТЬЕВО»    

    СТАНЦИЯ «ГОРКИ»    

    СТАНЦИЯ «ПРОСПЕКТ ПОБЕДЫ»    













15.10.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу