ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КРАСНАЯ СОПКА — КИЯ-ШАЛТЫРЬ









Железнодорожная линия Красная Сопка — Кия-Шалтырь находится в Красноярском крае (основная часть), Кемеровской области (небольшая часть, включая станции Кия-Шалтырь и Рудная), республике Хакасия (небольшая промежуточная часть). Линия однопутная, неэлектрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Красноярская железная дорога.

Протяжённость железнодорожной линии составляет: 168 километров участок общего пользования от станции Красная Сопка на магистральной линии Ачинск — Абакан до станции Кия-Шалтырь, 178 километров до станции Рудная за станцией Кия-Шалтырь, принадлежащей промышленному предприятию, около 180 километров до физического крайнего пункта.

На линии есть следующие раздельные и остановочные пункты: разъезд 19 км, о.п. 28 км, о.п. Белозерка, станция Шушь, начальный пункт линии на Базыр (по состоянию на 2020 год, кончается на станции Шарыпово), о.п. Родники, станция Дубинино — главная промежуточная станция на линии, о.п. Ивановка, о.п. 86 км, станция Инголь, о.п. Солдаткино, о.п. Садат , станция Полуторник, о.п. 144 км, станция Саланга, станция Кия-Шалтырь, ведомственная станция Рудная.

По состоянию на 2020 год, на линии есть регулярное грузовое движение. Пассажирского движения нет.




Железнодорожная линия в «Атласе железных дорог», изданном
в 1993 году Омской картографической фабрикой.


Линия вначале была построена на участке Красная Сопка — Шушь, затем к станциям Шарыпово и Базыр. В Шарыпово находится крупное месторождение угля, в Базыре (посёлок Горячегорск) — месторождение нефелиновых руд, которое оказалось малопродуктивным.

Участок Шушь — Кия-Шалтырь был построен в связи с разработкой месторождения нефелиновых руд. На первый взгляд, логичнее было бы продлить линию дальше станции Базыр. Но в этом случае был бы более сложный рельеф местности.

Почти всюду на горном участке линия пролегает вдоль реки Урюп. Есть тоннели.

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, дата ввода в постоянную эксплуатацию станций Дубинино, Саланга и Кия-Шалтырь — 1968 год. Станции Шарыпово и Базыр на нынешнем «малом» ответвлении были открыты раньше: Шарыпово — 1961 год, Базыр — 1963 год. Датой открытия станции Шушь значится 1969 год, что входит в противоречие с предыдущими фактами.

Название станции Кия-Шалтырь происходит от небольшой реки Шалтырь, рядом с которой была построена станция. В нескольких десятках километрах западнее она впадает в более крупную реку Кия. Пристанционный посёлок, в отличие от станции, был назван стандартно и банально — Белогорск.

Дальний участок линии на Кия-Шалтырь был непростым для строительства, а места тут — непростые для жизни. По меркам Сибири, это далеко не самая отдалённая местность, равно как и не самая высокогорная. Станция Кия-Шалтырь находится на высоте 1200 метров над уровнем моря, жилая часть посёлка Белогорск — на высоте 700 метров. Тем не менее, здесь очень долгая зима.

Ближняя часть линии пролегает по равнинной местности, являющейся сельскохозяйственным районом. Рядом с этим участком находится сравнительно крупный город Шарыпово, непродолжительное время называвшийся Черненко в честь предпоследнего лидера СССР Константина Устиновича Черненко (1911-1985).

В 1990-е годы массовая добыча нефелиновой руды на месторождении у станции Базыр была остановлена. После этого участок Шарыпово — Базыр был разобран. Однако месторождение у станции Кия-Шалтырь является значительно более крупным и более перспективным. В обозримом будущем оно будет действовать.

Пассажирское движение изначально было в виде поезда Красноярск — Кия-Шалтырь с прицепными вагонами до станции Базыр. В 1990-е годы было остановлено пассажирское движение на участке Шарыпово — Базыр, после чего и линия на этом участке была разобрана. Приблизительно в 2009 году было отменено пассажирское движение на участке Шушь — Шарыпово. После этого жителям города Шарыпово приходилось садиться в поезд на соседней станции Дубинино.

С 23 мая 2013 года пассажирское движение на линии прекратилось полностью. В этот день утром последний поезд Красноярск — Кия-Шалтырь прибыл на конечную станцию, и вечером отправился с неё. Я успел в этот последний вагон. Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2013kch.html.




Билет Ачинск — Кия-Шалтырь. Куплен на интернет-сайте ОАО «РЖД», распечатан в Москве
на Курском вокзале, оцифрован до поездки.


Жизнь в этих местах непростая. Посёлок Белогорск отличается жёстким климатом и является оторванным от внешнего мира тупиком. Единственная альтернатива железной дороге — разбитая грунтовая автомобильная дорога.

Отмена пассажирского поезда показывает антинародный характер российской власти и крайнюю степень её неуважения к людям.










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    CХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ШУШЬ, ДУБИНИНО, ИВАНОВКА, ИНГОЛЬ, СОЛДАТКИНО, САДАТ, ПОЛУТОРНИК)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (САЛАНГА, КИЯ-ШАЛТЫРЬ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ КИЯ-ШАЛТЫРЬ, СТАНЦИЯ РУДНАЯ)
   









03.05.2020 © С. Болашенко


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.