Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ГУАМКА — МЕЗМАЙ







В конце 1960-х — начале 1970-х годов конечным пунктом восточной линии Апшеронской узкоколейной железной дороги стала станция Темнолесская. «Верхняя» часть линии, от Темнолесской до Камышановой Поляны и далее, была разобрана.

Дальнейшая судьба восточной линии оказалась необычна.

В 1980-е годы произошло сильное наводнение, в результате которого участок Самурская — Гуамка был частично разрушен. И это привело к нестандартному результату — на карте России появилась новая узкоколейная железная дорога! Участок Гуамка — Мезмай, который когда-то был одним из перегонов восточной магистрали, лишившись соединения с «внешней» линией, сейчас представляет собой отдельную, полностью автономную железную дорогу.

Вначале участок Самурская — Гуамка предполагалось восстановить. Но этого не произошло, он был признан «ненужным». Рельсы лежали ещё несколько лет. Постепенно путь приходил в негодность и разворовывался.

Затем рельсы были сняты, от планов восстановления участка Самурская — Гуамка окончательно отказались.

Тем не менее, посёлок Мезмай не мог оставаться без железнодорожной связи с внешним миром. На автомобиле в Мезмай можно попасть лишь по узкой, труднопроезжей и опасной горной дороге. Автомобильное движение по ней нежелательно, данная дорога не рассматривается как полноценное средство сообщения с этим горным посёлком и соседней с ним станицей Темнолесская. Поэтому на участке Гуамка — Мезмай было сохранено движение поездов.

Поселок Гуамка имеет качественную автодорогу и автобусное сообщение с городом Апшеронск. Приезжая сюда на автобусе, желающие попасть в Мезмай пассажиры стали пересаживаться в поезд узкоколейной железной дороги. Протяженность железной дороги от Гуамки до Мезмая — 8 километров, линия проходит в основном по живописному ущелью, вдоль реки Курджипс.

К сожалению, путь от Гуамки до станции Темнолесская в одноимённой станице (его протяжённость около 5 километров) перестал использоваться примерно одновременно с участком Самурская — Гуамка. Жители станицы Темнолесская добираются в Мезмай пешком.

Постепенно узкоколейная железная дорога Гуамка — Мезмай теряла всякую связь с «большой» Апшеронской узкоколейной железной дорогой. В 1990-х годах она имела совершенно другую принадлежность (находилась в собственности Апшеронского района), имела социальное значение — узкоколейная железная дорога обеспечивала перевозки пассажиров и доставку продуктов в поселок Мезмай.



Узкоколейная железная дорога Гуамка — Мезмай на карте масштаба 1:100 000.




По имеющимся данным, на протяжении 1990-х годов здесь, как и на Апшеронской узкоколейной железной дороге, работали тепловозы-автомотрисы ТУ8П. По состоянию на лето 1999 года, в расписании значилось две пары поездов в сутки, сообщением Гуамка — Мезмай 07:30 — 08:00, 19:00-19:30, Мезмай — Гуамка 10:00 — 10:30, 21:00 — 21:30.

В 2002 году линия была сильно повреждена наводнением. Один из тепловозов упал в реку Курджипс, поднимать его никто не стал. До сих пор на пути стремительного бурлящего потока лежит этот печальный памятник. Остальной подвижной состав вскоре оказался сожжён и выведен из строя. Посёлок Мезмай остался без нормальной связи с внешним миром. Его жители стали ходить в Гуамку пешком по недействующей узкоколейной железной дороге.

После многочисленных и некоторое время безуспешных попыток «достучаться» до региональной власти, наконец было принято решение о востановлении узкоколейной железной дороги Гуамка — Мезмай. Всю первую половину 2003 года продолжались восстановительные работы.


25.03.2003 В Мезмае восстанавливают разрушенный мост



В посёлке Мезмай заканчивается восстановление разрушенного стихией моста через реку Курджипс на узкоколейной железной дороге, ведущей в поселок Гуамка . Без него мезмайцы были отрезаны от мира. Эту важную работу ведет МУП «Апшеронск». Бригада мостовиков трудится на выезде из посёлка без выходных. Даже в праздничные дни здесь кипела работа.


15.05.2003 В Гуамском ущелье заканчивается строительство новой железной дороги

В Гуамском ущелье заканчивают строительство новой узкоколейной железной дороги. Старая была уничтожена прошлогодним наводнением. Почти год жители горных посёлков были практически отрезаны от внешнего мира. Все это время жители посёлка Мезмай и станицы Темнолесской вынуждены были ездить по разбитой автомобильной дороге и только на спецтранспорте.

Восстанавливать железнодорожное полотно начали через месяц после наводнения. Работы вели весь световой день в любую погоду. Длина новой дороги — три с половиной километра. Но прежде, чем уложить рельсы и шпалы, здесь восстановили размытый берег реки.

Железобетонные ограждения, по словам специалистов, впредь должны уберечь Гуамское ущелье от повреждений. Стоимость всех ремонтных работ в ущелье более 20 миллионов рублей. Закончить строительство здесь планируют в конце мая. Тогда же из Гуамки в Мезмай начнет ходит дрезина. В Апшеронском районе надеются, что это не только поможет местным жителям, но привлечёт сюда новых туристов.

Источник: газета «Кубань сегодня».


Наиболее сенсационной новостью выглядело то, что на Камбарском машиностроительном заводе заказан новый тепловоз-автомотриса (если верить заметке агенства «Регион»).

03.12.2002 — В настоящее время силами муниципального унитарного предприятия «Апшеронск» ведутся аварийно-восстановительные работы на узкоколейной железной дороге в Гуамском ущелье.

Это поистине дорога жизни, соединяющая посёлок Мезмай с внешним миром. Другого пути сюда практически нет, а существующий автомобильный путь назвать дорогой нельзя. В декабре ожидается перечисление в район из краевого бюджета двух миллионов рублей по линии ГО и ЧС на приобретение дрезины для перевозки людей через Гуамское ущелье. Ширина УЖД – всего 75 сантиметров. Единственное предприятие в России, которое производит подвижной состав для такой колеи, — это ГУП «Камбарский машиностроительный завод» (Удмуртия), получивший заказ на изготовление дрезины для Апшеронского района.




Восстановительные работы шли «со скрипом», намеченные сроки их окончания срывались. Тем не менее, заявлялось, что к августу 2003 года они практически завершены, «объект принимается госкомиссией». Писалось также и о том, что в Мезмай уже производится доставка продуктов по узкоколейной железной дороге, но регулярное пассажирское движение ещё не восстановлено — это, якобы, предполагалось сделать в ближайшее время.





__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


2 мая 2004 года на узкоколейной железной дороге Гуамка — Мезмай побывал В. Вершинин.

Выяснилось, что все заявления, сделанные в 2003 году «уважаемыми» средствами массовой информации, являлись ложью! На самом деле, было восстановлено лишь около 3 километров пути (в окрестностях посёлка Гуамка и в северной части Гуамского ущелья), а на остальных 5 километрах ремонт не начинался. Заказывать тепловоз-автомотрису на Камбарском машиностроительном заводе никто не собирался.

На восстановленном участке в летнее время ездят частные съёмные дрезины — на них возят туристов. Единственный исправный «тяжёлый» подвижной состав - дрезина, сделанная с использованием узлов и агрегатов грузового автомобиля ГАЗ-51.

Социального значения узкоколейная железная дорога уже не имеет, сообщение с посёлком Мезмай ведётся по горной автодороге.

В начальной точке Гуамского ущелья появились «торговцы воздухом», которые принудительно забирают у каждого желающего идти в направлении Мезмая по 100 рублей! Будем надеяться, что это позорное явление просуществует недолго, и вымогатели понесут заслуженное наказание.

Полное восстановление узкоколейной железной дороги Гуамка — Мезмай в 2004 году оставалось делом будущего, возможность осуществления этого проекта вызывала сомнения.


Летом 2007 года, по информации от М. Лисовина, в Гуамском ущелье продолжались работы по восстановлению узкоколейной железной дороги. Со стороны Гуамки путь был отремонтирован от станции до ущелья. На последнем километре был уложен обновлённый путь (шпалы - полностью новые, рельсы - как старые, так и новые). Со стороны Мезмая был уложен новый путь до моста через реку Курджипс. В работах была задействована строительная техника, в том числе бульдозер и экскаватор.

По состоянию на лето 2008 года (информация от М. Лисовина), узкоколейная железная дорога Гуамка - Мезмай впервые за несколько лет являлась пригодной для сквозного проезда. Ни одного тепловоза по-прежнему не было. Движение по узкоколейной железной дороге в основном сводилось к катанию туристов от Гуамки на несколько километров по ущелью.

В течение первой половины 2009 года на узкоколейную железную дорогу поступил подвижной состав: тепловоз ТУ8-0427, ранее находившийся на узкоколейной железной дороге в Великом Бычкове (Украина, Закарпатская область), три пассажирских вагона и две четырёхосные платформы (происхождение не установлено, однако известно, что вагоны не новые, они взяты с какой-либо узкоколейной железной дороги).

По состоянию на лето 2009 года (информация от М. Лисовина), по узкоколейной железной дороге регулярно курсировал туристический поезд, состоящий из тепловоза ТУ8-0427 и двух пассажирских вагонов. Маршрут поезда: станция Гуамка - остановочный пункт у начала ущелья (на этом участке поезд следовал без пассажиров) - остановочный пункт у ресторана, построенного примерно в середине ущелья. В обратном направлении поезд следовал вагонами вперёд. Стоимость проезда в одну сторону составляла 50 рублей. Сквозное движение от Гуамки до Мезмая в 2009 году было невозможно - недавно отремонтированная насыпь успела просесть.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    РАЗНОЕ    












11.04.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Краснодарского края»

на главную страницу