Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.












УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ОСИНТОРФ»








В Дубровенском районе Витебской области находится одна из первых торфовозных узкоколейных железных дорог, построенных в Республике Беларусь.

В начале 1920-х годов в посёлке Ореховск была пущена в эксплуатацию Белорусская ГРЭС. Она стала первой электростанцией, построенной в Белоруссии при советской власти, и работала полностью на торфяном топливе. Крупномасштабная торфодобыча в окрестностях посёлка Ореховск ведёт свой отсчёт с 1919 года. Скорее всего, тогда же вступили в строй первые линии узкоколейной железной дороги.

В 1935 году на торфопредприятии «Осинторф» впервые в Белоруссии началась добыча кускового торфа экскаваторным способом (вместо ранее применявшегося гидравлического способа).

По состоянию на июнь 2003 года, узкоколейная железная дорога действовала. Но её масштабы были совсем не теми, что 10–15 лет назад. Из почти пятидесяти километров путей оставалось лишь около пятнадцати. Это единственная линия, пролегающая от посёлка Осинторф в восточном направлении, до торфомассивов в районе населённого пункта Редьки и остановочного пункта Шуховцы на магистральной железной дороге Смоленск — Орша.

Помимо того, сохранялась небольшая ветка на торфобрикетный завод. Он расположен в окрестностях посёлка Осинторф, вблизи деревни Шабаны.

Многочисленные линии, соединявшие между собой «номерные» посёлки торфодобытчиков (они были расположены, главным образом, севернее посёлка Осинторф) были полностью разобраны.

Приблизительно в 2000 году была окончательно разобрана и линия на Белорусскую ГРЭС (Осинторф — Ореховск). Ширококолейный подъездной путь Ореховск — Хлюстино в 2003 году оставался действующим. По состоянию на 2014 год, он продолжает действовать, хотя топливо Белорусской ГРЭС — природный газ.

Производственное республиканское унитарное торфопредприятие (ПРУТ) «Осинторф», по состоянию на 2003 год, находилось в тяжёлом положении. Но жители Осинторфа сохраняли надежду, что эти трудности — временные. Летом вывозки торфа по железной дороге нет, но в отопительный сезон она всегда возобновляется.

На линии узкоколейной железной дороги практически всюду были уложены бетонные шпалы. Несмотря на это, состояние пути в 2003 году было ужасным. Медленными темпами велась замена шпал на деревянные. Для этого, по состоянию на июнь 2003 года, почти каждое утро выезжал поезд с бригадой путейцев.

Тяговый подвижной состав был представлен двумя исправными тепловозами ТУ6А. Действовавшая когда-то автомотриса АМ1 была снята с тележек и поставлена на землю. Внутри неё была устроена диспетчерская железной дороги. В рабочем состоянии находилось сравнительно большое количество вагонов ТСВ, а также платформ.


12 июня 2003 года, после ночёвки на окраине посёлка Осинторф, мне удалось проехать по узкоколейной железной дороге. Проезжаю от Осинторфа в кабине тепловоза ТУ6А почти до деревни Судиловичи, с заездом к торфобрикетному заводу.



К сожалению, вопреки общей для Беларуси тенденции сохранения и развития узкоколейных железных дорог, в 2005 году узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Осинторф» была полностью разобрана. Печально и удивительно для Беларуси — но факт. Причины такого в высшей степени странного поворота событий неизвестны.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2003 ГОДУ    












03.2004 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Витебской области»

на главную страницу