Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











МШИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Мшинская узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных узкоколейных железных дорог. Начальный пункт — посёлок Мшинская, расположенный у станции Мшинская на магистральной железнодорожной линии Гатчина — Луга (историческая Петербурго-Варшавская железная дорога).

Узкоколейная железная дорога до 1980-х годов относилась к Мшинскому лесопункту Лужского леспромхоза. Позднее — к Волосовскому леспромхозу.

По информации от А. Корсакова, строительство узкоколейной железной дороги было начато в конце 1930-х годов. Была ли она введена в эксплутацию до 1941 года — не выяснено.

После Великой Отечественной войны к проекту строительства узкоколейной железной дороги вернулись. По информации от А. Корсакова, с 1970-х годов на узкоколейной железной дороге работали тепловозы ТУ6А, ТУ6Д, позднее ТУ8. В начале 1980-х годов часть подвижного состава была передана на узкоколейную железную дорогу, построенную в Липово.

Вывозка леса по узкоколейной железной дороге в начале 1990-х годов свелась к минимуму. Приблизительно в конце 1995 года она была окончательно прекращена. Однако узкоколейная железная дорога после этого не разбиралась — вначале её было решено сохранить для обеспечения доступа в лес.

Помимо прочего, узкоколейная железная дорога облегчала сообщение с труднодоступными деревнями Вяз и Муравейно. Узкоколейная железная дорога не подходила непосредственно к этим деревням. Но расстояние от её крайнего пункта до деревень составляло около трёх километров, которые преодолевались пешком.

Мшинская с 1980-х годов известна как место размещения гигантского массива садовых участков жителей Ленинграда, построенного среди диких лесов и занимающего пространство едва ли не десять на десять километров. Этот массив находится к востоку от магистральной железной дороги, а узкоколейная железная дорога — к западу от неё.

Регулярного пассажирского движения по узкоколейной железной дороге в 1990-е годы не было, хотя последний тепловоз ТУ8 долгое время находился в рабочем состоянии. Два тепловоза ТУ6А были порезаны в 1996 году.

У многих жителей Мшинской имелись личные съёмные мотодрезины («пионерки»). Их было принято использовать как такси: на «пионерках» за некоторую плату ездили в лес для попадания в Вяз и Муравейно, а также за ягодами и грибами.

Летом 1998 года на 14-м километре узкоколейной железной дороги был организован общеевропейский молодёжный лагерь «Радуга» — место сбора и проживания неформальной молодёжи, приехавшей из разных регионов России и других стран. В лагере проживало около 500 человек. Жители Мшинской во время проведения «Радуги» имели возможность довольно хорошо заработать, развозя на своих дрезинах многочисленных обитателей палаточного лагеря.

4 августа 1998 года общеевропейский лагерь «Радуга» был жестоко разогнан ОМОНом из Санкт-Петербурга. По узкоколейной железной дороге все гости «Радуги» прошли «скорбным шествием» под конвоем 14 километров, подгоняемые ударами дубинок.


Цитата из материала «РАЗГОН «РАДУГИ», автор — Г. Орлов (http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/98/246/81.html):

4 августа в 8.30 утра над «Радугой» стал кружиться вертолет. Встревоженный народ с недоумением глядел на эти учения. Через некоторое время вертолет улетел. Но опасность не миновала. Из леса на поляну «Радуги» вышла цепь омоновцев с автоматами и собаками. Известно, что часть пути они проделали по узкоколейке, позаимствовав дрезины у местного деревенского населения.

...

ОМОН стал с применением насилия выгонять людей из типи и палаток. Причем палатки нещадно резались ножами. Тогда же появился во второй раз упомянутый вертолет. На нем, оказывается, летело начальство, темные личности в штатском и свои гувэдэшные операторы.

...

Из вертолета вышли несколько человек в штатском, и один из них объявил согнанным людям, чтобы за самое короткое время собирались и покидали лагерь, пообещав отправку на дрезинах. Вот и все переговоры. После этого начальство ретировалось на вертолете. Петербургский ОМОН остался единственным хозяином положения. Стало ясно — беспредела не миновать. Так и вышло. Не дав людям до конца собраться (а ведь собрать вещи и дом-типи — очень нелегкое дело), омоновцы погнали всех по раскисшей дороге в сторону Мшинской. Несколько типи и кучи вещей остались в лагере, по свидетельствам очевидцев ОМОН сгреб все это и сжег.

Матерщина, оскорбления и избиения начались еще в лагере, а когда же обремененный тяжелыми вещами и подстегиваемый омоновскими дубинами радужный народ стал вереницей двигаться в сторону Мшинской, а вертолетное начальство удалилось, ОМОН распоясался больше того. Никаких дрезин согнанные не дождались, и все четырнадцать километров, растянувшись длиной колонной, они шли под конвоем ОМОНа, шедшего с боков и сзади. На уставших под своими вещами людей обрушивался град ударов омоновских дубинок. Детей от четырех лет и старше гнали наравне со взрослыми.



В 1999 году началась ликвидация узкоколейной железной дороги. Не исключено, что помимо чисто меркантильных интересов (наживиться на металлоломе), она преследовала ещё одну цель: уничтожить объект, ассоциировавшийся с жестоко разогнанным молодёжным лагерем «Радуга».

По информации от А. Корсакова, уничтожение узкоколейной железной дороги было закончено осенью 1999 года.


http://uzd.spb.ru/len02.htm — описание узкоколейной железной дороги (в числе других узкоколейных железных дорог Волосовского леспромхоза) на сайте А. Корсакова

http://dirtyhippy.borda.ru/?1-1-90-00001935-000-10001-0 — фотографии узкоколейной железной дороги, сделанные в период существования лагеря «Радуга», 1998 год

http://web.archive.org/web/20141009031014/http://mshinskaya1998.narod.ru/ — фотографии узкоколейной железной дороги, сделанные в период существования лагеря «Радуга», 1998 год

http://muchanko.narod.ru/3/day1-2.htm — описание похода группы велотуристов по разобранной узкоколейной железной дороге, ориентировочно 2005 год

http://old.wikimapia.org/#lat=59.0403338&lon=29.7429085&z=13&l=1&m=s&v=9 — узкоколейная железная дорога на спутниковых снимках



20 июня 2015 года я побывал в посёлке Мшинская и осмотрел начальный участок разобранной узкоколейной железной дороги. Полное описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2015spb.html.

Вдоль разобранной узкоколейной железной дороги в черте посёлка Мшинская пролегает Малая Железнодорожная улица. Иногда попадаются шпалы. За пределами посёлка на месте узкоколейной железной дороги — грунтовая дорога. Найти какой-либо подвижной состав не удалось.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (РАЗОБРАННАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В МШИНСКОЙ)    












09.10.2016 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Ленинградской области»

на главную страницу