Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











МАЛОВИШЕРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Малови́шерской узкоколейной железной дороги являлся город Малая Вишера — центр Маловишерского района Новгородской области. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, принадлежала Маловишерскому леспромхозу.

История узкоколейной железной дороги изучена слабо. Первый участок был построен не позднее, чем в конце 1930-х годов (инфомация из топографических карт того времени), он пролегал от Малой Вишеры в северо-западном направлении, почти параллельно магистральной Петербурго-Московской железной дороге.

«Привычная» линия узкоколейной железной дороги, существовавшая вплоть до 2004 года и ведущая в северо-восточном направлении (Малая Вишера — Пустая Вишерка — Крутик), была построена в послевоенное время.

На карте масштаба 1:500 000, изданной в 1939 году, обозначена строящаяся железная дорога, пролегающая по направлению Малая Вишера — Поздышево (Зеленщина). На некоторых картах, изданных в начале 1940-х годов, по этому направлению показана действующая железная дорога.

Железная дорога Малая Вишера — Поздышево либо не была достроена, либо была разрушена в период Великой Отечественной войны, после войны не восстанавливалась. Какую ширину колеи имела или должна была иметь эта железная дорога — не выяснено.

На топографических картах, изданных в 1970-е годы и позднее, по направлению железной дороги Малая Вишера — Поздышево показана грунтовая дорога, пролегающая через деревню Пустая Вишерка, нежилую деревню Борок.

На протяжении нескольких десятилетий узкоколейная железная дорога принадлежала Маловишерскому леспромхозу. По информации от А. Корсакова, на ней работали различные локомотивы, в том числе тепловозы ТУ6А и ТУ8, автодрезина ПД1.

В 1991 (?) году вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена, движение «тяжёлого» подвижного состава прекратилось, практически все локомотивы и вагоны были порезаны. Однако магистраль узкоколейной железной дороги была сохранена с целью использования для поездок на мотодрезинах.

В 2001 году автор осмотрел начальный пункт узкоколейной железной дороги в Малой Вишере. К территории нижнего склада леспромхоза, превращённого в деревообрабатывающий комбинат, на тот момент пути уже не подходили — начальный пункт находился на краю леса, представлял собой тупик, «обставленный» гаражами для мотодрезин.

Общее впечатление от осмотра узкоколейной железной дороги было печальным. Утопающие в траве тонкие ржавые рельсы можно было найти с трудом, шпалы стали практически неразличимы — почти слились с почвой. Местами это была не железная, а «деревянная» дорога: взамен украденных рельсов пришлось укладывать стволы деревьев. Тем не менее, жители Малой Вишеры считали узкоколейную железную дорогу исключительно важной — она обеспечивала возможность быстрого и удобного доступа в лес, к местам охоты, сбора грибов и ягод.

В 2003 либо 2004 году узкоколейная железная дорога была окончательно разобрана сборщиками металлолома, при этом использовались трактора. По состоянию на 2007 год, на месте магистрали узкоколейной железной дороги (как минимум от деревни Пустая Вишерка до реки Озеренка) была проложена грунтовая дорога.



http://narrow.parovoz.com/RU53-mvishera — описание поездки по узкоколейной железной дороге, совершённой в мае 2001 года

http://bor1.livejournal.com/483158.html — описание похода по разобранной узкоколейной железной дороге, совершённого в октябре 2007 года











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












23.12.2009 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Новгородской области»

на главную страницу