Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ПЕШЕЛАНСКОГО ГИПСОВОГО ЗАВОДА









Пешеланский гипсовый завод (ООО «Декор-1») находится в окрестностях города Арзамаса — центра Арзамасского района Нижегородской области, рядом со станцией Пешелань на магистральной железнодорожной линии Арзамас — Красный Узел.



история

Гипсовый завод действует с 1933 года. Принадлежащая ему узкоколейная железная дорога была построена в близкий период времени.

В конце 1930-х годов в четырёх километрах от завода было начато строительство гипсовой шахты. В 1946 году шахта заработала. С момента открытия шахты функция узкоколейной железной дороги — перевозка добытого гипса от шахты до завода.

До 1960-х годов (?) южнее ныне действующей шахты (выше по течению реки Тёша) находилась ещё как минимум одна гипсовая шахта. Возможно, протяжённость узкоколейной железной дороги была значительно больше, чем в настоящее время.





краткое описание

По состоянию на май 2003 года, узкоколейная железная дорога состоит из наземной линии (завод — шахта), и подземных участков в горных выработках. Они составляют единую сеть. Ширина колеи узкоколейной железной дороги является стандартной — 750 миллиметров.






Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000.





Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1982 году.





Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000
из «Атласа «Нижегородская область» (обозначена автором).





Гипсовая шахта имеет горизонтальный ствол, представляющий собой наклонный тоннель длиной более 100 метров. В тоннеле проложен узкоколейный путь. Подвижной состав перемещается в нём посредством канатной тяги.

Первоначально под землёй и на поверхности использовался различный подвижной состав. Поднятые из шахты на поверхность земли вагонетки с гипсом заходили на эстакаду. Там они разгружались – их содержимое вываливали в другие, «наземные» вагонетки. Теперь подобной перегрузки уже нет.

Гипсовый завод расположен в непосредственной близости от станции Пешелань «РЖД». Из вагона пассажирского поезда при проследовании этой станции можно видеть депо и подвижной состав узкоколейной железной дороги. Рельсовый путь узкоколейной железной дороги присутствует на логотипе Пешеланского Гипсового Завода.

На наземном участке железной дороги, протяжённостью почти 4 километра, имеется три исправных тепловоза ТУ6А и ТУ8, несколько десятков вагонеток «шахтного» типа. Одна из вагонеток установлена рядом с воротами заводской территории (через которые проходит узкоколейная железная дорога) в качестве памятника. Весь подвижной состав имеет нетрадиционную для наземных узкоколейных железных дорог систему сцепки (тоже «шахтного» типа).

Депо узкоколейной железной дороги находится на территории завода. Там же расположена её главная станция.

Вход на заводскую территорию осуществляется по пропускам. Ворота заводской территории, сквозь которые пролегает путь узкоколейной железной дороги, автоматически открываются при приближении к ним поезда, и закрываются после его прохода.

За воротами заводской территории находится пересечение с автомобильной дорогой Нижний Новгород — Саранск.

Далее узкоколейная железная дорога пролегает по застроенной территории, между населёнными пунктами Бебяево и Новосёлки.

Затем — поля, мост через реку Тёша. За мостом находится единственный на линии промежуточный разъезд (практически не используется). Далее поворот под прямым углом — с востока на север.

Линия узкоколейной железной дороги подходит к гипсовой шахте. Здесь имеется путевое развитие в виде треугольника.

Тепловоз заводит состав вагонетками вперёд к шахтному стволу. Там вагонетки соединяются специальным устройством с движущимся канатом, и по наклонному стволу опускаются в шахту, на глубину около 70 метров. Далее, в забой, их ведут шахтные аккумуляторные электровозы.

Движение по узкоколейной железной дороге — ежедневное, круглогодичное. Как правило, между заводом и шахтой проходит до десяти пар поездов в сутки. Иных перевозок, кроме перевозки гипсового камня в вагонетках, на наземном участке узкоколейной железной дороги нет.

По состоянию на 2006 год, узкоколейная железная дорога работает. В гипсовой шахте открыт музей горного дела, геологии и спелеологии, он находится на глубине 70 метров. Эта шахта — едва ли не единственная в России, которую можно осмотреть в составе организованной экскурсионной группы.

В 2007 (?) году в Пешелани был установлен узкоколейный тепловоз-памятник. Тепловоз, предназначенный для установки в качестве памятника, был куплен в Выксе, ранее работал на Лесовозной узкоколейной железной дороге Выксунского леспромхоза.









Поездка (2003 год)

От пригородной автостанции, расположенной в центре города Арзамаса, доезжаю на автобусе до Пешелани. Приблизительно в 10 часов 30 мая 2003 года я прибыл на узкоколейную железную дорогу Пешеланского гипсового завода.

Иду пешком по линии узкоколейной железной дороги. Недалеко от моста через реку Тёша встречается состав, следующий из шахты на завод.

Сделав фотоснимки, отправляюсь на обратно — на завод. У переезда (автодорога Нижний Новгород — Саранск) на ходу подсаживаюсь в состав, следующий из завода на шахту. Машинисты оказались доброжелательны, разрешили проехать до шахты и обратно.

Примерно через двадцать минут после прибытия на шахту состав отправляется в обратном направлении. Еду до входных ворот заводской территории.

После этого я направился к главной проходной завода с целью получить разрешение войти на территорию. Но это не удалось: агрессивно настроенный человек, представившийся директором завода (скорее всего, в действительности он им не являлся) не пожелал дать разрешение на фотографирование объектов предприятия и «рекомендовал» не приближаться к нему.

Попутным автотранспортом доезжаю до посёлка Шатки, далее — по железной дороге на Берещино, Первомайск, вновь автотранспортом — до посёлка имени Степана Разина, затем — до города Лукоянова, и далее по намеченному маршруту.











__________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________











Переезд (автодорога Нижний Новгород — Саранск). Вид в сторону шахты.
30.05.2003








Вагонетка — памятник с логотипом ПГЗ.
30.05.2003








Вид на станцию узкоколейной железной дороги сквозь ворота заводской территории.
30.05.2003








Пересечение с автодорогой Нижний Новгород — Саранск осталось позади. Вид в сторону завода.
30.05.2003








Вид в сторону шахты. По разным сторонам линии узкоколейной железной
дороги — населённые пункты Бебяево и Новосёлки.
30.05.2003








Второй переезд на узкоколейной железной дороге (восточная окраина
населённого пункта Бебяево). Вид в сторону шахты.
30.05.2003








Немногим далее, вид в противоположном направлении — в сторону завода.
30.05.2003








Состав, следующий из шахты на завод, проходит мост через реку Тёша.
30.05.2003








Тот же состав приближается к автомобильному переезду на окраине населённого пункта Бебяево.
30.05.2003








Впереди — место поворота линии (расположено за мостом через реку Тёша). Вид в сторону шахты.
30.05.2003








Место поворота линии осталось позади. Рельсовый путь приближается к территории шахты.
30.05.2003








Шахта. Вид из тупика узкоколейной железной дороги в треугольнике.
30.05.2003








Пути вблизи территории шахты.
30.05.2003








Узкоколейная железная дорога на территории шахты. Тепловоз толкает вагонетки к шахтному стволу.
30.05.2003








Впереди — точка поворота основной линии узкоколейной железной дороги. Прямо отходит тупиковый путь.
Снимок сделан из кабины тепловоза, ведущего состав от шахты на завод.
30.05.2003








Мост над рекой Тёша. Впереди — населённые пункты Бебяево и Новоселки.
Снимок сделан из кабины тепловоза, ведущего состав от шахты на завод.
30.05.2003








Состав, прибывший из шахты, входит на заводскую территорию. Вид гружёных вагонеток.
30.05.2003








Логотип завода. Изображение с «Доски Почёта» у проходной.
30.05.2003








Вид на Пешеланский гипсовый завод и подвижной состав узкоколейной железной дороги
из пригородного поезда сообщением Ужовка — Муром.
31.05.2003








Главное здание станции Пешелань «РЖД».
31.05.2003










04.06.2003 © С. Болашенко

назад

на главную страницу