Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН, БОЛЬШАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИЯ —
СТАНЦИИ, ОТКРЫТЫЕ В 2018 ГОДУ








Большая Кольцевая линия (Вторая Кольцевая линия) Московского метрополитена была запланирована к строительству ещё в 1960-е годы. Участок Горьковско-Замоскворецкой линии «Каширская» — «Каховская», открытый в 1969 году, был спроектирован и построен именно как часть этой линии. Но станет её частью только приблизительно через 55 лет после открытия.

Станция «Кузьминки» Ждановского радиуса, открытая в 1966 году, была построена с усиленной центральной частью. Предполагалось размещение под ней станции Большой Кольцевой линии. В реализуемом варианте пересадка на Большую Кольцевую линию будет на станции «Текстильщики».

В 1980-е годы предполагалось, что частью Большой Кольцевой линии станет также участок Кировско-Фрунзенской линии со станциями «Черкизовская» и «Улица Подбельского» (ныне «Бульвар Рокоссовского»).

Реализация давнего замысла началась после 2011 года (участок, который был открыт в 2018 году) и с 2017 года (почти всё остальное).

Приблизительно на половине трассы реализуемый проект совпадает с проектом 1960-х годов. На другой половине (северная и восточная часть кольца) — не совпадает. Изначальный замысел Большой Кольцевой линии не учитывал пассажирское движение на Московской Окружной железной дороге. На севере планируемая трассировка Большой Кольцевой линии частично или полностью совпадала с ней.







Перспективная схема Большой Кольцевой линии, начало 1970-х годов. Реализуемые участки,
отличные от неё, нанесены сплошной красной линией.




Позднее было принято правильное решение о реконструкции Московской Окружной железной дороги для пассажирского движения. После этого Большая Кольцевая линия метрополитена, если и оставалась нужна как таковая, должна была быть «отведена» в сторону, во избежание дублирования Московской Окружной железной дороги. Был выбран перенос в сторону центра.

26 февраля 2018 года в Московском метрополитене был открыт участок из пяти станций, который называют первым с 1969 года участком Большой Кольцевой линии. Открылись станции «Деловой Центр-3», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА», «Петровский Парк».

Войти в Большую Кольцевую линию должны лишь три из пяти станций. «Деловой Центр-3» и «Шелепиха» окажутся на ответвлении от неё. В дальнейшем оно должно стать частью новой линии по направлению «Деловой Центр» — Строгино — Рублёво-Архангельское.

Одновременно с открытием станции «Деловой Центр-3» закрылась примерно на два года станция «Деловой Центр-2», на которую поезда прибывали со стороны «Раменок». Она должна пропускать поезда Калининско-Солнцевской линии по направлению «Новокосино» — «Третьяковская» — «Парк Победы» — район Солнцево.

Центральный участок Калининско-Солнцевской линии от «Третьяковской» до «Делового Центра-2» откроется в 2025 году, по самому оптимистичному прогнозу. Станция «Деловой Центр-2» должна быть возвращена в эксплуатацию раньше, в 2020 году. Будет организован маршрут «вилочного» движения со стороны Солнцево на «Деловой Центр-2». Для этого необходимо построить оборотные тупики за станцией. В прежнем виде станция работала без них, но это сочли нецелесообразным.

Пожалуй, самое странное изменение в истории Московского метро. Одна станция открыта, другая — закрыта. Хотя внешне станции одинаковые, различить их чрезвычайно сложно. Среди немногих отличий — немного другой цвет букв с названием и немного другое оформление свода. Но даже зоркий и внимательный гражданин, скорее всего, перепутает эти станции, если не будет «подсказки».

Три станции «Деловой Центр» построены в конструкциях одновременно и являются единым комплексом. Самая первая из них по-идиотски переименована в «Выставочную». Будем надеяться, временно — три станции являются частью одного целого и должны называться одинаково.

Архитектура первой открытой станции тройного комплекса немного отличается от двух других станций. В целом все станции сходны, но первая из трёх станций имеет несколько другую конструкцию. Кроме того, она отличается наличием натурального камня в отделке. Но в общем — архитекторы ставили задачу сделать три станционных зала одинаковыми.

«Деловой Центр-1» («Выставочная») находится восточнее двух других станций, но имеет единый с ними вестибюль. «Деловой Центр-2» и «Деловой Центр-3» расположены параллельно друг другу и почти неотличимы.

До 26 февраля 2018 года со станции «Парк Победы» до станции «Деловой Центр» можно было доехать напрямую за считанные минуты. Затем — только с пересадкой по станции «Шелепиха».

Движение на новом участке — «вилочное». Поезда отправляются от станции «Петровский Парк» до станции Раменки (большинство) и до станции «Деловой Центр-3» (меньшая часть).

Впервые в истории Московского метрополитена новый участок обозначается на схемах двумя цветами, как две «слившиеся» линии и отображён одновременно под номерами 8А и 11. Это напоминает внешне «вражеский» украинский флаг. «Вилочное» движение организовано далеко не впервые, но впервые обозначается именно так — разными цветами.

На действующей станции «Динамо» линии номер 2 пересадку объявляют так: «переход на станцию «Петровский Парк» Большой Кольцевой и Солнцевской линий». Между тем, прямой пересадки нет в связи с неготовностью перехода. Требуется выйти на поверхность.





«Вагонные» схемы до и после открытия пяти станций.




Пять одновременно открытых станций. Одна из которых, как известно, была построена более десяти лет назад и мало отличается от двух смежных станций, составляющих единый комплекс...

Остальные четыре станции, «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА», «Петровский Парк» — продукт нового, «упрощённого» метростроения, внедрённого с приходом на пост мэра Москвы С. Собянина в 2010 году.

Конструктивно станции cходны между собой. На взгляд пассажира, отличие в основном лишь в отделке. Только одна станция, «ЦСКА», имеет достойное художественное оформление.

Все четыре станции — колонные трёхпролётные мелкого заложения. Новая для Московского метро особенность — отступ между рельсовым путём и путевой стеной.

Станция «ЦСКА» (проектное название «Ходынское Поле») сильно отличается от остальных. Как оформлением, так и тем, что глубина заложения от поверхности до головки рельса — 28 метров. Это приблизительно равно высоте девятиэтажного дома.

Тем не менее, «ЦСКА» считается станцией мелкого заложения и построена открытым способом. В Московском метро ничего подобного раньше не было. На такой глубине станции строились закрытым способом и считались станциями глубокого заложения.

Изначально предполагалось, что станция будет строиться закрытым способом, как «полагается» для такой глубины. Затем проект был изменён для удешевления. На месте станции появился нетипично глубокий котлован.

Оба вестибюля станции «ЦСКА» являются нестандартными, не похожими ни на какие другие. Содержат очень неудобные для пассажиров каскадные эскалаторы из трёх уровней.

Станция «Петровский Парк» также имеет нетипично большую глубину заложения — 25 метров.





Впечатления автора, 2018 год

На открытии я не присутствовал, ибо находился в Африке. Посещаю пять станций, когда они уже вошли в ритм повседневной работы.

Двойственные чувства. С одной стороны — хорошо, что развитие метро происходит, что новые станции открылись.

С другой стороны — немало деталей, которые притупляют радостные чувста.

Активное развитие метро в Москве на фоне полной остановки его строительства в Красноярске и Омске, почти полной — в Челябинске. Про почти все остальные «метрогорода» можно не вспоминать: действующие участки есть, надо радоваться этому и не ждать ничего нового.

Этот участок превышает весь Красноярский, Омский или Челябинский метрополитен. Которые многострадально строятся с 1980-х годов, а сейчас вызывают только горечь и боль. И никакого просвета не видно, а возможная дата открытия Челябинска при сохранении нынешних темпов — 2050 год. В Красноярске и Омске ещё хуже.

Даже и в Москве — участок далеко не самый нужный. Сомнительна сама по себе необходимость строительства Большой Кольцевой линии. Она не помешает, но насколько уместны такие гигантские расходы? Помимо прочего, это повышает неприязнь остальной России к Москве.

Досада за то, что в Москве с 1982 года не строятся трамвайные линии — в десятки раз более дешёвые в строительстве, чем метро. За то, что станции метро теряют индивидуальность и неповторимый облик.

Лучшая из пяти станций, на мой взгляд — «ЦСКА». Только на ней — не утилитаризм, а полноценное художественное оформление на тему спорта. Почему нельзя так же на остальных?

Между тем, происходящее на поверхности в районе этой станции — не радует. Здесь до недавнего времени был ближайший к центру Москвы незастроенный участок земли, представлявший собой последнюю уцелевшую часть известного с давних времён Ходынского поля. Здесь был Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе (последний полёт совершён в 2003 году) и место для репетиций военных парадов.

Всё это ушло под застройку многоэтажными «монстрами». На мой взгляд, ошибочное решение.

Станция «Хорошёвская» приятно удивила удобной и быстрой пересадкой на действующую «Полежаевскую». После более привычных «пересадочных лабиринтов» — позитивные эмоции.







Станция «Шелепиха».
06.03.2018








Станция «Шелепиха».
06.03.2018








Станция «Шелепиха».
06.03.2018








Станция «Шелепиха».
06.03.2018








Станция «Шелепиха».
06.03.2018








Станция «Шелепиха».
06.03.2018








Станция «Шелепиха».
06.03.2018








Станция «Шелепиха».
06.03.2018








Станция «Шелепиха».
06.03.2018








Станция «Шелепиха».
06.03.2018








Станция «Шелепиха».
06.03.2018








Станция «Шелепиха».
06.03.2018








Станция «Шелепиха».
06.03.2018








Станция «Деловой Центр» (хронологически третья).
06.03.2018








Вагонная схема с индикатором движения.
06.03.2018








Информация о пересадке «Петровский Парк» — «Динамо» в вагоне.
06.03.2018








Новая схема в вагоне.
06.03.2018








В вагоне, отправляющемся в сторону станции «Петровский Парк».
06.03.2018








Станция «Хорошёвская».
06.03.2018








Станция «Хорошёвская».
06.03.2018








Станция «Хорошёвская».
06.03.2018








Станция «Хорошёвская».
06.03.2018








Станция «Хорошёвская».
06.03.2018








Станция «Хорошёвская».
06.03.2018








Станция «Хорошёвская».
06.03.2018








Станция «Хорошёвская».
06.03.2018








Станция «Хорошёвская».
06.03.2018








Станция «ЦСКА».
06.03.2018








Станция «ЦСКА».
06.03.2018








Станция «ЦСКА».
06.03.2018








Станция «ЦСКА».
06.03.2018








Станция «ЦСКА».
06.03.2018








Станция «ЦСКА».
06.03.2018








Станция «ЦСКА».
06.03.2018








Станция «ЦСКА».
06.03.2018








Станция «ЦСКА».
06.03.2018








Станция «ЦСКА».
06.03.2018








Станция «ЦСКА».
06.03.2018








Станция «ЦСКА».
06.03.2018








Станция «ЦСКА».
06.03.2018








Станция «ЦСКА».
06.03.2018








Станция «ЦСКА».
06.03.2018








Станция «ЦСКА».
06.03.2018








Станция «ЦСКА».
06.03.2018








Станция «ЦСКА».
06.03.2018








Станция «Петровский Парк».
06.03.2018








Станция «Петровский Парк».
06.03.2018








Станция «Петровский Парк».
06.03.2018








Станция «Петровский Парк».
06.03.2018








Станция «Петровский Парк».
06.03.2018








Станция «Петровский Парк».
06.03.2018








Станция «Петровский Парк».
06.03.2018








Станция «Петровский Парк».
06.03.2018













17.03.2018 © С. Болашенко


«Московский метрополитен»