Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











СИМКИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Симкинская узкоколейная железная дорога являлась относительно небольшой лесовозной узкоколейной железной дорогой. Узкоколейная железная дорога была расположена в Нуримановском районе республики Башкортостан, южнее Яман-Елгинской узкоколейной железной дороги.

Начальный пункт Симкинской узкоколейной железной дороги — посёлок Чандар, расположенный на реке Уфа (Уфимка), в 15 километрах от районного центра — села Красная Горка. В разговорной речи районный центр всегда именуется Нуриманово, а не Красная Горка.

Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1951 году. В 1960-1970-х годах она составляла единую сеть с Яман-Елгинской узкоколейной железной дорогой. Примыкание к ней было в районе станции Просвет.

По состоянию на 1999 год, Симкинская узкоколейная железная дорога была редким примером узкоколейной железной дороги, которая не разбирается, несмотря на то, что вывоз леса по ней прекращён много лет назад (без всяких шансов на его восстановление).

Со слов местных жителей, вывозка леса прекратилась ещё в 1980-х годах. После этого по узкоколейной железной дороге курсировали только сенокосные поезда. Они предназначены для доставки людей к местам сенокоса и для вывоза сена.


Узкоколейная железная дорога. Ориентировочно 1960-е либо 1970-е годы.


Узкоколейная железная дорога. Чандар. Ориентировочно 1960-е либо 1970-е годы.


Узкоколейная железная дорога. Поезд. Ориентировочно 1960-е либо 1970-е годы. Фотография из коллекции Азата Ялилова.


Узкоколейная железная дорога. Ориентировочно 1960-е либо 1970-е годы.
Фотография из коллекции Азата Ялилова.


Поездка на сенокосном поезде. 1995 год. Кадр видеофильма из коллекции Азата Ялилова.


Поездка на сенокосном поезде. 1995 год. Кадр видеофильма из коллекции Азата Ялилова.

Главная станция, по состоянию на лето 1999 года, представляла собой три заросших пути, на которых стоял десяток проржавевших сцепов, несколько платформ и один тепловоз (скорее всего, ТУ6А).

Отсюда узкая колея уходит в долину реки Симка. Когда-то на линии существовали лесные посёлки: Акманайка (на 10 километре), Симка (16-й километр), Берёзовка (18-й километр), и некоторые другие. В 1999 году на месте этих посёлков сохранялись пасеки и по одному—двум летним домам. Общая протяжённость узкоколейной железной дороги, включая все «боковые» ветки, в лучшие времена достигала 50 километров.







Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1981 году (западная часть), 1984 (?) году (восточная часть).





Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1984 году.





По состоянию на лето 1999 года, Симкинская узкоколейная железная дорога использовалась как средство сообщения с местами покоса и пасеками. Оставалось 18 километров пути — от Чандара до Берёзовки. Легковесные рельсы почти затерялись в траве, но это не мешает жителям Чандара каждый летний день ездить по узкоколейной железной дороге на мотодрезинах.

Мне удалось проехать по узкоколейной железной дороге. Детальное описание: http://infojd.ru/dop/poezdka1999nikyaeotr.html.

Сцепы здесь стоят без движения уже много лет — не дождутся отправки в металлолом. Тепловоз «в теории» может быть приведён в исправное состояние. Со слов жителей Чандара, в ноябре—декабре прошлого, 1998 года он работал. На платформах вывозили стога сена. Узкоколейная железная дорога была пригодна для движения тяжёлого подвижного состава почти на всём своём протяжении.

Оценка состояния железнодорожного пути и самого тепловоза не внушала больших надежд на то, что это повторится ближайшей зимой. В то же время, для «дрезинного» движения Симкинская узкоколейная железная дорога необходима — можно надеяться, что в ближайшие год-два окончательно разбирать её не будут.

В период от 2000 года до 2006 года Симкинская узкоколейная железная дорога была полностью разобрана «охотниками за металлоломом».



12 мая 2010 года я прибыл в Чандар для фотографирования разрушенной узкоколейной железной дороги и розыска исторических фотографий. Несколькими часами раньше была Москва, а сейчас я на Южном Урале. Где ещё только весна и лишь на днях появилась листва, хотя май — это летний месяц.


Как и следовало ожидать, уцелело мало что. Из подвижного состава была найдена только кабина тепловоза ТУ4. Предположительно это ТУ4-420.

Теперь следующая задача — розыск исторических материалов. Вначале обращаюсь в библиотеку. Материалов именно по Симкинской узкоколейной железной дороге нет, есть немногое по Яман-Елгинской узкоколейной железной дороге.

Традиционное дальнейшее действие — обход местных жителей. Меня гостеприимно принял Азат Ялилов. Он предоставил несколько исторических фотографий — большая редкость для этой узкоколейной железной дороги. Показал самодельный видеофильм — поездка на сенокосном поезде в 1995 году. Спасибо ему!

Из Чандара перебираюсь в Красный Ключ, на Яман-Елгинскую узкоколейную железную дорогу.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (РАЗРУШЕННАЯ ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ЧАНДАРЕ)
   











06.07.2006 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Башкортостана»

на главную страницу