Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА АЯТСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ








Аятское торфопредприятие находилось в посёлке Аять Невьянского района Свердловской области. Не следует путать его с Исето-Аятским торфопредприятием, находившимся в посёлке Кедровое.

Торфопредприятию принадлежала узкоколейная железная дорога торфовозного назначения, протяжённость которой на пике развития составляла приблизительно 14 километров.

По информации от исследователя железных дорог из г. Екатеринбурга А. Колесова и исследователя железных дорог из Москвы П. Кашина (http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=54), Аятское торфопредприятие было создано в 1933 году. Первоначально торф добывался кусковым способом на Черновском торфомассиве (к северу от посёлка Аять).

Узкоколейная железная дорога, по одной из версий, появилась значительно позднее торфопредприятия — в 1950-х годах, по другой версии — была построена одновременно с торфопредприятием, но первоначально не учитывалась в статистических данных.

Не позднее чем в середине 1950-х годов был освоен второй торфомассив — Замараевский, расположенный вблизи деревни Сагра. Замараевский торфомассив находится южнее магистральной железной дороги Екатеринбург — Нижний Тагил, тогда как Черновский торфомассив находится севернее магистральной железной дороги Екатеринбург — Нижний Тагил.

Ради сокращения расходов новый путепровод в месте пересечения узкоколейной железной дороги с железной дорогой широкой колеи не строился. Узкоколейная железная дорога на Замараевский торфомассив была пропущена под линией широкой колеи с использованием существовавшего моста через небольшой водный объект.

Габариты «тоннеля» на пересечении с железной дорогой широкой колеи были ограничены и позволяли пропустить не всякий подвижной состав. У тепловозов пришлось срезать верх кабины. Возникла необходимость построить по обе стороны от железной дороги широкой колеи узкоколейные станции. С обеих сторон на узкоколейной железной дороге имелись путеукладочные поезда, которые не могли пройти по «тоннелю».

Среди известного тягового подвижного состава — паровозы ВП1 и ВП4, мотовозы МД54-4, СЭП2, ЭСУ1, ЭСУ2А, тепловозы ТУ2М, ТУ4, ТУ7, ТУ6А, ТУ6Д (под вопросом), дрезины ПД1, ПМД, СМД.

По неподтверждённым данным, в первые годы работы линии на Замараевский торфомассив (до появления тепловозов) эта линия была изолирована от линии на Черновский торфомассив. Соединительный участок, проложенный под широкой колеёй, был открыт позднее.

В 1990 году перегрузка торфа на широкую колею была прекращена. Объём работы узкоколейной железной дороги снизился до минимума.

В 1991 году в Аяти побывал исследователь железных дорог из г. Свердловска (Екатеринбурга) Александр Колесов. Им были сделаны фотографии, которые в настоящее время представляются исключительно ценными. Фотографии были скопированы цифровым фотоаппаратом в ходе личной встречи с А. Колесовым в октябре 2007 года.




Неработающий тепловоз ТУ4-2990 на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.





Плужный снегоочиститель и ЭСУ2А на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.





Плужный снегоочиститель и ЭСУ2А. Здание локомотивного депо. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.





Плужный снегоочиститель и ЭСУ2А на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.





Вагон ТСВ и платформы на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.





Пассажирский вагон на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.





Пассажирский вагон и вагон ТСВ на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.


С 1992 года добыча торфа велась только на Черновском торфомассиве, причём торф стали вывозить автотранспортом. Приблизительно в 1993 или 1994 году узкоколейная железная дорога была разобрана.

В августе 1999 года автор кратковременно побывал в посёлке Аять. Описание поездки в Свердловскую область (включавшей посещение Аяти) находится по адресу: http://infojd.ru/dop/poezdka1999nikyaeotr.html

По состоянию на 2005 год (информация от С. Костыгова), в посёлке Аять сохранялись две кабины СЭП2 и две кабины ЭСУ2А.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










19.12.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Свердловской области»

на главную страницу