Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











МАЛАЯ ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ (НОВОСИБИРСКАЯ) ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Малая Западно-Сибирская (Новосибирская) детская железная дорога находится на северной окраине города Новосибирска. Детская железная дорога имеет линейную конфигурацию. Крайние пункты — станции Заельцовский Парк и Зоопарк. Главной на линии является промежуточная станция Спортивная.

Протяжённость Новосибиркой детской железной дороги — 5 300 метров. Действуют три станции: Заельцовский Парк, Спортивная и Зоопарк, два разъезда — Локомотив и Ельцовский.


Малая Западно-Сибирская (Новосибирская) детская железная дорога была открыта в 2005 году. Намерения создать детскую железную дорогу в Новосибирске высказывались с 1930-х годов. Но мечта стала реальностью лишь спустя почти 70 лет.

Начиная с 2000 года, планы строительства детской железной дороги стали выглядеть серьёзными. Местом размещения детской железной дороги уже тогда был определён Заельцовский лесопарк, расположенный на севере города Новосибирска, вблизи правого берега реки Оби, и вплотную примыкающий к нему зоопарк.

Какой станет детская железная дорога — на протяжении нескольких лет было неясно. Рассматривались различные варианты. Некоторые из них выглядели экзотическими: линия узкоколейной железной дороги, проложенная по эстакаде, электрифицированная узкоколейная железная дорога, узкоколейная железная дорога, имеющая разворотные петли на конечных станциях (что нежелательно для детских железных дорог, поскольку сводит к минимуму маневровую работу).


Цитата из материала «Вагончик тронется, зоопарк останется», опубликованного в газете «Вечерний Новосибирск», номер за 07.09.2000 (http://www.vn.ru/07.09.2000/citydocs/6318/):

Совместный проект мэрии, Новосибирского зоопарка, СибГУПСа и железной дороги смело можно назвать региональным. Его воплощение, без сомнения, станет еще одним ярким штрихом из числа многих других, определяющих «столичность» Новосибирска.

...

По словам мэра, железная дорога должна стать многофункциональным объектом. Одновременно она будет ещё и аттракционом, и обучающим пособием для студентов Академии путей сообщения. Будущие железнодорожники смогут круглый год оттачивать своё мастерство: управление всей линией и одним поездом, содержание подвижного состава — в общем, работа найдётся по любой специальности. Первая линия протяженностью примерно 2 км должна пройти по всей территории Новосибирского зоопарка. Вторая линия длиной 2,3 км — через Заельцовский парк.

В зоопарке поезда пойдут не по земле, а по эстакаде, на высоте 4-5 метров, со скоростью 6-10 км в час. Пока не определили, будут это моторные вагончики на 25-30 человек или состав будет тянуть тепловоз. И с экологической, и с экономической точки первое предпочтительнее: вредных выбросов у электропоезда нет, да и состав сможет ходить туда-сюда челноком — не надо строить кольцо разворота, как для тепловоза.

Преимущества эстакады тоже очевидны: посетители будут видеть не только сами вольеры и их обитателей сверху, но и панораму всего зоопарка, города. Кроме того, при строительстве не придется создавать новые транспортные развязки на территории, а значит, аттракцион не будет мешать нормальной работе зоопарка.

Сейчас работа над проектом выходит на следующий этап: нужно сделать фотосъёмку местности и подробный продольный профиль. Это позволит понять, как строить, чтобы дорога полностью соответствовала современным экологическим требованиям, как спроектировать все необходимые коммуникации, чтобы ущерб парку был минимальным. К концу года эта работа, вероятно, будет закончена, после чего начнется проектирование объекта, а затем — строительство.



В конечном итоге, к реализации был принят проект, не предусматривающий наличие эстакады значительной протяжённости и разворотных петель. Одной из самых серьёзных проблем при проектировании оказался заповедный статус Заельцовского лесопарка.

Установленные в России СНиП (Строительные нормы и правила) для узкоколейных железных дорог требовали наличия полосы отвода, очищенной от деревьев, на расстояние в 3 100 мм в каждую сторону от оси пути. На действующих узкоколейных железных дорогах, как правило, данный пункт СНиП не соблюдён. На лесных участках линии могут проходить в «зелёном тоннеле», «габариты» которого почти совпадают с габаритами подвижного состава. Но на новой узкоколейной железной дороге полоса отвода была необходима.

Для сокращения количества вырубленных деревьев было решено по возможности использовать для строительства узкоколейной железной дороги уже существовавшие в лесопарке просеки. По настоянию экологов пришлось исключить строительство локомотивного депо.

В августе 2003 года состоялась торжественная церемония закладки детской железной дороги. Был установлен памятный камень. Фактическое строительство началось осенью 2004 года. Основная часть работ была произведена в предельно сжатый срок.

К началу ноября 2004 года на узкоколейную железную дорогу поступил подвижной состав (тепловозы ТУ7А, 3 пассажирских вагона, построенных по специальному заказу Мытищинским машиностроительным заводом). По информации от С. Болтенко, не позднее 6 ноября 2004 года была произведена первая пробная поездка.

4 июня 2005 состоялась торжественная церемония открытия детской железной дороги. На ней присутствовали начальник Западно-Сибирской железной дороги А.В. Целько, губернатор Новосибирской области В. Толоконский, исполняющий обязанности мэра города Новосибирска В. Шумилов.

Протяжённость первой очереди детской железной дороги составила около 2 600 метров. Имелись три раздельных пункта: станция Спортивная (главная), разъезд Ельцовский, станция Зоопарк.

Радость от открытия детской железной дороги была омрачена фактом появления на ней обезображенных тепловозов. Новые тепловозы ТУ7А-3338 и ТУ7А-3339, построенные Камбарским машиностроительным заводом, подверглись переделке в локомотивном депо Новосибирск-Главный, в результате чего внешний вид тепловозов изменился — машины превратились в «посмешище». Такой внешний облик мало совместим с работой детской железной дороги как учебно-воспитательного учреждения, готовящего будущих работников «большой» железной дороги.

http://infojd.ru/14/novosdjd2009_14.jpg — внешний вид тепловоза ТУ7А-3338 (станция Заельцовский Парк, 2009 год)

По замыслу автора дизайна, возможно, такой локомотив должен был напоминать паровоз. Но у здравомыслящего человека, увидевшего это «творение», возникнут мысли не о паровозе, а о неискоренимости «головотяпства». Появление локомотива-«урода» вызвало негодование среди тех, кто небезразличен к железным дорогам. Многие люди, никогда ранее публично не употреблявшие ругательства, не скупились на них, обсуждая авторов дизайна новосибирских тепловозов. Общее мнение: для того, чтобы «создать» такое, нужно быть либо находиться в состоянии наркотического опьянения, либо быть врагом детских железных дорог.

Обсуждение дизайна тепловозов в «Списке рассылки «750 мм»:

http://groups.yahoo.com/group/750mm/message/4397

http://groups.yahoo.com/group/750mm/message/4407

http://groups.yahoo.com/group/750mm/message/4391 (автор этого сообщения в 2004 году являлся руководителем Департамента железнодорожного транспорта Латвийской Республики, то есть главой железных дорог независимого европейского государства!)


Неприемлемый внешний облик локомотивов — едва ли не главный недостаток Новосибирской детской железной дороги. По мнению некоторых, наличие локомотивов с таким дизайном будет снижать качество подготовки юных железнодорожников. Помимо всего прочего, «изуродованные» тепловозы имеют плохой обзор при движении капотом вперёд (по сравнению с остальными тепловозами ТУ7А), что угрожает безопасности движения.


6 августа 2006 года, в День железнодорожника, была открыта вторая очередь Малой Западно-Сибирской (Новосибирской) детской железной дороги — участок от станции Спортивная до станции Заельцовский Парк, включающий промежуточный разъезд Локомотив.

С этого времени на Новосибирской детской железной дороге стало возможным одновременное курсирование трёх составов. Протяжённость главного пути увеличилась до 5 километров. Поступил третий тепловоз — ТУ7А-3343. Его внешний вид не отличается от первых двух.


http://vn.ru/index.php?id=34464 — «Детская железная дорога: быть или не быть?» («Вечерний Новосибирск», 03.06.2004)

http://vn.ru/index.php?id=36707 — «Вылечит ли Заельцовский бор детская железная дорога?» («Вечерний Новосибирск», 09.09.2004)

http://www.gudok.ru/newspaper/detail.php?ID=279524&year=2006&month=07 — «Возят не по-детски» («Гудок», 30.12.2005)






20 августа 2009 года я впервые побывал на Новосибирской детской железной дороге и совершил поездку по всей протяжённости линии — от станции Заельцовский Парк до станции Зоопарк.

Новосибирская детская железная дорога радует своим капитальным характером, наличием красивых вокзалов. Огорчает «насмехательским» внешним видом тепловозов, а также запредельным количеством охранников на станциях. Порядки здесь очень строгие. Выход на платформу разрешается только перед отправлением поезда. Малейшие отклонения от дозволенных маршрутов ходьбы пресекаются грубыми окликами. В целом, показалось, что атмосфера здесь гнетущая — какой-то «концлагерь».

Отмечу: на многих детских железных дорогах в Европейской части России летом в период движения поездов никакой охраны нет. Детские железные дороги прекрасно обходятся без неё!

Мне не понравился также тот факт, что на тепловозе ТУ7А-3338 сняты (или стали невидимыми) заводские таблички с номером. На месте обеих табличек установлены «гербовые» элементы. На остальных двух тепловозах таблички сохранены.

Станция Зоопарк, восточный конечный пункт детской железной дороги, находится на территории Новосибирского зоопарка. Официально выход в город с неё возможен только через зоопарк, с приобретением соответствующего билета. На станции Заельцовский Парк об этом предупреждают.

Я проехал от Заельцовского Парка до станции Зоопарк и вышел в город нетрадиционным образом — назад, вдоль железнодорожной линии. Но повторять это не рекомендуется.

Был зафотодокументирован в ходе пешей проходки участок линии от станции Зоопарк до станции Спортивная. Остальная часть линии не фотодокументировалась из-за охранников и нехватки времени.

По состоянию на 2009 год, движение поездов на Новосибирской детской железной дороге осуществлялось с 1 июня по 30 августа ежедневно, кроме понедельника и вторника. Отправление поездов от станции Заельцовский Парк в 11:00, 11:30 (по субботам и воскресеньям), 12:00, 13:00, 13:30 (по субботам и воскресеньям), 14:00, 15:00, 15:30 (по субботам и воскресеньям), 16:00, 17:00, 17:30 (по субботам и воскресеньям), 18:00. По станции Спортивная у всех поездов предусмотрена стоянка продолжительностью 15 минут.

Стоимость билета в одну сторону от Заельцовского Парка до Зоопарка составляла 50 рублей, туда и обратно — 100 рублей. Необычная для детских железных дорог особенность: в каждом билете указывался номер вагона и номер места пассажира.

По рабочим дням на Новосибирской детской железной дороге курсировали два поезда. По субботам и воскресеньям курсировали три поезда с собственными названиями «Сибиряк», «Юность», «Сказка». Это является необычным для детских железных дорог.



20 мая 2011 года я во второй раз побывал на Новосибирской детской железной дороге. Движение поездов ещё не осуществлялось. На этот раз основной задачей было фотодокументирование участка Заельцовский Парк — Спортивная. Поставленная задача была выполнена.

Парадоксально, но в период отсутствия движения (когда подвижной состав действительно нужно охранять) охранников на станции Спортивная почти не было, и тепловозы удалось беспрепятственно сфотографировать.


В августе 2011 года на Новосибирскую детскую железную дорогу поступил четвёртый тепловоз — ТУ10-006. Это современный локомотив вагонной компоновки. В отличие от трёх других тепловозов, он имеет нормальный внеший вид.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ЗАЕЛЬЦОВСКИЙ ПАРК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ СПОРТИВНАЯ, СТАНЦИЯ ЗООПАРК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ЗООПАРК, МАНЁВРЫ, ЭСТАКАДА НА ПЕРЕГОНЕ ЗООПАРК — ЕЛЬЦОВСКИЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГОН ЗООПАРК — ЕЛЬЦОВСКИЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (РАЗЪЕЗД ЕЛЬЦОВСКИЙ, ПЕРЕГОН ЕЛЬЦОВСКИЙ — СПОРТИВНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (РАЗЪЕЗД ЕЛЬЦОВСКИЙ, ПЕРЕГОН ЕЛЬЦОВСКИЙ — СПОРТИВНАЯ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ЗАЕЛЬЦОВСКИЙ ПАРК, НАЧАЛО ПЕРЕГОНА ЗАЕЛЬЦОВСКИЙ ПАРК — ЛОКОМОТИВ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПЕРЕГОН ЗАЕЛЬЦОВСКИЙ ПАРК — ЛОКОМОТИВ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (РАЗЪЕЗД ЛОКОМОТИВ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (РАЗЪЕЗД ЛОКОМОТИВ, ПЕРЕГОН ЛОКОМОТИВ — СПОРТИВНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕРЕГОН ЛОКОМОТИВ — СПОРТИВНАЯ, СТАНЦИЯ СПОРТИВНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ СПОРТИВНАЯ, ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ)    










16.01.2013 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Новосибирской области»

на главную страницу