Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).












УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ОСИНТОРФ»








В Дубровенском районе Витебской области находится одна из первых торфовозных узкоколейных железных дорог, построенных в Республике Беларусь.

В начале 1920-х годов в посёлке Ореховск была пущена в эксплуатацию Белорусская ГРЭС. Она стала первой электростанцией, построенной в Белоруссии при советской власти, и работала полностью на торфяном топливе. Крупномасштабная торфодобыча в окрестностях посёлка Ореховск ведёт свой отсчёт с 1919 года. Скорее всего, тогда же вступили в строй первые линии узкоколейной железной дороги.

В 1935 году на торфопредприятии «Осинторф» впервые в Белоруссии началась добыча кускового торфа экскаваторным способом (вместо ранее применявшегося гидравлического способа).

По состоянию на июнь 2003 года, узкоколейная железная дорога действовала. Но её масштабы были совсем не теми, что 10–15 лет назад. Из почти пятидесяти километров путей оставалось лишь около пятнадцати. Это единственная линия, пролегающая от посёлка Осинторф в восточном направлении, до торфомассивов в районе населённого пункта Редьки и остановочного пункта Шуховцы на магистральной железной дороге Смоленск — Орша.

Помимо того, сохранялась небольшая ветка на торфобрикетный завод. Он расположен в окрестностях посёлка Осинторф, вблизи деревни Шабаны.

Многочисленные линии, соединявшие между собой «номерные» посёлки торфодобытчиков (они были расположены, главным образом, севернее посёлка Осинторф) были полностью разобраны.

Приблизительно в 2000 году была окончательно разобрана и линия на Белорусскую ГРЭС (Осинторф — Ореховск). Ширококолейный подъездной путь Ореховск — Хлюстино в 2003 году оставался действующим. По состоянию на 2014 год, он продолжает действовать, хотя топливо Белорусской ГРЭС — природный газ.

Производственное республиканское унитарное торфопредприятие (ПРУТ) «Осинторф», по состоянию на 2003 год, находилось в тяжёлом положении. Но жители Осинторфа сохраняли надежду, что эти трудности — временные. Летом вывозки торфа по железной дороге нет, но в отопительный сезон она всегда возобновляется.

На линии узкоколейной железной дороги почти всюду были уложены бетонные шпалы. Несмотря на это, состояние пути в 2003 году было ужасным. Медленными темпами велась замена шпал на деревянные. Для этого, по состоянию на июнь 2003 года, почти каждое утро выезжал поезд с бригадой путейцев.

Тяговый подвижной состав был представлен двумя исправными тепловозами ТУ6А. Действовавшая когда-то автомотриса АМ1 была снята с тележек и поставлена на землю. Внутри неё была устроена диспетчерская железной дороги. В рабочем состоянии находилось сравнительно большое количество вагонов ТСВ, а также платформ.


12 июня 2003 года, после ночёвки на окраине посёлка Осинторф, мне удалось проехать по узкоколейной железной дороге. Проезжаю от Осинторфа в кабине тепловоза ТУ6А почти до деревни Судиловичи, с заездом к торфобрикетному заводу.



К сожалению, вопреки общей для Беларуси тенденции сохранения и развития узкоколейных железных дорог, в 2005 году узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Осинторф» была полностью разобрана. Печально и удивительно для Беларуси — но факт. Причины такого в высшей степени странного поворота событий неизвестны.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2003 ГОДУ    












03.2004 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Витебской области»

на главную страницу