Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ПЕНЗЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Пензенская детская железная дорога находится на восточной окраине города Пенза — центра Пензенской области Российской Федерации. По состоянию на 2006 год, это небольшая и слаборазвитая «учебная магистраль». Но она отличается необычной конфигурацией. В будущем может получить значительное развитие.

Детская железная дорога в Пензе была открыта 4 августа 1985 года, в День железнодорожника. Она стала второй «малой магистралью» на Куйбышевской железной дороге. Первой является Уфимская детская железная дорога.

Согласно первоначальному проекту, протяжённость дороги должна была составлять около 4 километров. Начальный пункт — станция Пионерская, далее — промежуточная станция Сосновка, остановочный пункт Лесная, станция Озёрная у посёлка Ахуны.

Предполагалось, что в ходу будут одновременно находиться два поезда, со скрещением по станции Сосновка. В перспективе предусматривалась возможность строительства участка от станции Пионерская в сторону центра города — как минимум, до ближайшего жилого массива.

После реализации проекта Пензенская детская железная дорога стала бы одним из видов городского или пригородного транспорта, осуществляющего пассажирские перевозки в направлении посёлка Ахуны и расположенной вблизи него курортной зоны.

Из-за нехватки средств проект был реализован не полностью. Открылась только «первая очередь» детской железной дороги — участок от станции Пионерская до станции Сосновка. За станцией Сосновка было отсыпано ещё около 50 метров насыпи, далее — прорублена просека. Возможно, были произведены некоторые другие работы. Однако после открытия дороги строительство участка Сосновка — Озёрная не возобновлялось.



По состоянию на август 2006 года, узкоколейная железная дорога работает. Протяжённость составляет около 2500 метров. С момента открытия дороги она не менялась.

Тяговый подвижной состав представлен двумя тепловозами: ТУ2-188 и ТУ2-195. Оба тепловоза были привезены в 1985 году из Гайворона. Тепловоз ТУ2-188 проработал недолго. По состоянию на 2006 год, он стоит в «ангаре» (депо) в законсервированном состоянии. В лучшем случае, тепловоз через некоторое время будет установлен в качестве памятника, в худшем — будет порезан на металлолом.

Техническое состояние тепловоза ТУ2-195 на протяжении долгого времени было далеко не идеальным. По свидетельству члена Пензенского клуба любителей железной дороги Евгения Авдонина, 14 августа 2004 года тепловоз вышел из строя на станции Сосновка. Возникли неразрешимые проблемы с дизелем.

В результате группе юных железнодорожников вместе с пришедшими им на помощь взрослыми пришлось толкать тепловоз вручную до депо на станции Пионерская. Между тем, расстояние от Сосновки до Пионерской — около двух километров, вес тепловоза — 32 тонны.

После завершения эксплуатационного сезона 2004 года тепловоз был вывезен для ремонта, в ходе которого было значительно улучшено состояние дизеля. После ремонта тепловоз работает нормально, однако на 2008 год запланировано обновление подвижного состава. Скорее всего, поступит тепловоз ТУ7А, возможно, не один. Будущее тепловоза ТУ2-195, как и тепловоза ТУ2-188, может оказаться печальным.

Прицепной подвижной состав представлен четырьмя вагонами ПВ40. В составе поезда находятся три вагона, один вагон — «резервный». Депо, которое принято называть ангаром, защищает подвижной состав от вандалов и от атмосферных осадков, но непригодно для выполнения ремонта.

Первоначальным проектом предусматривалось строительство капитального отапливаемого здания депо. Оно должно было иметь полноценное техническое оснащение.

Схема трассы узкоколейной железной дороги является нетипичной. Пензенская детская железная дорога считается «линейной», а не кольцевой детской железной дорогой. Но при этом здесь существует не только линия между двумя станциями, но и замкнутое кольцо.

Движение организовано следующим образом: поезд отправляется от платформы на станции Пионерская в северо-западном направлении, следует по кольцу, выходит с кольца на «петлевую» ветвь, затем — на перегон Пионерская — Сосновка. На станции Сосновка тепловоз совершает манёвры, прицепляется к составу с другой стороны.

Поезд, отправившийся от станции Сосновка до станции Пионерская, вначале проследует вокзал станции Пионерская «на проход», совершает круг по кольцу, после завершения которого производится остановка и высадка пассажиров.

Теоретически возможно движение пассажирского поезда только по кольцу. В этом случае протяжённость маршрута составит около 500 метров. На практике это не делается.

Эксплуатационный сезон детской железной дороги продолжается с начала мая до конца августа. Но бывает, что фактически Пензенская детская железная дорога работает и в сентябре, при условии хорошей погоды. В мае и сентябре движение производится только по выходным и праздничным дням, в июне, июле и августе — по средам, четвергам, субботам и воскресеньям. В ходу 6 пар поездов, отправление от станции Пионерская «тактовое» — в 10:00, 11:00, 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00.

Узкоколейная железная дорога оборудована электрической централизацией стрелок и сигналов. Все 8 стрелочных переводов управляются из диспетчерской на станции Пионерская. На пульте можно найти и несуществующие в настоящий момент стрелочные переводы на станции Озёрная.

В существующем виде Пензенская детская железная дорога не имеет транспортного значения. «В подтверждение» данного факта, билеты продаются только на станции Пионерская, и только для поездки в двух направлениях (Пионерская — Сосновка — Пионерская).

Станция Пионерская находится в лесопарковой зоне, в стороне от жилых кварталов. Добраться до неё можно редким городским транспортом — автобусами и маршрутными такси. Станция Сосновка находится вблизи одноимённого посёлка, входящего в состав города.

Впрочем, ни один пассажир не стал бы пользоваться детской железной дорогой для поездок, имеющих практическую цель. Хотя бы по причине высокой стоимости проезда. В 2006 году она составляет 40 рублей, тогда как в муниципальном городском транспорте — 6 рублей.

Взрослые сотрудники детской железной дороги, с которыми довелось беседовать в ходе поездки, совершённой 23 августа 2006 года, высказывали просьбу привлечь внимание руководителей компании «РЖД» и её подразделений к проблеме строительства участка Сосновка — Озёрная посредством публикаций в средствах массовой информации. С их слов, «новый участок нам необходим для нормальной работы».

Увеличение протяжённости дороги повысит эксплуатационные расходы лишь незначительно. Зато, как принято считать, приведёт к многократному увеличению пассажиропотока — дорога приобретёт транспортное значение, многие потенциальные пассажиры пожелают воспользоваться ей для поездок в зону отдыха.

В последнее время тема возвращения к первоначальному проекту стала обсуждаться чаще, чем в прежние годы. Хотелось бы надеяться, что в обозримом будущем появится третья станция, и Пензенская детская железная дорога станет не только учебно-воспитательным учреждением, но и видом городского транспорта.






Расписание движения поездов на сезон 2006 года.






Билет, проданный 23 августа 2006 года.





По состоянию на 2018 год, на Пензенской детской железной дороге ничего принципиально не изменилось. Строительство участка Сосновка — Озёрная, вопреки бесчисленным обещаниям, не начато.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДРУГОЕ    


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ, СТАНЦИЯ СОСНОВКА, МАНЁВРЫ,
     ВОЗВРАЩЕНИЕ НА СТАНЦИЮ ПИОНЕРСКАЯ, СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ, КОЛЬЦО, ТЕПЛОВОЗНЫЙ АНГАР)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ, СТАНЦИЯ СОСНОВКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (КОЛЬЦО, СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    












26.02.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Пензенской области»

на главную страницу