МИНСКИЙ ТРАМВАЙ








Минский трамвай находится в Минске, столице Беларуси. По сравнению с масштабами города, трамвайная система небольшая. Но работает в целом хорошо. Является главным видом транспорта в некоторых, хотя и немногочисленных, районах города — прежде, в районе Зелёный Луг.

Минск — один из редких крупных городов европейской части нашей страны, где электрический трамвай появился в годы Советской власти, а не до революции 1917 года.

В Российской Империи Минск был губернским центром, достаточно крупным городом. Его развитие происходило во многом благодаря железнодорожному узлу, в котором пересеклись Московско-Брестская и Либаво-Роменская железные дороги.

Как и во всех остальных губернских центрах, были планы строительства трамвая, но их не удалось реализовать. Однако в Минске была «конка» — конно-рельсовая пассажирская дорога. У нас она традиционно рассматривается отдельно от трамвая.

Единственный город на территории нынешней Беларуси, где электрический трамвай появился до революции 1917 года — Витебск. Причём трамвайная сеть Витебска и поныне более развитая, чем трамвайная сеть Минска, многократно большего по масштабам.

Строительство трамвая началось в конце 1920-х годов, когда Минск уже являлся столицей Белорусской ССР. Трамвайное движение было открыто в октябре 1929 года.

В 1941 году сеть была достаточно развитой — учитывая, что город тех времён являлся преимущественно лишь центральной частью Минска нынешнего.

http://transphoto.ru/photo/288719/ — схема по состоянию на 1941 год

В ходе Великой Отечественной войны Минск был большей частью разрушен. С 1960-х годов город ускоренно развивался и за короткий срок увеличился в несколько раз. Но трамвай здесь решили не делать основным видом транспорта.

В независимой Беларуси трамвайные линии не закрывались навсегда — кроме небольшого участка переноса конечной станции у площади Мясникова. Но и не развивались. Трамвайных линий явно мало для города с двухмиллионным населением.

Конфигурация сети неизменна с 1990 года (когда была закрыта линия на Автозавод). Выглядит сходно с конфигурацией метро: две длинные линии, пересекающиеся в центре. Плюс короткое малодеятельное ответвление «Стадион «Динамо» — «Октябрьская», с движением только по рабочим дням.

Неприятной особенностью являются частые закрытия крупных участков линий в связи со строительными работами и под разными другими предлогами. По состоянию на 2017 год, в связи со строительством станции метро «Вокзальная» временно закрыта линия к «площади Мясникова», очень важная для города. Закрыта и линия на «Октябрьскую», причём нет гарантии того, что движение возобновится.

Имеется одно депо. Пассажирский подвижной состав после 2008 года — исключительно новые вагоны собственного, белорусского производства. Вагоны РВЗ6М и Tatra T6B5SU сохранены, являются музейными экспонатами в рабочем состоянии. Иногда, по особым случаям, могут выходить на линию.




Поездки автора. Впервые я проехал по одному из участков Минского трамвая в ноябре 1999 года. В октябре 2000 года была проезжена большая часть сети. Фотографии не делались.

На тот момент абсолютно преобладали вагоны РВЗ6М. Это придавало сети особый колорит и «теплоту». На мой взгляд, замена рижских вагонов на новые — большая потеря. Последние вагоны РВЗ6М были отставлены от работы в 2008 году.

Минск, в том числе и трамвай, посещается нередко. Но обычно трамвай не присутствует в описаниях поездок. Редкие исключения: http://infojd.ru/dop/poezdka2013byua.html, http://infojd.ru/dop/poezdka2014by.html.

Выложены пока только фотографии 2013 года.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЛИНИЯ НА «ОКТЯБРЬСКУЮ», ЛИНИЯ НА «СЕРЕБРЯНКУ»)
   









11.05.2017 © Автор «Сайта о железной дороге»

назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика