Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ПЕНЗЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Детская железная дорога в Пензе была открыта 4 августа 1985 года, в День железнодорожника. Она стала второй «малой магистралью» на Куйбышевской железной дороге (первой является Уфимская детская железная дорога).

Согласно первоначальному проекту, протяжённость дороги должна была составлять около 4 километров (начальный пункт – станция Пионерская, далее – станция Сосновка, остановочный пункт Лесная, станция Озёрная). Предполагалось, что в ходу будут одновременно находиться два поезда, со скрещением по станции Сосновка. В перспективе предусматривалась возможность строительства участка от станции Пионерская в сторону центра города – как минимум, до ближайшего жилого массива. Таким образом, детская железная дорога стала бы одним из видов городского (пригородного) транспорта, осуществляющего пассажирские перевозки в направлении посёлка Ахуны и расположенной вблизи него курортной зоны.

Из-за нехватки средств проект был реализован не полностью. Открылась только «первая очередь» детской железной дороги – участок от станции Пионерская до станции Сосновка. За станцией Сосновка было отсыпано ещё около 50 метров насыпи, далее – прорублена просека, возможно, произведены некоторые другие работы. Однако после открытия дороги строительство участка Сосновка – Озёрная не возобновлялось.



По состоянию на август 2006 года, узкоколейная железная дорога работает. Протяжённость составляет около 2500 метров (с момента открытия дороги она не менялась). Тяговый подвижной состав представлен двумя тепловозами: ТУ2-188 и ТУ2-195. Оба тепловоза были привезены в 1985 году из Гайворона. Тепловоз ТУ2-188 проработал недолго. По состоянию на 2006 год, он стоит в «ангаре» (депо) в законсервированном состоянии. В лучшем случае, тепловоз через некоторое время будет установлен в качестве памятника, в худшем – будет порезан на металлолом.

Техническое состояние тепловоза ТУ2-195 на протяжении долгого времени было далеко не идеальным. По свидетельству члена Пензенского клуба любителей железной дороги Е. Авдонина, 14 августа 2004 года тепловоз вышел из строя на станции Сосновка (возникли неразрешимые проблемы с дизелем). В результате группе юных железнодорожников вместе с пришедшими им на помощь взрослыми пришлось толкать тепловоз вручную до депо на станции Пионерская (расстояние от Сосновки до Пионерской – около двух километров, вес тепловоза – 32 тонны).

После завершения эксплуатационного сезона 2004 года тепловоз был вывезен для ремонта, в ходе которого было значительно улучшено состояние дизеля. После ремонта тепловоз работает нормально, однако на 2008 год запланировано обновление подвижного состава (скорее всего, поступит тепловоз ТУ7А, возможно, не один). Будущее тепловоза ТУ2-195, как и тепловоза ТУ2-188, может оказаться печальным.

Прицепной подвижной состав представлен четырьмя вагонами ПВ51. В составе поезда находятся три вагона, один вагон – «резервный». Депо, которое принято называть ангаром, защищает подвижной состав от вандалов и от атмосферных осадков, но непригодно для выполнения ремонта. Первоначальным проектом предусматривалось строительство капитального отапливаемого здания депо, имеющего значительно лучшее техническое оснащение.

Схема трассы узкоколейной железной дороги является достаточно необычной. Пензенская детская железная дорога считается «линейной», а не кольцевой детской железной дорогой. Но при этом, здесь существует не только линия между двумя станциями, но и замкнутое кольцо. Движение организовано следующим образом: поезд отправляется от платформы на станции Пионерская в северо-западном направлении, следует по кольцу, выходит с кольца на «петлевую» ветвь, затем – на перегон Пионерская – Сосновка. На станции Сосновка тепловоз совершает манёвры, прицепляется к составу с другой стороны. Поезд, отправившийся от станции Сосновка до станции Пионерская, вначале проследует вокзал станции Пионерская «на проход», совершает круг по кольцу, после завершения которого производится остановка и высадка пассажиров. Теоретически, возможно движение пассажирского поезда только по кольцу, в этом случае протяжённость маршрута составит около 500 метров.

Эксплуатационный сезон детской железной дороги продолжается с начала мая до конца августа (впрочем, фактически дорога работает и в сентябре, при условии хорошей погоды). В мае и сентябре движение производится только по выходным и праздничным дням, в летние месяцы – по средам, четвергам, субботам и воскресеньям. В ходу 6 пар поездов, отправление от станции Пионерская «тактовое» – в 10:00, 11:00, 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00.

Узкоколейная железная дорога оборудована электрической централизацией стрелок и сигналов. Все 8 стрелочных переводов управляются из диспетчерской на станции Пионерская. На пульте можно найти и несуществующие в настоящий момент стрелочные переводы на станции Озёрная.

Дорога не имеет транспортного значения. «В подтверждение» данного факта, билеты продаются только на станции Пионерская, и только для поездки в двух направлениях (Пионерская – Сосновка – Пионерская).

Станция Пионерская находится в лесопарковой зоне, в стороне от жилых кварталов, добраться до неё можно редким городским транспортом (автобусами и маршрутными такси). Станция Сосновка находится вблизи одноимённого посёлка, входящего в состав города. Впрочем, ни один пассажир не стал бы пользоваться детской железной дорогой для поездок, имеющих практическую цель, хотя бы по причине высокой стоимости проезда (40 рублей, тогда как в муниципальном городском транспорте – 6 рублей).

Взрослые сотрудники детской железной дороги, с которыми довелось беседовать в ходе поездки, совершённой 23 августа 2006 года, высказывали просьбу привлечь внимание руководителей компании «РЖД» и её подразделений к проблеме строительства участка Сосновка – Озёрная посредством публикаций в средствах массовой информации. С их слов, «новый участок нам необходим для нормальной работы». Увеличение протяжённости дороги повысит эксплуатационные расходы лишь незначительно, зато, как принято считать, приведёт к многократному увеличению пассажиропотока – дорога приобретёт транспортное значение, многие потенциальные пассажиры пожелают воспользоваться ей для поездок в зону отдыха.

В последнее время тема возвращения к первоначальному проекту стала обсуждаться чаще, чем в прежние годы. Хотелось бы надеяться, что в обозримом будущем появится третья станция, и Пензенская детская железная дорога станет не только учебно-воспитательным учреждением, но и видом городского транспорта.











Расписание движения поездов на сезон 2006 года.










Билет, проданный 23 августа 2006 года.












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    КАРТЫ И СХЕМЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДРУГОЕ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 6)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 7)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 8)    












26.02.2007 © С. Болашенко


назад

на главную страницу