Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ГУАМКА — МЕЗМАЙ







В конце 1960-х — начале 1970-х годов конечным пунктом восточной линии Апшеронской узкоколейной железной дороги стала станция Темнолесская. «Верхняя» часть линии, от Темнолесской до Камышановой Поляны и далее, была разобрана.

Дальнейшая судьба восточной линии оказалась необычна.

В 1980-е годы произошло сильное наводнение, в результате которого участок Самурская — Гуамка был частично разрушен. И это привело к нестандартному результату — на карте России появилась новая узкоколейная железная дорога! Участок Гуамка — Мезмай, который когда-то был одним из перегонов восточной магистрали, лишившись соединения с «внешней» линией, сейчас представляет собой отдельную, полностью автономную железную дорогу.

Вначале участок Самурская — Гуамка предполагалось восстановить. Но этого не произошло, он был признан «ненужным». Рельсы лежали ещё несколько лет. Постепенно путь приходил в негодность и разворовывался.

Затем рельсы были сняты, от планов восстановления участка Самурская — Гуамка окончательно отказались.

Тем не менее, посёлок Мезмай не мог оставаться без железнодорожной связи с внешним миром. На автомобиле в Мезмай можно попасть лишь по узкой, труднопроезжей и опасной горной дороге. Автомобильное движение по ней нежелательно, данная дорога не рассматривается как полноценное средство сообщения с этим горным посёлком и соседней с ним станицей Темнолесская. Поэтому на участке Гуамка — Мезмай было сохранено движение поездов.

Поселок Гуамка имеет качественную автодорогу и автобусное сообщение с городом Апшеронск. Приезжая сюда на автобусе, желающие попасть в Мезмай пассажиры стали пересаживаться в поезд узкоколейной железной дороги. Протяженность железной дороги от Гуамки до Мезмая — 8 километров, линия проходит в основном по живописному ущелью, вдоль реки Курджипс.

К сожалению, путь от Гуамки до станции Темнолесская в одноимённой станице (его протяжённость около 5 километров) перестал использоваться примерно одновременно с участком Самурская — Гуамка. Жители станицы Темнолесская добираются в Мезмай пешком.

Постепенно узкоколейная железная дорога Гуамка — Мезмай теряла всякую связь с «большой» Апшеронской узкоколейной железной дорогой. В 1990-х годах она имела совершенно другую принадлежность (находилась в собственности Апшеронского района), имела социальное значение — узкоколейная железная дорога обеспечивала перевозки пассажиров и доставку продуктов в поселок Мезмай.



Узкоколейная железная дорога Гуамка — Мезмай на карте масштаба 1:100 000.




По имеющимся данным, на протяжении 1990-х годов здесь, как и на Апшеронской узкоколейной железной дороге, работали тепловозы-автомотрисы ТУ8П. По состоянию на лето 1999 года, в расписании значилось две пары поездов в сутки, сообщением Гуамка — Мезмай 07:30 — 08:00, 19:00-19:30, Мезмай — Гуамка 10:00 — 10:30, 21:00 — 21:30.

В 2002 году линия была сильно повреждена наводнением. Один из тепловозов упал в реку Курджипс, поднимать его никто не стал. До сих пор на пути стремительного бурлящего потока лежит этот печальный памятник. Остальной подвижной состав вскоре оказался сожжён и выведен из строя. Посёлок Мезмай остался без нормальной связи с внешним миром. Его жители стали ходить в Гуамку пешком по недействующей узкоколейной железной дороге.

После многочисленных и некоторое время безуспешных попыток «достучаться» до региональной власти, наконец было принято решение о востановлении узкоколейной железной дороги Гуамка — Мезмай. Всю первую половину 2003 года продолжались восстановительные работы.


25.03.2003 В Мезмае восстанавливают разрушенный мост



В посёлке Мезмай заканчивается восстановление разрушенного стихией моста через реку Курджипс на узкоколейной железной дороге, ведущей в поселок Гуамка . Без него мезмайцы были отрезаны от мира. Эту важную работу ведет МУП «Апшеронск». Бригада мостовиков трудится на выезде из посёлка без выходных. Даже в праздничные дни здесь кипела работа.


15.05.2003 В Гуамском ущелье заканчивается строительство новой железной дороги

В Гуамском ущелье заканчивают строительство новой узкоколейной железной дороги. Старая была уничтожена прошлогодним наводнением. Почти год жители горных посёлков были практически отрезаны от внешнего мира. Все это время жители посёлка Мезмай и станицы Темнолесской вынуждены были ездить по разбитой автомобильной дороге и только на спецтранспорте.

Восстанавливать железнодорожное полотно начали через месяц после наводнения. Работы вели весь световой день в любую погоду. Длина новой дороги — три с половиной километра. Но прежде, чем уложить рельсы и шпалы, здесь восстановили размытый берег реки.

Железобетонные ограждения, по словам специалистов, впредь должны уберечь Гуамское ущелье от повреждений. Стоимость всех ремонтных работ в ущелье более 20 миллионов рублей. Закончить строительство здесь планируют в конце мая. Тогда же из Гуамки в Мезмай начнет ходит дрезина. В Апшеронском районе надеются, что это не только поможет местным жителям, но привлечёт сюда новых туристов.

Источник: газета «Кубань сегодня».


Наиболее сенсационной новостью выглядело то, что на Камбарском машиностроительном заводе заказан новый тепловоз-автомотриса (если верить заметке агенства «Регион»).

03.12.2002 — В настоящее время силами муниципального унитарного предприятия «Апшеронск» ведутся аварийно-восстановительные работы на узкоколейной железной дороге в Гуамском ущелье.

Это поистине дорога жизни, соединяющая посёлок Мезмай с внешним миром. Другого пути сюда практически нет, а существующий автомобильный путь назвать дорогой нельзя. В декабре ожидается перечисление в район из краевого бюджета двух миллионов рублей по линии ГО и ЧС на приобретение дрезины для перевозки людей через Гуамское ущелье. Ширина УЖД – всего 75 сантиметров. Единственное предприятие в России, которое производит подвижной состав для такой колеи, — это ГУП «Камбарский машиностроительный завод» (Удмуртия), получивший заказ на изготовление дрезины для Апшеронского района.




Восстановительные работы шли «со скрипом», намеченные сроки их окончания срывались. Тем не менее, заявлялось, что к августу 2003 года они практически завершены, «объект принимается госкомиссией». Писалось также и о том, что в Мезмай уже производится доставка продуктов по узкоколейной железной дороге, но регулярное пассажирское движение ещё не восстановлено — это, якобы, предполагалось сделать в ближайшее время.





__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


2 мая 2004 года на узкоколейной железной дороге Гуамка — Мезмай побывал В. Вершинин.

Выяснилось, что все заявления, сделанные в 2003 году «уважаемыми» средствами массовой информации, являлись ложью! На самом деле, было восстановлено лишь около 3 километров пути (в окрестностях посёлка Гуамка и в северной части Гуамского ущелья), а на остальных 5 километрах ремонт не начинался. Заказывать тепловоз-автомотрису на Камбарском машиностроительном заводе никто не собирался.

На восстановленном участке в летнее время ездят частные съёмные дрезины — на них возят туристов. Единственный исправный «тяжёлый» подвижной состав - дрезина, сделанная с использованием узлов и агрегатов грузового автомобиля ГАЗ-51.

Социального значения узкоколейная железная дорога уже не имеет, сообщение с посёлком Мезмай ведётся по горной автодороге.

В начальной точке Гуамского ущелья появились «торговцы воздухом», которые принудительно забирают у каждого желающего идти в направлении Мезмая по 100 рублей! Будем надеяться, что это позорное явление просуществует недолго, и вымогатели понесут заслуженное наказание.

Полное восстановление узкоколейной железной дороги Гуамка — Мезмай в 2004 году оставалось делом будущего, возможность осуществления этого проекта вызывала сомнения.


Летом 2007 года, по информации от М. Лисовина, в Гуамском ущелье продолжались работы по восстановлению узкоколейной железной дороги. Со стороны Гуамки путь был отремонтирован от станции до ущелья. На последнем километре был уложен обновлённый путь (шпалы - полностью новые, рельсы - как старые, так и новые). Со стороны Мезмая был уложен новый путь до моста через реку Курджипс. В работах была задействована строительная техника, в том числе бульдозер и экскаватор.

По состоянию на лето 2008 года (информация от М. Лисовина), узкоколейная железная дорога Гуамка - Мезмай впервые за несколько лет являлась пригодной для сквозного проезда. Ни одного тепловоза по-прежнему не было. Движение по узкоколейной железной дороге в основном сводилось к катанию туристов от Гуамки на несколько километров по ущелью.

В течение первой половины 2009 года на узкоколейную железную дорогу поступил подвижной состав: тепловоз ТУ8-0427, ранее находившийся на узкоколейной железной дороге в Великом Бычкове (Украина, Закарпатская область), три пассажирских вагона и две четырёхосные платформы (происхождение не установлено, однако известно, что вагоны не новые, они взяты с какой-либо узкоколейной железной дороги).

По состоянию на лето 2009 года (информация от М. Лисовина), по узкоколейной железной дороге регулярно курсировал туристический поезд, состоящий из тепловоза ТУ8-0427 и двух пассажирских вагонов. Маршрут поезда: станция Гуамка - остановочный пункт у начала ущелья (на этом участке поезд следовал без пассажиров) - остановочный пункт у ресторана, построенного примерно в середине ущелья. В обратном направлении поезд следовал вагонами вперёд. Стоимость проезда в одну сторону составляла 50 рублей. Сквозное движение от Гуамки до Мезмая в 2009 году было невозможно - недавно отремонтированная насыпь успела просесть.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    РАЗНОЕ    












11.04.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Краснодарского края»

на главную страницу