Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).












УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА УФАЛЕЙСКОГО НИКЕЛЕВОГО ЗАВОДА








Узкоколейная железная дорога Уфалейского никелевого завода находится на территории завода, в восточной части города Верхний Уфалей.

С узкоколейной железной дорогой Уфалейского никелевого завода составляли единую сеть узкоколейные железные дороги, принадлежавшие другим предприятиям. Они учитываются как одна узкоколейная железная дорога.

По состоянию на 2007 год, действующим является небольшой участок узкоколейной железной дороги внутри Уфалейского никелевого завода. Он составляет менее 1 процента от протяжённости линий узкоколейной железной дороги в её «лучшие времена».

Исторически первым предприятием в нынешнем городе Верхнем Уфалее является Уфалейский завод металлургического машиностроения, основанный в 1761 году как железоделательный завод. Именно на нём появилась первая в Верхнем Уфалее узкоколейная железная дорога. Дата её открытия неизвестна (ориентировочно, она была построена до 1917 года).

В 1931 году началось строительство Уфалейского никелевого завода. 2 августа 1933 года завод был пущен в эксплуатацию. Скорее всего, с первого дня работы завода на нём действовала узкоколейная железная дорога, составлявшая единую сеть с узкоколейной железной дорогой старинного Уфалейского металлургического завода.

В 1940 году была открыта довольно протяжённая (25 километров) линия узкоколейной железной дороги от Верхнего Уфалея до Нижнего Уфалея. Посёлок Нижний Уфалей основан в 1813 году, в нём находился Нижнеуфалейский чугуноплавильный и железоделательный завод. Позднее он был преобразован в цех Уфалейского завода металлургического машиностроения.

Нижний Уфалей не являлся самым дальним пунктом узкоколейной железной дороги. До 1970-х годов действовали лесовозные линии узкоколейной железной дороги, принадлежавшие Уфалейскому леспромхозу. Они пролегали южнее Нижнего Уфалея.

В северном направлении от города Верхний Уфалей линия узкоколейной железной дороги пролегала к карьерам у посёлка Черемшанка. Участок Верхний Уфалей — Черемшанка был открыт в 1936 году. По нему производился главным образом вывоз никелевой руды.


Цитата из материала «Посёлок Черемшанка», http://www.ufaleyadmin.ru/post-cheremshanka?category=7&do=main:

История Черемшанки связана с открытием в 1907 году Ново-Черемшанского месторождения никелевых руд. Поселок при карьере носил название Черемшанский Рудник; входил в Верхнеуфалейскую волость (Екатеринбургский уезд Пермской губернии), позднее – в Свердловский округ Уральской обл.

По данным статистики в 1926 году в поселке насчитывалось 4 двора. Рядом действовал железнодорожный разъезд; у южной окраины располагался пос. Смолокурка (осн. в 1870-х гг. как поселок углежогов и смолокуров). С 1930 году в Черемшанском руднике селились рабочие Ново-Черемшанского карьера – горняки, «забойщики и коногоны, лесорубы и горные специалисты». По распоряжению начальника Никельстроя Н.Н. Чекасина были отремонтированы «казармы, раскомандировки, баня и стойла – сараи для лошадей».

Рабочие жили в полуземлянках, бараках; работала начальная школа. К 1935 году были построены первые 2 двухэтажных дома; функционировала изба-читальня (позднее на ее базе создан клуб), столовая. В 1936 году проложена узкоколейная железная дорога (длина 14 км), соединившая Черемшанский рудник и Уфалейский никелевый завод; начальная школа преобразована в 7-летнюю.

25 октября 1945 года Черемшаннскому руднику присвоены статус поселка городского типа и современное название. С июля 1945 года по август 1948 года на его территории размещалась рота рабочего батальона (интернированные граждане Румынии немецкой, венгерской, сербской, французской и др. национальностей), занятая на руднике.

В 1953 году согласно решению Верхнеуфалейского горисполкома старый поселок был снесен, так как попал в зону горных работ. Новый поселок возводился с 1958 года; были построены жилые дома, детский сад, баня, клуб (1962 г.), котельная (1963 г.). В 1965 году в состав Черемшанки вошел поселок Смолокурка.

В Черемшанке имеются детский сад, средняя школа, клуб, поселковая и филиал городской детской библиотеки, фельдшерский пункт. Местные жители работают в основном на Черемшанском карьере ОАО «Уфалейникель», цехе переработки мрамора «Мармо» ООО «Уралмрамор».



На узкоколейной железной дороге первоначально работали различные паровозы, позднее — тепловозы ТУ2 (как минимум ТУ2-257), ТУ3, ТУ2МК, ТУ7 и другие. Имелось несколько локомотивных депо. Разные локомотивы принадлежали разным предприятиям, однако физически сеть была единой.

По информации от А. Колесова, линия на Черемшанку была разобрана в 1980-х годах. Линия Верхний Уфалей — Нижний Уфалей перестала работать летом 1990 года, вскоре была разобрана. В 1991 году была разобрана линия в черте города от никелевого завода до завода металлургического машиностроения. С этого времени узкоколейная железная дорога действует исключительно на территории Уфалейского никелевого завода.

По состоянию на август 2007 года, развёрнутая протяжённость узкоколейной железной дороги составляет около 1 километра. Со слов начальника плавильного цеха Уфалейского никелевого завода, в ведении которого находится узкоколейная железная дорога, тяговый подвижной состав представлен двумя исправными тепловозами ТУ7 (ТУ7А), неисправных тепловозов нет.

Номера не установлены. Один тепловоз удалось сфотографировать с большого расстояния — заметно, что стеклянной таблички на нём нет. Попасть на территорию завода не удалось: никелевые заводы сейчас являются строго «закрытыми» и охраняемыми.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    












16.02.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Челябинской области»

на главную страницу