Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







МШИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Мшинская узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных узкоколейных железных дорог. Начальный пункт — посёлок Мшинская, расположенный у станции Мшинская на магистральной железнодорожной линии Гатчина — Луга (историческая Петербурго-Варшавская железная дорога).

Узкоколейная железная дорога до 1980-х годов относилась к Мшинскому лесопункту Лужского леспромхоза. Позднее — к Волосовскому леспромхозу.

По информации от А. Корсакова, строительство узкоколейной железной дороги было начато в конце 1930-х годов. Была ли она введена в эксплутацию до 1941 года — не выяснено.

После Великой Отечественной войны к проекту строительства узкоколейной железной дороги вернулись. По информации от А. Корсакова, с 1970-х годов на узкоколейной железной дороге работали тепловозы ТУ6А, ТУ6Д, позднее ТУ8. В начале 1980-х годов часть подвижного состава была передана на узкоколейную железную дорогу, построенную в Липово.

Вывозка леса по узкоколейной железной дороге в начале 1990-х годов свелась к минимуму. Приблизительно в конце 1995 года она была окончательно прекращена. Однако узкоколейная железная дорога после этого не разбиралась — вначале её было решено сохранить для обеспечения доступа в лес.

Помимо прочего, узкоколейная железная дорога облегчала сообщение с труднодоступными деревнями Вяз и Муравейно. Узкоколейная железная дорога не подходила непосредственно к этим деревням. Но расстояние от её крайнего пункта до деревень составляло около трёх километров, которые преодолевались пешком.

Мшинская с 1980-х годов известна как место размещения гигантского массива садовых участков жителей Ленинграда, построенного среди диких лесов и занимающего пространство едва ли не десять на десять километров. Этот массив находится к востоку от магистральной железной дороги, а узкоколейная железная дорога — к западу от неё.

Регулярного пассажирского движения по узкоколейной железной дороге в 1990-е годы не было, хотя последний тепловоз ТУ8 долгое время находился в рабочем состоянии. Два тепловоза ТУ6А были порезаны в 1996 году.

У многих жителей Мшинской имелись личные съёмные мотодрезины («пионерки»). Их было принято использовать как такси: на «пионерках» за некоторую плату ездили в лес для попадания в Вяз и Муравейно, а также за ягодами и грибами.

Летом 1998 года на 14-м километре узкоколейной железной дороги был организован общеевропейский молодёжный лагерь «Радуга» — место сбора и проживания неформальной молодёжи, приехавшей из разных регионов России и других стран. В лагере проживало около 500 человек. Жители Мшинской во время проведения «Радуги» имели возможность довольно хорошо заработать, развозя на своих дрезинах многочисленных обитателей палаточного лагеря.

4 августа 1998 года общеевропейский лагерь «Радуга» был жестоко разогнан ОМОНом из Санкт-Петербурга. По узкоколейной железной дороге все гости «Радуги» прошли «скорбным шествием» под конвоем 14 километров, подгоняемые ударами дубинок.


Цитата из материала «РАЗГОН «РАДУГИ», автор — Г. Орлов (http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/98/246/81.html):

4 августа в 8.30 утра над «Радугой» стал кружиться вертолет. Встревоженный народ с недоумением глядел на эти учения. Через некоторое время вертолет улетел. Но опасность не миновала. Из леса на поляну «Радуги» вышла цепь омоновцев с автоматами и собаками. Известно, что часть пути они проделали по узкоколейке, позаимствовав дрезины у местного деревенского населения.

...

ОМОН стал с применением насилия выгонять людей из типи и палаток. Причем палатки нещадно резались ножами. Тогда же появился во второй раз упомянутый вертолет. На нем, оказывается, летело начальство, темные личности в штатском и свои гувэдэшные операторы.

...

Из вертолета вышли несколько человек в штатском, и один из них объявил согнанным людям, чтобы за самое короткое время собирались и покидали лагерь, пообещав отправку на дрезинах. Вот и все переговоры. После этого начальство ретировалось на вертолете. Петербургский ОМОН остался единственным хозяином положения. Стало ясно — беспредела не миновать. Так и вышло. Не дав людям до конца собраться (а ведь собрать вещи и дом-типи — очень нелегкое дело), омоновцы погнали всех по раскисшей дороге в сторону Мшинской. Несколько типи и кучи вещей остались в лагере, по свидетельствам очевидцев ОМОН сгреб все это и сжег.

Матерщина, оскорбления и избиения начались еще в лагере, а когда же обремененный тяжелыми вещами и подстегиваемый омоновскими дубинами радужный народ стал вереницей двигаться в сторону Мшинской, а вертолетное начальство удалилось, ОМОН распоясался больше того. Никаких дрезин согнанные не дождались, и все четырнадцать километров, растянувшись длиной колонной, они шли под конвоем ОМОНа, шедшего с боков и сзади. На уставших под своими вещами людей обрушивался град ударов омоновских дубинок. Детей от четырех лет и старше гнали наравне со взрослыми.



В 1999 году началась ликвидация узкоколейной железной дороги. Не исключено, что помимо чисто меркантильных интересов (наживиться на металлоломе), она преследовала ещё одну цель: уничтожить объект, ассоциировавшийся с жестоко разогнанным молодёжным лагерем «Радуга».

По информации от А. Корсакова, уничтожение узкоколейной железной дороги было закончено осенью 1999 года.


http://uzd.spb.ru/len02.htm — описание узкоколейной железной дороги (в числе других узкоколейных железных дорог Волосовского леспромхоза) на сайте А. Корсакова

http://dirtyhippy.borda.ru/?1-1-90-00001935-000-10001-0 — фотографии узкоколейной железной дороги, сделанные в период существования лагеря «Радуга», 1998 год

http://web.archive.org/web/20141009031014/http://mshinskaya1998.narod.ru/ — фотографии узкоколейной железной дороги, сделанные в период существования лагеря «Радуга», 1998 год

http://muchanko.narod.ru/3/day1-2.htm — описание похода группы велотуристов по разобранной узкоколейной железной дороге, ориентировочно 2005 год

http://old.wikimapia.org/#lat=59.0403338&lon=29.7429085&z=13&l=1&m=s&v=9 — узкоколейная железная дорога на спутниковых снимках



20 июня 2015 года я побывал в посёлке Мшинская и осмотрел начальный участок разобранной узкоколейной железной дороги. Полное описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2015spb.html.

Вдоль разобранной узкоколейной железной дороги в черте посёлка Мшинская пролегает Малая Железнодорожная улица. Иногда попадаются шпалы. За пределами посёлка на месте узкоколейной железной дороги — грунтовая дорога. Найти какой-либо подвижной состав не удалось.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (РАЗОБРАННАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В МШИНСКОЙ)    












09.10.2016 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Ленинградской области»

на главную страницу