Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ЛАРЬЯН»









Торфопредприятие «Ларьян» находится в посёлке Красава, расположенном в Тихвинском районе Ленинградской области. В ведении торфопредприятия находится узкоколейная железная дорога, протяжённость которой, по состоянию на 2006 год, составляет около 12 километров.



История (большая часть информации получена от бывшего работника торфопредприятия Николая Янченко)

Изыскательные работы на Ларьянском торфомассиве, расположенном к юго-востоку от города Тихвина, начались в 1930-е годы. В 1936 году началась добыча кускового торфа. Она велась в минимальном объёме.

На торфомассиве был построен посёлок Багерный (ориентировочная дата основания — 1936 год). Его название указывает на то, что в близком будущем предусматривался переход на гидравлический способ добычи торфа, который считался передовым (багер — машина, использовавшаяся в «гидроторфе»).

Почти одновременно в соседнем городе Бокситогорск строился завод по искусственному обезвоживанию и брикетированию торфа (позднее ставший Бокситогорским биохимическим заводом). Предполагалось, что торфопредприятие в посёлке Багерный будет поставлять торф в Бокситогорск.

Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1939 год. Первая линия соединяла город Бокситогорск с посёлком Багерный и ближайшими к нему торфомассивами. Вскоре узкоколейная железная дорога получила значительное развитие — была построена линия, ведущая на торфомассив, расположенный севернее нынешнего посёлка Красава.

Перед началом Великой Отечественной войны протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 20 километров, на ней работало несколько паровозов и мотовозов. Однако довоенный период работы торфопредприятия оказался коротким (4-5 лет). После начала войны добыча торфа была прекращена. В течение непродолжительного времени территория Ларьянского торфомассива находилась под немецкой оккупацией.

В 1949 году был основан посёлок Красава. Первоначально он считался временным (как и посёлок Багерный). Посёлок застраивался быстровозводимыми «финскими домами». Предполагалось, что после освоения нового торфомассива (приблизительно через 20 лет) все дома в посёлке будут разобраны и перевезены на новое место, к реке Воложба, где должен был появиться ещё один «торфяной» посёлок. Все материалы, необходимые для строительства зданий в посёлке Красава, подвозились из Бокситогорска по узкоколейной железной дороге на платформах и в полувагонах. Линия узкоколейной железной дороги пролегала по центральной улице посёлка Красава, названной Комсомольская.

В 1950 году торфопредприятие «Ларьян» возобновило массовую добычу торфа. Теперь она производилась гидравлическим способом. На торфомассивах были построены аккумуляторы. Торф в виде пульпы поступал по трубам на поля сушки. Линии узкоколейной железной дороги вели к участкам добычи и к полям сушки.

В 1952 году (по другим данным — на несколько лет позднее) был закрыт посёлок Багерный. Его жители частично переселились в Красаву. Впрочем, постоянного населения в Багерном было немного — там проживали в основном сезонные рабочие, женщины-торфяницы, приезжавшие в сезон добычи торфа из разных регионов страны.

Ориентировочная дата открытия участка узкоколейной железной дороги Красава — Перегрузочная (Тихвин) — 1951 год. Непродолжительное время, до закрытия посёлка Багерный, существовало 3 маршрута пассажирских поездов: Красава — Перегрузочная, Красава — Багерный, Багерный — Бокситогорск. Теоретически, по узкоколейной железной дороге можно было доехать от Тихвина до Бокситогорска, однако пассажиры с этой целью ей не пользовались.

В 1960 году (ориентировочно) торфопредприятие перешло с гидравлического на фрезерный способ добычи торфа. Посёлок Красава стал постоянным — от планов его переноса отказались. Здесь началось строительство капитальных кирпичных зданий. Одним из них стало здание конторы торфопредприятия «Ларьян».

Вскоре после перехода на фрезерный способ добычи торфа паровая тяга была заменена тепловозной. В Красаве было построено тепловозное депо и новый вокзал (одновременно являвшийся диспетчерской узкоколейной железной дороги). Ранее действовавшая диспетчерская находилась в другом месте — там, где сейчас находится метеостанция. Вокзал имелся и в Тихвине, на станции Перегрузочная.

В 1965 году (ориентировочно) линии узкоколейной железной дороги, расположенные к востоку от бывшего посёлка Багерный, стали изолированной узкоколейной железной дорогой. В последующие годы эти участки принадлежали Бокситогорскому биохимическому заводу (жители Красавы называют его «Полимер»). В начале 1990-х годов все линии узкоколейной железной дороги вблизи Бокситогорска были разобраны.

Линия узкоколейной железной дороги Красава — Перегрузочная (Тихвин) в то время являлась главной и практически единственной «нитью», связывающей посёлок торфяников с внешним миром. Из Красавы на станцию Перегрузочная (по некоторым данным, первоначально называлась Перевалочная) доставлялся торф, далее он перевозился по широкой колее на Ленинградскую ГРЭС-8 (город Кировск). В обратном направлении перевозились грузы, необходимые для посёлка Красава: строительные материалы, продукты питания и товары повседневного спроса.

В 1970-х годах в Красаве была построена новая котельная, имеющая хорошее техническое оснащение. Она пришла на замену старой котельной — небольшой и примитивной. Кроме того, был построен завод по производству торфоблоков.

На узкоколейной железной дороге было хорошо развито пассажирское сообщение. Пассажирские поезда по маршруту Красава — Перегрузочная курсировали регулярно, согласно расписанию. Вагоны обслуживались проводниками, в них продавалась билеты. В летнее время на узкоколейной железной дороге курсировали также «дачные» пассажирские поезда — от Перегрузочной до садовых участков, расположенных вблизи деревни Мулёво.

В посёлке Красава имелась небольшая больница, однако нередко заболевших жителей посёлка приходилось отправлять по узкоколейной железной дороге в Тихвин. Для этого использовалась санитарная дрезина.

В 1975-1979 годах была построена асфальтированная автодорога от Тихвина, пролегающая параллельно линии узкоколейной железной дороги Красава — Перегрузочная. После её открытия появился автобусный маршрут Тихвин — Красава, регулярные пассажирские перевозки на участке Красава — Перегрузочная были прекращены. «Дачные» поезда, маршрут движения которых не полностью дублировался автодорогой, ещё курсировали в 1980-х годах.

Почти одновременно с открытием автодороги была прекращена поставка топливного торфа для электростанций и перегрузка торфа на широкую колею. Несмотря на это, участок Красава — Перегрузочная было решено сохранить. Он стал использоваться для доставки торфяной продукции, производившейся в Красаве, на склад в Тихвине.

Вблизи реки Волóжба до начала 1990-х годов был песчаный карьер. В числе грузов, перевозившихся по узкоколейной железной дороге, находился добытый в карьере песок. Карьер был закрыт из экологических соображений — наличие разработок песка в непосредственной близости от реки было признано недопустимым. После закрытия карьера ведущая к нему линия узкоколейной железной дороги была разобрана.

По информации от В. Турченко, в 2000 году узкоколейная железная дорога активно работала. На протяжении сезона добычи торфа рабочий поезд, согласно расписанию, отправлялся от станции Красава до полевой базы в 7:30, 11:20 (по заявкам), 13:10, 16:30. В то время рабочий поезд состоял из тепловоза ТУ6А и одного пассажирского вагона ПВ40 (достоверность данной информации под сомнением).

На участке Красава — Перегрузочная существовало регулярное грузовое движение. Из Красавы вывозились торфоблоки, торфяные горшочки и другая продукция, производимая торфоперерабатывающим заводом. В обратном направлении перевозились опилки, которые торфопредприятие приобретало у одного из деревообрабатывающих предприятий города Тихвина. В Красаве опилки смешивались с торфом, полученная смесь использовалась как топливо на котельной.

В 2002 году было принято решение о ликвидации линии узкоколейной железной дороги Тихвин — Перегрузочная. Среди причин, названных руководителем торфопредприятия: перевозки по узкой колее, с учётом затрат на её содержание, обходятся значительно дороже, чем перевозки автомобильным транспортом, линия узкоколейной железной дороги периодически выводится из строя ворами-«металлистами», что ещё более увеличивает расходы. На перегоне Тихвин — Перегрузочная было уложено много железобетонных шпал (около 60 процентов от общего количества шпал). Каждая железобетонная шпала стоит 450 рублей, такие шпалы целесообразнее уложить на другом, более важном участке дороги — от станции Красава до торфомассивов.

Разборка участка Красава — Перегрузочная началась в 2003 году, и закончилась в 2004 году. При демонтаже верхнего строения пути на некоторых участках использовался путеукладчик.





По состоянию на август 2006 года, узкоколейная железная дорога работает. Её протяжённость сократилась до минимума, однако переход на автомобильный вывоз торфа пока не признаётся целесообразным. Регулярно курсирует рабочий поезд от станции Красава до полевой базы (по рабочим дням отправление в 7:30, 16:30, по заявке — также в 22:00). Поезд состоит из мотовоза ЭСУ2А-623, следующего без вагонов. По выходным дням движение также существует — на полевую базу доставляются сторожа. Расстояние от станции Красава до полевой базы по узкоколейной железной дороге составляет 6 километров (напрямую — 3 километра).

В пределах посёлка Красава по узкоколейной железной дороге перевозятся опилки, которые доставляются из Тихвина автомобильным транспортом. Для перевозки опилок используются вагоны УМВ, а также платформы, оборудованные «сетчатыми» бортами. Для перевозки торфа используются только вагоны УМВ. Имеется несколько вагонов ТСВ, однако они не используются уже много лет.

Тяговый подвижной состав представлен тепловозами ТУ6А-3227, ТУ6А-3134, мотовозом ЭСУ2А-623. Вблизи депо стоит кабина мотовоза МД54-4-142, недалеко от него находится кабина мотовоза ЭСУ1А-345 (используется в качестве хранилища газовых баллонов). Известно, что ранее на узкоколейной железной дороге имелись тепловозы ТУ4 и ТУ7.




ТУ6А-3134, ТУ6А-3134 (номер)

ТУ6А-3227, ТУ6А-3227 (номер)

ЭСУ1А-345, ЭСУ1А-345 (номер)

ЭСУ2А-623, ЭСУ2А-623 (номер)

МД54-4-142, МД54-4-142 (номер)






Торфопредприятие «Ларьян» преобразовано в ООО «Тихвинторф». Торфоперерабатывающий завод «Красава» отделился от торфопредприятия, он является отдельной структурой. Завод может производить торфобрикеты, торфоблоки, торфяные горшочки и другую продукцию. По состоянию на август 2006 года, завод временно не работал.

Котельная посёлка Красава ранее принадлежала торфоперерабатывающему заводу. В настоящее время она передана отделению ЖКХ ООО «Тихвинторф». Потребляемое котельной топливо — торф и древесные опилки. Посёлок Красава не подключён к сети газопроводов, в бытовых целях его жители используют привозной газ.

В конце июля 2006 года на торфомассивах и в прилегающих к ним лесах стали возникать пожары. Для их тушения сотрудники лесничества использовали гусеничную технику, при проходе которой было повреждено около 600 метров линии узкоколейной железной дороги (повреждённый участок начинается приблизительно в 1,5 км от станции Красава). Поэтому движение на полевую базу временно отсутствует.













ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    ИСТОРИЯ ПОСЁЛКА КРАСАВА (МАТЕРИАЛ Н. ЯНЧЕНКО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 6)    












19.03.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Ленинградской области»

на главную страницу