Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
БОРОВИЧСКОГО КОМБИНАТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ










Боровичский комбинат строительных материалов (ЗАО «БКСМ», прежнее название — Боровичский кирпичный завод) расположен на восточной окраине города Боровичи. В ведении комбината находится узкоколейная железная дорога протяжённостью около 2 километров, предназначенная для доставки глины из карьера. Узкоколейная железная дорога полностью электрифицирована.

Адрес ЗАО «БКСМ»: 174 409, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Загородная, д. 38. Официальный веб-сайт: http://bksm.net/



Выражаю благодарность коммерческому директору ЗАО «БКСМ» А. С. Манукову и другим работникам предприятия за предоставление информации об истории узкоколейной железной дороги, разрешение на осмотр узкоколейной железной дороги и на размещение фотографий в Сети.



История (большая часть информации получена из «Характеристики Боровичского кирпичного завода», составленной в 1985 году)

Боровичский кирпичный завод основан в 1910 году. Первоначально он представлял собой сезонное предприятие, на всех операциях использовался ручной труд. Сушка кирпича производилась в сушильных сараях, обжиг — в напольных печах.

В 1927 году, после расширения завода и увеличения количества сараев, сезонный выпуск составил 1,5 млн. шт. кирпича. В 1930 году, после окончания строительства кольцевой печи, выпуск кирпича возрос до 5 млн. шт. в сезон. Глину подвозили на тачках, кирпич прессовали в ручных формах, сушили в сушильных сараях, внутрицеховые перевозки велись на тачках.

По неподтверждённым данным, уже в 1930-х годах на заводе существовали лёгкие рельсовые пути узкой колеи, по котором глина вывозилась из карьера с применением ручной тяги.

В 1953-1954 годах была произведена полная реконструкция завода: приобретён экскаватор, электровоз, опрокидные вагонетки, построено новое формовочное отделение, туннельная сушилка и котельная, установлено новое оборудование для формования и добычи глины.

Полноценная узкоколейная железная дорога с локомотивной тягой, соединившая завод с карьером, была открыта не позднее 1954 года. С момента завершения реконструкции (1954 год) завод перешёл на круглогодичную работу. Годовой выпуск составлял 10 млн. шт. кирпича.

Протяжённость узкоколейной железной дороги в первые годы была значительно меньшей, чем в настоящее время (по состоянию на 2008 год). Карьер находился на расстоянии менее 1 километра от завода. Тип первых электровозов не установлен. Скорее всего, это были шахтные электровозы, переоборудованные для работы на открытом воздухе. Решению об электрификации узкоколейной железной дороги способствовало наличие вблизи Боровичей шахт по добыче огнеупорной глины, на которых имелось значительное число шахтных электровозов.

В 1957 году была построена механическая мастерская. Завод не обеспечивал имевшийся в городе спрос на строительный кирпич — «узким местом» была сушилка. В 1958 году были построены дополнительно три туннеля к имеющейся сушилке. Теплом эти туннели обеспечивались из имеющихся подтопков. Годовая производительность возросла до 12 млн.шт. кирпича.

С 1954 по 1962 год завод выпускал древесную стружку. В 1962 году вместо досчатого сарая было построено кирпичное здание кольцевой печи.

До 1963 года выгрузка кирпича из кольцевой печи производилась тачками. После бетонирования площадок около кольцевой печи выгрузку кирпича начали производить вагонетками на поддонах. Снятие кирпича на складе и погрузку на автомашины начали производить электропогрузчиками.

В 1965 году было расширено формовочное отделение за счёт пристройки здания с северной стороны. В 1966 году было введено в строй дробильно-помольное отделение с шаровой мельницей, что позволило обеспечить производство отощающими добавками.

До 1985 года в городе Боровичи действовала канатная подвесная дорога, предназначенная для доставки глины на Боровичский огнеупорный завод — главное предприятие города. Линия канатной дороги пролегала в непосредственной близости от Боровичского кирпичного завода, но никак не была связана с ним.

В 1970 году была построена туннельная печь, новая туннельная сушилка и здания к ним, выпуск кирпича увеличился до 20 млн. шт. кирпича в год.

В 1979 году была смонтирована новая Формовочная линия с вакуумным ленточным прессом СМ-443-А и автоматом-укладчиком Арутикова-Автакольского. Был начат выпуск пустотелого и сплошного кирпича из вакуумированной массы. Полочные вагонетки были заменены на консольные. В 1982 году лентпресс СМ-443-А был заменён на вакуумный лент-пресс СМК-28-А.

В 1982 году было начато строительство двух туннельных печей вместо старой кольцевой печи, в 1985 году были пущены две туннельные печи, работающие в автоматическом режиме. Изготовляется проект на реконструкцию завода с введением шихтозапасника, отделения формовки. После его реализации производительность завода должна увеличиться до 24 млн. шт. кирпича в год.

Не позднее 1980-х годов на Боровичский кирпичный завод поступили два электровоза К10. По состоянию на 2008 год, эти локомотивы по-прежнему находятся на заводе.





Состояние узкоколейной железной дороги на 2008 год

По данным на 3 декабря 2008 года, узкоколейная железная дорога действует. Развёрнутая протяжённость составляет свыше 2 километров, ширина колеи стандартная — 750 мм.

Вблизи завода расположен «ближний» карьер, в котором находятся два абзетцера (используется редко), значительно южнее расположен основной карьер, включающий «летний» и «зимний» участки добычи глины, к которым подведены ветви узкоколейной железной дороги.

Погрузка глины велась на «летнем» участке. Стрелка у начального пункта линии на «зимний» участок была демонтирована в интересах безопасности движения.





Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1978 году (обозначена автором).







Узкоколейная железная дорога на спутниковом снимке (источник — «Kosmosnimki.ru»,
ориентировочная дата съёмки — 2005 год).




Узкоколейная железная дорога на спутниковом снимке (увеличенное изображение).



Тяговый подвижной состав, по состоянию на 3 декабря 2008 года, был представлен двумя электровозами К10 (1 локомотив — в работе, 1 локомотив — резервный), прицепной подвижной состав — 6 опрокидных вагонеток ВО-3 производства Армавирского завода.

Поезд состоял из электровоза и двух вагонеток. Путевого развития вблизи забоя (места погрузки глины) нет, поэтому в порожнем направлении состав следует вагонетками вперёд.





Электровоз К10 с гружёными вагонетками на территории завода.
03.12.2008



Путь узкоколейной железной дороги находился в хорошем состоянии. В районе карьера недавно был произведён ремонт. Все опоры контактной сети — деревянные. Вблизи забоя контактная сеть отсутствует. Для передвижения по этим участкам электровоз необходимо подключить к изолированному «передвижному» электрическому проводу.

Существующая технологическая схема работы завода признаётся оптимальной, планов отказа от использования узкоколейной железной дороги нет. Остаётся надеяться, что удивительная для современной России наземная электрифицированная узкоколейная железная дорога протяжённостью более 2 километров имеет перспективы развития и не исчезнет вслед за большинством узкоколейных железных дорог.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)    












05.04.2009 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Новгородской области»

на главную страницу