Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ТРАМВАЙ








Трамвай в городе Набережные Челны — по состоянию на 2016 год, одна из крупнейших и одна из лучших трамвайных систем Российской Федерации. «Система — исключение», выделяющаяся на фоне остальных. Почти всюду трамвай уничтожают, и только в Набережных Челнах он развивается.

Набережные Челны (на татарском языке Яр Чаллы) — второй по величине город Татарстана. Не является региональным центром. Тем не менее, входит в число крупнейших городов России.

Село Набережные Челны основано в 1626 году, изначально деревня Чалнинский починок. В XIX веке стало крупным центром хлебной торговли. С 10 августа 1930 года — город Набережные Челны.

В 1960 году с опозданием почти на пятьдесят лет от изначальных планов сюда пришла железная дорога. До 1982 года она была тупиковой. В 1963 году началось строительство Нижнекамской ГЭС, в 1969 году началось строительство Камского автомобильного завода (КамАЗ).

Одновременно с КамАЗом строилась трамвайная система. Первые пробные поездки трамвая были произведены в 1972 году. Регулярное пассажирское движение с 8 октября 1973 года.

Долгие годы «Трамвайное управление» было составной частью Камского автомобильного завода. Окончательный переход в собственность города произошёл лишь в 2013 году.

Именно благодаря гигантскому заводу, производящему грузовые автомобили, Набережные Челны известны в России и в мире. КамАЗ был всесоюзной стройкой, крупнейшей для своего времени. Вторая подобная стройка, начавшаяся на три года раньше — Волжский автомобильный завод по производству легковых автомобилей в Тольятти.

Набережные Челны, как и Тольятти, называют Автоградом. В Тольятти, в отличие Набережных Челнов, трамвая нет. Именно поэтому волжский «автоград» резко проигрывает камскому в своём внешнем облике и уровне цивилизованности.

К сожалению, старые Набережные Челны были почти полностью разрушены в ходе строительства «автограда». Среди немногочисленных старинных объектов — элеватор 1917 года постройки на берегу Камы.

Нынешний город — это бесконечные панельные «многоэтажки» на пятнадцать километров в длину, три километра в ширину в северной части. И промышленная зона «КамАЗа», длиной 6,6 км с юга на север, шириной 5,9 км, периметром 25 километров.

Население города, по состоянию на 2016 год — 526 тысяч жителей. Численность населения в Татарстане, в отличие от большинства регионов России, с каждым годом растёт.

С 19 ноября 1982 года по 6 января 1988 года город назывался Брежнев, в честь Генерального Секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, умершего 10 ноября 1982 года.

Брежнев, занимавший высший пост в СССР с 1964 года, здесь никогда не был. Но считается причастным к истории города, так как именно при его руководстве страной началось строительство «КамАЗа». С появлением на карте этого названия вернулось время переименований в честь «вождей», прерванное тридцатью годами раньше со смертью Сталина. Вскоре соседний Ижевск был переименован в Устинов, а Рыбинск — в Андропов. Потом появился город Черненко (Шарыпово) — но он был маленьким, в отличие от трёх предыдущих.

Все эти названия вызвали резкое неприятие жителей и были устранены с приходом «перестройки». Мало кто эти названия помнит. Но в паспортах у всех, кто родился между вышеназванными датами, положено указывать как место рождения город Брежнев.

Подвижной состав в Набережных Челнах, по состоянию на 2015 год, всегда был представлен исключительно вагонами производства Усть-Катавского завода. Преобладающий тип — КТМ-5 (71-605).

Трамвайная сеть имеет капитальный характер и признаки скоростной системы. Нет ни одного участка, где трамвайный путь совмещён с дорожным полотном в продольном направлении.

Расстояние от крайней южной станции «Сидоровка» у железнодорожного вокзала до крайней северо-восточной станции «Литейный завод» в промышленной зоне по старой трассе через улицу Низаметдинова и Казанский проспект составляет 23 километра.

http://transphoto.ru/photo/265491 — схема трамвайной сети, 2010 год

По состоянию на 2015 год, работает одно депо, что выглядит странным для большой системы. Строительство второго депо на севере города было начато в 1980-х годах, не завершено.

После 1991 года в Набережных Челнах продолжается строительство новых линий. 15 декабря 2006 года была открыта линия по проспекту Сююмбике от 45-го комплекса до 16-го комплекса. Комплексами в Набережных Челнах именуют то, что в других городах называется микрорайонами.

8 октября 2008 года была открыта линия по улице Беляева, 16-й комплекс — Московский проспект.

В феврале 2014 года началось строительство запланированной ещё в 1970-е годы линии на проспекте Мира и Набережночелнинском проспекте. Это кратчайший путь из северной (основной) части города в южную часть, где находится железнодорожный вокзал и плотина Нижнекамской ГЭС.

Строительство было выполнено за несколько месяцев. При этом использовался подвижной состав магистральной железной дороги: вагоны-хопперы, вагоны-платформы, самоходный кран. Возможно, и тепловозы.

12 декабря 2014 года линия на проспекте Мира и Набережночелнинском проспекте была открыта с участием президента Татарстана Рустама Минниханова.

На мой взгляд, систему следовало бы превратить в скоростную. Как минимум на главной линии по направлению север-юг расстояние между остановками должно быть увеличено по меньшей мере до одного километра. На всех пересечениях с автодорогами должны быть поставлены автоматические шлагбаумы.

Представляется реальным повышение скорости движения с нынешних 17-19 км/час (в зависимости от маршрута) до 30 км/час. Жаль, что этого нет, трамвай остаётся в целом типовым и медленным.

Конечно же, по сравнению с другими системами, скорость Набережночелнинского трамвая и в нынешнем виде неплохая. Трамвай более быстрый, чем, к примеру, в Конотопе, в Москве, в других городах со старой застройкой. Но здесь нужно большее!

На мой взгляд, не хватает линии в промышленной зоне от «Кузнечного завода» до «Литейного завода». В случае устранения этого разрыва появилось бы кольцо по промышленной зоне, что удобно.




Поездки автора

Впервые я проехал в Набережночелнинском трамвае 3 августа 2009 года, двигаясь автостопом из Уфы в Казань. Проезжаю от остановки «ГИББД» до южной конечной станции «Сидоровка». Затем — пешком к автомобильному выезду на Казань, до которой остаётся двести километров.

Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2009kz.html.


Октябрь 2009 года. Прибываю в аэропорт Бегишево из Москвы-Внуково рейсом авиакомпании «Авианова». Аэропорт находится на полпути от Набережных Челнов до Нижнекамска, и называют его «вперемешку» — как Набережные Челны, так и Нижнекамск.

Вначале — изучение Нижнекамского трамвая. Не полностью, так как нужно было успеть на единственный поезд Нижнекамск — Набережные Челны — Алнаши.

Пригородным поездом в виде автомотрисы РА1-0017 — от станции Нижнекамск до станции Набережные Челны. Ночёвка в заброшенном строении между станцией Набережные Челны и берегом Камы, на территории «Энергорайона».

Утро 3 октября. Задача — до отправления поезда на Ижевск проездить всю без исключения трамвайную сеть. Она была выполнена. От «Сидоровки» — последовательный проезд всех линий. Проездить Набережночелнинский трамвай удалось значительно быстрее, чем сети такого же масштаба в других городах. Полное описание готовится.

Выезжаю пригородным поездом Набережные Челны — Ижевск в сторону Чепецкой узкоколейной железной дороги.


30 октября 2009 года. Поездка по направлению Москва-Внуково — аэропорт Бегишево — Орловское — Ува — Набережные Челны — Бугульма — Уфа — Красный Ключ — Чапаевск — Саратов. Фотографирую трамвай только в «ГЭСовской» части города.


1 сентября 2014 года. В Набережных Челнах в ходе пересадки с поезда Бугульма — Набережные Челны на поезд Набережные Челны — Ижевск. Фотографирование трамвая только вблизи Сидоровки. Описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2014igsg.html.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (----)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (----)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (----)
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ («АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»)
   









16.01.2017 © С. Болашенко

назад

на главную страницу