Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КУШАВЕРСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ










Кушаверское торфопредприятие (ООО «Кушавераторф») находится в посёлке Юбилейный, расположенном в Хвойнинском районе Новгородской области.



история

Строительство основных объектов торфопредприятия началось в 1967 году. Этот год называли юбилейным: отмечалось 50-летие Великой Октябрьской Социалистической Революции. Поэтому центральный посёлок торфопредприятия получил название Юбилейный.

Посёлок строился вблизи деревни Сосновка (позднее она вошла в его черту), в пяти километрах от узловой железнодорожной станции Кабожа. Жилые дома и промышленные здания посёлка строились силами вновь созданного Кушаверского строительного управления.

Дата открытия движения по узкоколейной железной дороге не выяснена. В 1971 году Кушаверское торфопредприятие приступило к отгрузке торфа потребителям. С этого времени узкоколейная железная дорога находится в нормальной эксплуатации.

Согласно первоначальным планам, основным потребителем торфа должна была являться Череповецкая ГРЭС, расположенная в посёлке Кадуй (Вологодская область). Одновременно с Кушаверским торфопредприятием строилось Уломское торфопредприятие (его центр — посёлок Хохлово Кадуйского района Вологодской области), которое также должно было обеспечивать топливным торфом Череповецкую ГРЭС. Основная часть добытого торфопредприятием торфа должна была перегружаться в вагоны широкой колеи, для чего была построена станция Перегрузочная. Эта станция расположена в стороне от населённых пунктов, к ней была подведена тупиковая железнодорожная ветвь от станции Горны на участке Кабожа — Подборовье.

Кушаверское торфопредприятие, согласно проекту, было рассчитано на добычу 1 300 000 тонн торфа в год. В первые годы добыча торфа должна была производиться на двух торфомассивах — Рамeнье и Семёновские Вельги, затем осваивался третий торфомассив — Куликово Поле. Однако добыча торфа не была доведена до проектной отметки: в лучшие годы она составляла около 900 000 тонн.

Протяжённость узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла около 60 километров. Несмотря на то, что депо находилось в Юбилейном, отсчёт расстояния вёлся от станции Перегрузочная (расстояние от Перегрузочной до Юбилейного составляло 18 километров).

В 1970-х годах была проложена железнодорожная линия на торфомассив «Куликово Поле», частично пролегающая по территории соседнего региона — Вологодской области. Протяжённость этой линии составляла 11 километров. Однако добыча торфа на «Куликовом Поле» не началась. Новая линия оказалась ненужной. Многие года она находилась в заброшенном состоянии, затем была разобрана.



Первоначально на узкоколейной железной дороге работали тепловозы ТУ4 (их насчитывалось по меньшей мере 3). Затем поступили тепловозы ТУ7 (ТУ7А), ТУ6А, и другие локомотивы. Торф доставлялся в основном на станцию Перегрузочная, в небольшом объёме — в Юбилейный (для использования в качестве топлива на котельной и для поставки сельскохозяйственным предприятиям).

По состоянию на 1976 год, предполагалось внедрение на узкоколейной железной дороге автоматической сцепки. Удалось ли это сделать хотя бы частично — не выяснено. По состоянию на 2006 год, автосцепкой не был оборудован ни один тепловоз.





«Установка на тепловозе ТУ4 автосцепки» (материал из журнала «Торфяная промышленность», 1976 год).



По воспоминаниям директора Кушаверского торфопредприятия Валерия Ароновича Штеймана, в 1980-х годах, до начала кризиса торфяной отрасли, ежегодно добывалось 400 000 тонн топливного торфа, 250 000 тонн «сельхозторфа». В один из наиболее успешных годов было добыто 860 000 тонн торфа. Основными потребителями топливного торфа были Череповецкая ГРЭС в Кадуе и Ленинградская ГРЭС-8 в Кировске (Ленинградская область).

Рабочие поезда регулярно курсировали по нескольким маршрутам. В Юбилейном действовал хорошо оборудованный вокзал, который считался гордостью посёлка. Осенью по выходным дням назначались «ягодные» поезда — на них жители Юбилейного могли добраться до ещё неосвоенных болот, богатых клюквой. В составе таких поездов было 5 пассажирских вагонов.





«Памятник былому величию» — вокзал в посёлке Юбилейный.
01.08.2006



В 1993 году (либо 1994 году) был прекращён перегруз торфа на широкую колею и поставка топливного торфа в адрес электростанций. С этого времени начинается «чёрный» период истории торфопредприятия. Объём добычи торфа сократился в десятки раз. Протяжённость линий узкоколейной железной дороги постепенно сокращалась, закрывались производственные участки на торфомассивах.

В 2005 году сменился владелец торфопредприятия. Новые хозяева обещали приобрести тепловоз. Это сделано не было, однако были приобретены два дизельных двигателя для установки на имеющихся локомотивах. Все действующие локомотивы подверглись некоторому ремонту и были заново покрашены, что значительно улучшило их внешний вид.

29 июня 2006 года на неохраняемом переезде (пересечение узкоколейной железной дороги с автодорогой Хвойная — Пестово) произошло столкновение тепловоза-автомотрисы ТУ6П-0013 с грузовым автомобилем-молоковозом, зарегистрированным в Вологодской области. Водитель автомобиля, машинист и пассажиры тепловоза-автомотрисы не получили значительных травм. Повреждённый автомобиль блокировал движение на узкоколейной железной дороге и автодороге в течение 40 минут. Эта авария получила огласку в региональных средствах массовой информации.





Состояние узкоколейной железной дороги на август 2006 года

Узкоколейная железная дорога действует. Протяжённость, без учёта станционных путей, составляет около 16 километров (14 километров — постоянный путь от посёлка Юбилейный до производственного участка, 2 километра — временные («переносные») пути на торфомассивах).

Остался лишь один производственный участок (ранее их было 5). Добыча торфа ведётся только на торфомассиве Семёновские Вельги. Все линии, расположенные к северу от станции Раменье, полностью разобраны.

Ежегодно добывается около 25 000 тонн торфа. Площадь разрабатываемого торфомассива — 276 гектаров (до 1990-х годов она составляла 4 000 гектаров). Численность работающих на торфопредприятии — 56 человек (когда-то около 700 человек). Топливный торф-«крошка» используется на котельной посёлка Юбилейный. В некотором объёме реализуется сельхозторф и торфяное удобрение («садовая земля»).

Для перевозки рабочих от посёлка Юбилейный до производственного участка используется тепловоз-автомотриса ТУ6П-0013. По рабочим дням тепловоз-автомотриса отправляется от вокзала в посёлке Юбилейный в 7:30 и 15:30 (время ориентировочное). Вскоре после прибытия на участок производится отправление до Юбилейного.



Кушаверское торфопредприятие относится к числу перспективных. По расчётам, запасов торфа при нынешних темпах добычи хватит на 4 тысячи лет.

Давней мечтой жителей посёлка Юбилейный является строительство торфобрикетного завода. Наличие брикетного производства позволило бы в несколько раз увеличить объём добычи торфа.

Численность населения посёлка Юбилейный — около двух тысяч человек. Посёлок застроен в основном многоквартирными кирпичными домами. В разговорной речи посёлок нередко называют Сосновка.

Помимо торфопредприятия, в посёлке имеется Сосновский мясоперерабатывающий завод, некоторые другие производства. Посёлок является центром Сосновского сельсовета.






По состоянию на 1 августа 2006 года, на узкоколейной железной дороге имелись следующие локомотивы:


ТУ6А-3187, ТУ6А-3187 (номер)

ТУ6А-3263, ТУ6А-3263 (номер) (локомотив находится в нерабочем состоянии)

ТУ6Д-0236, ТУ6Д-0236 (номер)

ТУ6П-0013, ТУ6П-0013 (номер)

ЭСУ2А-366, ЭСУ2А-366 (номер) (локомотив находится в нерабочем состоянии, сохранился фрагментарно)

ЭСУ2А-568, ЭСУ2А-568 (номер)

ЭСУ2А-619, ЭСУ2А-619 (номер) (локомотив находится в нерабочем состоянии)

ЭСУ2А-733, ЭСУ2А-733 (номер)

ЭСУ2А-822, ЭСУ2А-822 (номер)





Со слов работников узкоколейной железной дороги, тепловозы ТУ7 (ТУ7А) сравнительно недавно были проданы в качестве металлолома.

Среди прицепного подвижного состава преобладают вагоны ТСВ.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    CХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 01) (незавершённая страница)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 02) (незавершённая страница)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 03) (незавершённая страница)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 04) (незавершённая страница)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 05) (незавершённая страница)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 06) (незавершённая страница)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 07) (незавершённая страница)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 08) (незавершённая страница)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 09) (незавершённая страница)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 10) (незавершённая страница)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 11) (незавершённая страница)    












14.03.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Новгородской области»

на главную страницу