Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЕРЦЕВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ, ОПИСАНИЯ ПОЕЗДОК






















Поездка в 1997 году

В августе 1997 года я впервые побывал в посёлке Ерцево. Тогда у меня была возможность лишь кратковременно заехать сюда по пути из Северодвинска в Москву.

От станции Исакогорка в Архангельске доезжаю пассажирским поездом до Няндомы, оттуда — пригородным поездом до Коноши. Остаётся «последний рывок» до Ерцева. К сожалению, из-за отсутствия подходящих поездов его пришлось производить с помощью попутных машин.

Выезд из районного центра в нужном направлении удалось отыскать сравнительно быстро. Дорога здесь асфальтированная. Вскоре меня подвезли на легковой машине до деревни, расположенной примерно на середине пути от Коноши до Ерцева. Там пришлось простоять не один час. Наконец, остановился лесовоз («МАЗ»). Водителю было непросто остановить машину с многотонной нагрузкой. Спасибо ему за помощь!

За деревней Раменье асфальт сменился укатанным «грейдером». Но он продолжался недолго: вскоре показались унылые строения, окружающие станцию Давыдовская. Здесь я покидаю лесовоз, и отыскиваю домик дежурного по станции.

После Давыдовской «обрабатываю» работников станции Ерцево. Ко мне поначалу отнеслись не очень серьёзно (из-за возраста). Но затем дежурный по станции изменил своё мнение. По его словам, никаких препятствий для проезда по железной дороге не будет, спецпропуска уже давно не требуются, и в пассажирском поезде до Совзы можно доехать без проблем. Изредка грузовые составы могут идти дальше — на 19-й склад.

У «вокзала» совершал манёвры тепловоз, который должен был через некоторое время отправиться в Ширбово. Несколько беспокойных граждан, которые, вроде бы, ехали туда же, расписывали мне «прелести» жизни в отдалённом лагерном посёлке. Трудно вообразить, что через два года этого посёлка уже не будет.

Увы, в мои планы входила лишь предварительная разведка ситуации этой железнодорожной линии, но не поездка по ней. Поэтому вскоре я отправляюсь дальше — в сторону Вологды, а не Совзы...













Поездка в 2004 году

От Москвы до Ерцево я добираюсь электропоездами. Выезд утром 18 марта 2004 года. Первые пересадки — Александров, Ярославль. Вечером оказываюсь на станции Данилов. Выясняется, что теперь пригородного поезда Вологда — Данилов отправлением в 04:23 не существует. Ситуация ясна: сегодня он доехал из Вологды только до станции Макарово, и с неё же будет отправляться.

Огромная узловая станция обильно покрывалась снегом. Пройдя по путям от вокзала около километра в северном направлении, захожу в оборотное депо. Дежурный по депо сообщил, что сейчас вечерний электропоезд из Вологды в Данилов почти никогда не приходит, отстаиваясь в Макарово всю ночь.

Четырнадцатикилометровый пеший переход из Данилова в Макарово оказался не самым приятным делом. Я пожалел об этом решении: лучше было бы постараться уехать отсюда в локомотиве.

Вначале иду по железнодорожной магистрали. Затем, на дальней северной окраине Данилова, с немалым трудом перебираюсь на автодорогу. Потянулись долгие километры пешего пути по мокрой обочине, где, «для полного счастья», меня периодически обдавали грязевым облаком проезжающие большегрузные автомобили. Всякий раз, видя приближающиеся огоньки фар, я останавливался и «голосовал». Но никто из водителей автотранспорта так и не остановился.

Наконец, дойдя до населённого пункта Макарово, сворачиваю к станции. На заснеженном поле здесь имеется натоптанная тропа. Однако снег стал непрочным, поэтому много раз проваливаюсь в него по пояс.

Изрядно устав, наконец, оказываюсь на станционных путях, где стоит вологодская электричка — ЭД9М, совсем новый состав. Локомотивная бригада дремлет в кабине, компрессоры включены. Поэтому отжать автоматические двери вагонов невозможно. Впрочем, дежурная по станции разрешила мне пребывать до отправления поезда в зале ожидания. Он оказался чистым и тёплым.

Примерно в четыре утра встаю благодаря будильнику. Локомотивная бригада тоже проснулась, и вскоре я был уже в вагоне. В 7:28 электропоезд прибыл на станцию Вологда I.

Оказалось, что мне можно было бы и не выходить — тот же самый состав спустя полчаса отправлялся до Коноши. Едем всё дальше на север. Кажется, что с каждым километром становится холоднее, появляется всё больше снега. Вот и станция Ерцево.

Полупустая электричка тронулась дальше, постепенно растворяясь в белой мгле. На небольшой, почти пустынной станции было холодно и ветрено.


Станция Ерцево (РЖД). Вид в северном направлении. От станции только что отправился
электропоезд сообщением Вологда — Коноша.
19.03.2004



Перехожу пути, направляясь к уже хорошо известному маленькому домику — главному зданию станции Ерцево, принадлежащей «Учреждению П/Я 233 АУ 250» (ныне — «ОУ-250/4»). На топографической карте масштаба 1: 200 000 эта станция подписана как Ерцево II.


Станция Ерцево (Ерцевская железная дорога). Главное здание.
19.03.2004






Станция Ерцево (Ерцевская железная дорога).
Вид из той же точки в северном направлении.
19.03.2004






Станция Ерцево (Ерцевская железная дорога). Ведомственная железная дорога
отходит от магистрали Москва — Архангельск. Вид в южном направлении.
19.03.2004



Рассматривая окружающий пейзаж, невозможно было бы догадаться, что здесь две станции, а не одна. Различия между «ерцевскими» и «МПСовскими» рельсами невооружённым глазом не заметны. Никакой осязаемой границы между станциями не отыскать.


Станция Ерцево (Ерцевская железная дорога).
Вид на главное здание с северной стороны.
19.03.2004



На первом пути, ближнем к станционному зданию, стоял тепловоз, на втором — различные вагоны (в основном, порожние). Приятно осознавать, что станция по-прежнему живёт. В момент моего прибытия дежурная по станции что-то передавала вагоннику. Приходит в движение маленький двухосный маневровый тепловоз без всяких обозначений и номеров. Но «опознать» его можно без малейших сомнений — это ТГК2.

Дежурная сообщает мне, что сейчас тепловоз далеко не уедет — запланированы лишь манёвры и поездка до ближайшей станции Давыдовская. Но к вечеру, скорее всего, отправится состав до крайнего на сегодняшний момент пункта железной дороги. В то же время, около станции Мостовица находится «ДМка». К концу рабочего дня она должна вернуться в Ерцево, привозя в колонию осуждённых, которые заняты на лесозаготовке.

Удалось выяснить: рельсы сейчас тянутся до 83 километра. Крайний пункт находится в семи километрах не доезжая Совзы. Разборка железной дороги началась в прошлом, 2003 году. Авторов этого дикого решения следует искать в ГУИНе (Главное управление исполнения наказаний Министерства Юстиции РФ). Но не осталась в стороне и администрация Архангельской области. Не так уж давно, сюда приезжал губернатор области Ефремов, обещал, что дорога будет сохранена. Вместо этого, произошло то, что произошло…

Современная ситуация такова: «зона» в посёлке Совза практически расформирована, там осталось лишь некоторое количество подневольных поселенцев. Лес из посёлка по-прежнему вывозят, но автотранспортом. Мнение каких-то начальников, чьи фамилии пока остаются неизвестны, было однозначным: железная дорога не нужна, содержать её слишком дорого, убираем её, а рельсы — на переплавку в Череповец!

Возникает вопрос: как теперь будут сообщаться между собой Ерцево и Совза? Ведь совзинская «зона» является филиалом ерцевской. Именно в Ерцеве расположена администрация всех лагерей этого района.

Оказывается, при особой надобности туда вылетает вертолёт. А на автомобиле из Ерцево в Совзу можно проехать только через Няндому — Каргополь, или через Вологду — около четырёхсот километров, вместо 90 километров по железной дороге. Глава администрации Коношского района О. Г. Реутов как-то раз даже пообещал открыть автобусный маршрут Совза — Кречетово — Каргополь — Няндома — Коноша — Ерцево. Впрочем, вполне вероятно, что после полной разборки железной дороги по её насыпи станут ездить автомобили.

Скоре всего, пока что «разбиральщики» остановятся на станции Мостовица. Участок Мостовица — Ерцево (длиной 17 километров) ещё на какое-то время будет сохранён. Мостовица — это единственный населённый пункт на ветке, где живут постоянно. Там до сих пор сохранилась колония-поселение. Более того — изредка оттуда вывозят лес в вагонах.

Очевидно, в ближайшие годы Мостовицу либо закроют, либо «переведут» на автотранспорт. Останется только лишь первый, четырёхкилометровый перегон до станции Давыдовская, проходящий в пределах посёлка Ерцево.

Поговорив с дежурной, иду в посёлок. Его улицы выглядят почти как траншеи, прокопанные в снегу. Преодолеть их без проблем сможет только автотранспорт повышенной проходимости. Порой с трудом верится, что отсюда можно за один день доехать электричками до Москвы, где снег к нынешнему дню, 19 марта, уже почти сошёл (весна в 2004 году была необычайно ранней).

Практически все дома в Ерцево — деревянные. В основном, это одноэтажные частные дома и двухэтажные здания барачного типа. Самое главное здание — управление «Учреждения П/Я 233АУ250». Очень многие здесь носят камуфлированную форму и погоны: основная специализация посёлка — содержание лагерей.

Решаю прогуляться до Давыдовской — первой станции в направлении Совзы. Головной участок железной дороги проходит, в основном, среди застроенной местности. На первых сотнях метров от станции Ерцево раскинулась огромная «зона». Впечатление такое, что линия уходит прямо на её территорию. Но это не совсем так: на самом деле, по обеим сторонам от железнодорожного пути тоже есть заборы. Ведь следование поездов «с воли на волю» транзитом непосредственно через «режимную» территорию недопустимо. Несмотря на это, ходить здесь пешком по шпалам крайне не рекомендуется. Решаю обойти этот участок по улицам посёлка.

Вновь выхожу на линию у охраняемого переезда с ручными шлагбаумами. Дежурная по переезду подтвердила, что до вечера тепловоза или состава в сторону Совзы ожидать не стоит.





Участок магистрального пути в пределах посёлка Ерцево, приблизительно в 1,5 километрах
от станции Ерцево, к западу от автомобильного переезда.
Вид на восток (в сторону станции). Впереди — переезд.
19.03.2004






Немногим далее, вид в ту же сторону. Вдали заметно строение
поста дежурного по переезду.
19.03.2004




Иду по линии дальше. Справа виднеется забор ещё одной «зоны», слева, чуть поодаль — занесённые снегом одноэтажные домики вольных жителей. Потом — прямой лесной участок, длиной около километра.




Перегон Ерцево — Давыдовская. Станция Давыдовская — впереди, за лесом.
19.03.2004



Снова дома. Виднеются замершие на боковом пути вагоны. Начинается станция Давыдовская, расположенная в отдалённой части посёлка Ерцево.




Впереди — восточная горловина станции Давыдовская.
19.03.2004






Станция Давыдовская, к востоку от главного здания. Вид в сторону станции Ерцево.
19.03.2004



В центре станции, там, где размещается её главное здание (небольшая деревянная избушка), осталось лишь два действующих пути. Но если идти дальше на запад, путей станет больше: здесь, справа от основной линии, когда-то размещалось главное локомотивное депо Ерцевской железной дороги. Сейчас депо разгромлено. Перед ним можно обнаружить большое количество различного «доисторического» подвижного состава.


Станция Давыдовская. Главное здание.
19.03.2004






Станция Давыдовская, западнее главного здания. Вид в сторону станции Мостовица.
19.03.2004






Станция Давыдовская (немного дальше точки, в которой сделан предыдущий снимок).
Здесь отходит путь, ведущий в депо.
Вид в сторону центра станции.
19.03.2004



Вскоре на станцию со стороны Ерцево пришёл тепловоз — тот же самый, зелёный ТГК2. Как выяснилось, своих тепловозов на дороге уже не осталось — все они пришли в нерабочее состояние (и, в основном, проданы в качестве металлолома). Этот локомотив прислали сюда из Череповца, когда началась разборка путей.


Тепловоз ТГК2-???? на станции Давыдовская. Вид в западном направлении.
Впереди — главное здание.
19.03.2004



В домике дежурного по станции наличествовал персонал. Захожу в него, беседую с железнодорожниками, вновь пытаясь «вытрясти» из них как можно больше сведений об истории этого края.

Тепловоз вскоре ушёл назад, в Ерцево. Решаю прогуляться по линии чуть дальше — до посёлка, подписанного на карте как Круглица (из двух Круглиц, в данном случае, речь идёт о той, которая расположена ближе к Ерцево).


Между Давыдовской и «ближним» посёлком Круглица.
19.03.2004



Посёлок сохранился, и обитаем до сих пор. С обеих сторон железной дороги, посреди заснеженных просторов, стоит несколько домов с признаками жизни внутри них. Автомобильного подъезда сюда, по всей видимости, нет. Жители этих домов ходят в «цивилизацию» пешком, по железнодорожной линии.




Впереди — «ближняя» Круглица. Вид со стороны Давыдовской.
19.03.2004



Здесь же сохранился обрубок старинного пассажирского вагона. Возможно, в лучшие времена он выполнял функцию навеса от дождя — для тех, кто ожидал пассажирского поезда.


Остатки старого пассажирского вагона в «ближней» Круглице. Вид в сторону станции Мостовица.
Надпись на вагоне:

   ЧУЖГА   

19.03.2004



Возвращаюсь назад, в Давыдовскую. До вечера ещё очень много времени. Решаю отдохнуть в снегоочистителе, стоявшем вблизи заброшенного депо. С трудом добравшись до него по снежной целине, пролезаю внутрь сквозь разбитое лобовое стекло. Расчёт оказался верным: местные вандалы до этого снегоочистителя ещё не добрались. В его «чреве» было довольно чисто. Пара часов сна в спальном мешке, на широкой лавке.

Поднявшись по будильнику, направляюсь к избушке дежурного по станции. Но теперь она оказалась запертой. Некоторое время прогуливаюсь по путям, совершаю физические упражнения на морозе. Куда же пропал дежурный?

Становится очевидным, что придётся-таки возвращаться в Ерцево. Там дежурный обязательно должен быть!

Иду по линии до переезда. Издали донёсся гудок, послышался шум приближающегося со стороны Давыдовской поезда. Вскоре он уже был рядом. Оказалось, что это автомотриса — та самая «ДМка», о которой мне уже рассказывали. Подъехав к забору колонии (до него было недалеко), диковинный экземпляр подвижного состава остановился. Его пассажирами оказались заключённые. Выстроившись в шеренгу, под надзором вооружённых людей в камуфляже, они направились за колючую проволоку.

Пройдя через посёлок, возвращаюсь в знакомый домик — главную диспетчерскую железной дороги, расположенную на станции Ерцево II. Когда тепловоз отправится до места разборки, всё ещё неизвестно. Дежурная по станции объясняет, что сюда из Вологды должен прибыть автомобиль, загруженный продуктами питания, которые будут перегружать на тепловоз — для доставки «разбиральщикам».

Ближайшие несколько часов я сижу у тёплой печки, рядом со столом, на котором лежит график исполненного движения поездов (их чертят здесь до сих пор). Однако дежурная, несмотря на все уговоры, отказалась предоставить мне даже чистый бланк графика, ссылаясь на то, что они подлежат строгому учёту.

Оказывается, выбраться в направлении Совзы нужно не только мне. Вскоре в помещение дежурного зашла местная женщина преклонных лет, которая тоже желала уехать в тепловозе! Я представил себе, как она будет идти семь или восемь километров (от крайней точки рельсового пути до посёлка Совза) — посреди ночи, по глубокому снегу, который покрывает железнодорожную насыпь со снятыми рельсами. А мужчина среднего возраста, приехавший сюда, кажется, из Вельска, собирался на рыбалку.

Примерно в девять часов вечера к дверям станционного здания подъехал микроавтобус «УАЗ», который нередко именуют «буханкой». Номера — военные, водитель и пассажиры одеты в камуфляж. Объясняется это тем, что к разборке пути привлекли Железнодорожные войска. Насколько мне удалось понять, ими предоставлен работающий сейчас на линии путеукладчик. Это несколько шокировало меня: на протяжении всей своей истории, военные железнодорожники созидали, а не разрушали.

Началась перегрузка содержимого микроавтобуса в тепловоз. Мешки с хлебом и картофелем забрасывали в кабину, размещали в открытых боковых проходах. Мне пришлось перетаскать на плечах не одну сотню килограммов груза. Тепловоз в результате оказался со всех сторон «обвешан» мешками, как будто готовился к поездке в зону боевых действий. Очень символично — ведь это и в самом деле война. Война с железными дорогами России…

Ближе к полуночи, наконец, тепловоз отправляется. В тесной кабине помимо меня находилось ещё пять человек, двое из них — «пассажиры». Непросто будет выдержать эти долгие часы, стоя в тесном замкнутом пространстве, наполненном табачным дымом и ненормативной лексикой. Но иного выхода нет: широких торцевых площадок в этом тепловозе не существует, да и не желательно было бы находиться на морозном ветру.

Оказалось, что локомотивная бригада не местная — родом из Череповца, живут в ГУИНовской гостинице. Но по манерам общения в этих людях трудно было узнать жителей большого города. «А зачем тебе нужно было сюда ехать?» Поток бессмысленных и повторяющихся вопросов изрядно донимал.

За проезд в тепловозе здесь принято платить. Мне тоже был задан вопрос о «приобретении билета». Предлагаю заплатить после прибытия. Машинист согласился. Но потом вопрос об этом уже не возникал, что меня вполне удовлетворяло: платить за проезд в, мягко говоря, малокомфортабельных условиях — никуда не годится.

Скорость движения была небольшой. Остановок нигде не делаем. Жилой посёлок Мостовица и вымершая Чужга промелькнули как-то незаметно. В четвёртом часу утра, наконец, справа возникают тёмные силуэты домов. Это станция Свидь, которая сейчас стала местом проживания бригады, занятой на разборке пути.

Едем дальше — до крайнего пункта линии, оттуда сразу же возвращаемся в Свидь. Здесь тепловоз останавливается: долгожданная «ночёвка». Днём к месту разборки придётся съездить ещё несколько раз.

Все, кроме меня, идут отдыхать в ближайший обустроенный, натопленный дом. Но я предпочёл другой дом — заброшенный. Его двери были открыты, внутри сохранилась мебель, в том числе и кровати. Благодаря наличию пухового спального мешка, ночёвка в неотапливаемом помещении (а в случае его отсутствия и просто на снегу) не представляла для меня никаких проблем.

Просыпаюсь часов в одиннадцать. Теперь можно осмотреть станцию и прилегающую к ней местность.




Станция Свидь, тепловоз ТГК2. Вид со стороны Ерцево в сторону центра станции.
20.03.2004






Вид из той же точки в сторону Ерцево.
20.03.2004



От станции Свидь осталось немногое. Здесь уже нет полноценных боковых путей (не исключено, что ржавые и неиспользуемые рельсы сохранились, но проверить это при наличии метрового слоя снега было невозможно).


Центр станции Свидь. Вид на запад, в сторону станции Совза.
20.03.2004



В западной, «совзинской» горловине есть действующая стрелка. Двадцать метров бокового пути используются для отстоя автомотрисы, доставляющей «разбиральщиков» к месту приложения труда. Эта «ДМка» выглядит в точности так же, как и «зековозная» (встретившаяся мне в Ерцево); никаких обозначений не сохранилось, но внешне она очень напоминает автомотрису АС1А.


Станция Свидь, западная горловина. Единственная сохранившаяся действующая стрелка.
Вид в сторону центра станции.
20.03.2004






Автомотриса («ДМка») между рекой Свидь и станцией Свидь.
20.03.2004



Здесь наличествуют три дома, в которых живут люди: в одном, самом ближнем к железнодорожному пути — «разбиральщики», в остальных — очевидно, рыбаки. Есть ещё около десятка домов — в некоторые из них приезжают на лето, другие полностью заброшены. Постоянного населения здесь нет (равно как нет его нигде на железнодорожной линии между Мостовицей и Совзой).


Тепловоз ТГК2 на станции Свидь.
20.03.2004






Интерьер кабины тепловоза ТКГ2, стоящего на станции Свидь.
Через окно кабины — вид в северном направлении.
20.03.2004



Станция Свидь находится на 71 километре железной дороги (отсчёт от Ерцево II). Чуть дальше, на 73 километре, находится мост через реку Свидь. Добравшись до него, я был впечатлён увиденным. Первая неожиданность: эта река, вытекающая из озера Воже, в районе своего истока никогда не замерзает! Весьма удивляет это широкое водное пространство посреди снежных просторов.


Мост через реку Свидь. Вид с восточной стороны в сторону станции Совза.
20.03.2004






Вид из той же точки в обратную сторону.
20.03.2004






Мост через реку Свидь. Вид с правого берега (южная сторона).
20.03.2004






Вид с моста через реку Свидь на озеро Воже.
20.03.2004






Вид на мост с левого берега реки Свидь. Табличка, установленная с правой стороны,
сообщала о запрете прохода по мосту.
20.03.2004






Вид оттуда же в сторону станции Совза.
20.03.2004



Не менее интересно и другое: на обоих берегах реки здесь возведены многие сотни небольших деревянных домиков! Некоторые из них обитаемы: заметен дым печных труб. При этом, официально никакого населённого пункта в данном месте нет.

Все эти домики построены любителями рыбалки (в основном, из Ерцево), которые на протяжении многих десятилетий приезжают сюда, на 73-й километр. Он является наиболее удобной точкой для попадания на огромное озеро Воже, берег которого расположен недалеко от железнодорожного моста.

Мне поведали, что все последние годы (после официального прекращения пассажирского движения) от Ерцево до 73 километра курсировала автомотриса, перевозящая рыбаков. Скорее всего, в ближайшие дни её пустят вновь — до тех пор, пока здесь будут лежать рельсы (вероятно, это около двух месяцев).

Возвращаюсь назад, на станцию. Затем еду в тепловозе до крайнего пункта линии (83-й километр). Вслед за мостом через Свидь, проезжаем ещё один большой мост — через реку Чепца, находящийся в аварийном состоянии. Здесь тоже присутствует бессчётное множество рыбацких изб.


Правый берег реки Свидь, впереди — мост. Вид в сторону станции Совза.
20.03.2004






Впереди — мост через реку Чепца. Вид в сторону станции Совза.
20.03.2004






Последние километры перед тупиком...
20.03.2004



В конце железнодорожного пути стоит путеукладчик, а впереди него — платформа, гружёная рельсами. Человеческого присутствия нет.


83 километр, крайняя точка рельсового пути. Впереди стоит путеукладчик и платформа из
путеукладочного поезда, гружёная рельсами, за ней — пустая насыпь.
20.03.2004



Прицепляемся к платформе, приводим её назад, в Свидь. Здесь ещё несколько часов стоим. Нашлись двое рыбаков, желающих ехать в Ерцево. Один из них, хваставшийся тем, что он закоренелый вор-рецидивист, почти всю жизнь проведший в этих местах, но только внутри «заколючного» пространства, изрядно действовал мне на нервы.

Ближе к вечеру выезжаем в Ерцево. Вести гружённую рельсами платформу столь маломощному локомотиву очень тяжело. Едем с «велосипедной» скоростью, а на подъёмах — с пешеходной. Порой приходилось останавливаться из-за проблем с дизелем тепловоза.

Вор-рецидивист забрался на платформу с рельсами, держа в зубах здоровенный нож, и попросил сфотографировать его. Жаль, но вскоре стало темно — сделать фотографии в Чужге и Мостовице будет невозможно.






Вор-рецидивист Мичурин сидит на рельсах с ножом в зубах.
Рельсы сворованы, но не им...
20.03.2004



Около 21 часа вдали показались огоньки фонарей на станции Давыдовская. Состав вернулся в «цивилизацию». Проехав почти по территории «зоны», прибываем в Ерцево II. Быстрым шагом ухожу в посёлок, стараясь не попадать в поле зрения попутчиков по тепловозной кабине.

Напротив здания лагерной администрации ещё работал продуктовый магазин (точнее, торговое предприятие учреждения «П/Я 233 АУ 250» — так гласила старая табличка). Это стало весьма радостным «открытием». Закупаюсь едой, затем, уточнив на вокзале расписание, нахожу подходящее место для ночлега. В три часа утра выезжаю на электропоезде сообщением Коноша — Вологда до станции Семигородняя.













Вокзал на станции Ерцево («РЖД»).
29.08.2004





Станция Ерцево (Ерцевская железная дорога). Главное здание.
29.08.2004





Пути на станции Ерцево (Ерцевская железная дорога).
29.08.2004





Дрезина на путях станции Ерцево (Ерцевская железная дорога).
29.08.2004























28.11.2004 © С. Болашенко


«Ерцевская железная дорога»