Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











МАЛОВИШЕРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Малови́шерской узкоколейной железной дороги являлся город Малая Вишера — центр Маловишерского района Новгородской области. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, принадлежала Маловишерскому леспромхозу.

История узкоколейной железной дороги изучена слабо. «Привычная» линия узкоколейной железной дороги, существовавшая вплоть до 2004 года и ведущая в северо-восточном направлении (Малая Вишера — Пустая Вишерка — Крутик), была построена в послевоенное время, ориентировочно в 1950-е годы.

Однако более ранний участок был построен не позднее, чем в конце 1930-х годов — информация из топографических карт того времени. Он пролегал от Малой Вишеры в северо-западном направлении, почти параллельно магистральной Петербурго-Московской железной дороге. Неизвестно, пересекался ли он в пространстве и во времени с более поздней узкоколейной железной дорогой.

Намного раньше, чем узкоколейная железная дорога, в окрестностях Малой Вишеры была построена тупиковая железнодорожная линия широкой колеи — «Зеленщинская ветвь».

На карте масштаба 1:500 000, изданной в 1939 году, обозначена разобранная железная дорога, пролегающая по направлению Малая Вишера — Зеленщина (Поздышево). На некоторых картах, изданных в начале 1940-х годов, по этому направлению показана действующая железная дорога.

Железная дорога широкой колеи Малая Вишера — Зеленщина была построена в 1920-е годы или раньше, разобрана в 1930 году.

Информация от Ярослава Чибрякова:

Название этой железной дороги — Зеленщинская ветвь. Она принадлежала НКПС, имела колею 1524 мм, указывалась на официальных картах путей сообщения. Построена она была в первой половине 1920-х годов (1921–1925 годы; не исключено, правда, что на самом деле она была построена раньше и была необщего пользования, а в 1921–1925-м годах была передана НКПС).

Длина Зеленщинской ветви составляла 30 километров, на ней имелись станции Борок и Зеленщина и (возможно) разъезд между станциями Борок и Зеленщина. Век этой ветки оказался недолог — уже в 1928 году был разобран участок длиной 8 км между конечной станцией Зеленщина и невыясненным разъездом, на следующий год демонтировано ещё 7 км до станции Борок, а в 1930 году после демонтажа головного участка Малая Вишера — Борок ветка перестала существовать.

Указание её на «Карте Средней Европы» 1940 года и немецкой карте — ошибка картографов, не затруднившихся актуализацией карты.


На топографических картах, изданных в 1970-е годы и позднее, по направлению разобранной железной дороги широкой колеи Малая Вишера — Зеленщина частично показана грунтовая дорога, пролегающая через деревню Пустая Вишерка, нежилую деревню Борок.

На начальном участке, ближайшем к городу, Маловишерская узкоколейная железная дорога была проложена по насыпи разобранной железной дороги широкой колеи Малая Вишера — Зеленщина.



На протяжении нескольких десятилетий узкоколейная железная дорога принадлежала Маловишерскому леспромхозу. По информации от Александра Корсакова, на ней работали различные локомотивы, в том числе тепловозы ТУ6А и ТУ8, автодрезина ПД1.

Не позднее 1991 года вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена, движение «тяжёлого» подвижного состава прекратилось, почти все локомотивы и вагоны были порезаны. Однако магистраль узкоколейной железной дороги была сохранена с целью использования для поездок на мотодрезинах.

В 2001 году я осмотрел начальный пункт узкоколейной железной дороги в Малой Вишере. К территории нижнего склада леспромхоза, превращённого в деревообрабатывающий комбинат, на тот момент пути уже не подходили — начальный пункт находился на краю леса, представлял собой тупик, «обставленный» гаражами для мотодрезин.

Общее впечатление от осмотра узкоколейной железной дороги было печальным. Утопающие в траве тонкие ржавые рельсы можно было найти с трудом. Шпалы стали почти неразличимы — они почти слились с почвой. Местами это была не железная, а «деревянная» дорога: взамен украденных рельсов пришлось укладывать стволы деревьев. Тем не менее, жители Малой Вишеры считали узкоколейную железную дорогу исключительно важной — она обеспечивала возможность быстрого и удобного доступа в лес, к местам охоты, сбора грибов и ягод.

В 2003 либо 2004 году узкоколейная железная дорога была окончательно разобрана сборщиками металлолома, при этом использовались трактора. По состоянию на 2007 год, на месте магистрали узкоколейной железной дороги (как минимум от деревни Пустая Вишерка до реки Озеренка) была проложена грунтовая дорога.



http://narrow.parovoz.com/RU53-mvishera — описание поездки по узкоколейной железной дороге, совершённой в мае 2001 года

http://bor1.livejournal.com/483158.html — описание похода по разобранной узкоколейной железной дороге, совершённого в октябре 2007 года











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












23.12.2009 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Новгородской области»

на главную страницу