Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА АЯТСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ








Аятское торфопредприятие находилось в посёлке Аять Невьянского района Свердловской области. Не следует путать его с Исето-Аятским торфопредприятием, находившимся в посёлке Кедровое.

Торфопредприятию принадлежала узкоколейная железная дорога торфовозного назначения, протяжённость которой на пике развития составляла приблизительно 14 километров.

По информации от исследователя железных дорог из г. Екатеринбурга А. Колесова и исследователя железных дорог из Москвы П. Кашина (http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=54), Аятское торфопредприятие было создано в 1933 году. Первоначально торф добывался кусковым способом на Черновском торфомассиве (к северу от посёлка Аять).

Узкоколейная железная дорога, по одной из версий, появилась значительно позднее торфопредприятия — в 1950-х годах, по другой версии — была построена одновременно с торфопредприятием, но первоначально не учитывалась в статистических данных.

Не позднее чем в середине 1950-х годов был освоен второй торфомассив — Замараевский, расположенный вблизи деревни Сагра. Замараевский торфомассив находится южнее магистральной железной дороги Екатеринбург — Нижний Тагил, тогда как Черновский торфомассив находится севернее магистральной железной дороги Екатеринбург — Нижний Тагил.

Ради сокращения расходов новый путепровод в месте пересечения узкоколейной железной дороги с железной дорогой широкой колеи не строился. Узкоколейная железная дорога на Замараевский торфомассив была пропущена под линией широкой колеи с использованием существовавшего моста через небольшой водный объект.

Габариты «тоннеля» на пересечении с железной дорогой широкой колеи были ограничены и позволяли пропустить не всякий подвижной состав. У тепловозов пришлось срезать верх кабины. Возникла необходимость построить по обе стороны от железной дороги широкой колеи узкоколейные станции. С обеих сторон на узкоколейной железной дороге имелись путеукладочные поезда, которые не могли пройти по «тоннелю».

Среди известного тягового подвижного состава — паровозы ВП1 и ВП4, мотовозы МД54-4, СЭП2, ЭСУ1, ЭСУ2А, тепловозы ТУ2М, ТУ4, ТУ7, ТУ6А, ТУ6Д (под вопросом), дрезины ПД1, ПМД, СМД.

По неподтверждённым данным, в первые годы работы линии на Замараевский торфомассив (до появления тепловозов) эта линия была изолирована от линии на Черновский торфомассив. Соединительный участок, проложенный под широкой колеёй, был открыт позднее.

В 1990 году перегрузка торфа на широкую колею была прекращена. Объём работы узкоколейной железной дороги снизился до минимума.

В 1991 году в Аяти побывал исследователь железных дорог из г. Свердловска (Екатеринбурга) Александр Колесов. Им были сделаны фотографии, которые в настоящее время представляются исключительно ценными. Фотографии были скопированы цифровым фотоаппаратом в ходе личной встречи с А. Колесовым в октябре 2007 года.




Неработающий тепловоз ТУ4-2990 на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.





Плужный снегоочиститель и ЭСУ2А на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.





Плужный снегоочиститель и ЭСУ2А. Здание локомотивного депо. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.





Плужный снегоочиститель и ЭСУ2А на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.





Вагон ТСВ и платформы на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.





Пассажирский вагон на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.





Пассажирский вагон и вагон ТСВ на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.


С 1992 года добыча торфа велась только на Черновском торфомассиве, причём торф стали вывозить автотранспортом. Приблизительно в 1993 или 1994 году узкоколейная железная дорога была разобрана.

В августе 1999 года автор кратковременно побывал в посёлке Аять. Описание поездки в Свердловскую область (включавшей посещение Аяти) находится по адресу: http://infojd.ru/dop/poezdka1999nikyaeotr.html

По состоянию на 2005 год (информация от С. Костыгова), в посёлке Аять сохранялись две кабины СЭП2 и две кабины ЭСУ2А.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










19.12.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Свердловской области»

на главную страницу