Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ПАЛЬЦО»









Торфопредприятие «Пальцо» находилось в посёлке Пальцо, расположенном в Брянском районе Брянской области. В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога торфовозного назначения. Она была одной из крупнейших в регионе.



история (использованы материалы В. А. Мельникова и А. М. Коробанова)

Узкоколейная железная дорога обязана своим появлением строительству Брянской государственной районной электростанции (ГРЭС) в посёлке Белые Берега. Брянская ГРЭС сооружалась в 1920-х годах по плану ГОЭЛРО, введена в эксплуатацию в 1929 году. В первые годы Брянская ГРЭС работала на привозном топливе, поступавшем в Белые Берега по железнодорожной линии широкой колеи, однако вскоре основным видом топлива было решено сделать торф ближайших месторождений.

В 1932 году был открыт первый участок торфовозной узкоколейной железной дороги, его протяжённость составляла 6 километров — от Брянской ГРЭС до ближайшего торфомассива. В последующие годы велось строительство новых линий. В 1937 году на 21-м километре от Белых Берегов был основан посёлок 77-й участок, позднее переименованный в Пальцо. Он стал центром одноимённого торфопредприятия.

По воспоминаниям ветерана строительства дороги и торфопредприятия В. Н. Иванова, для перевозки пассажиров по узкоколейной железной дороге первоначально использовался один вагон, который ставили в грузовые составы (что являлось грубым нарушением правил). В 1937 году было открыто регулярное пассажирское движение по маршруту Белые Берега — 77-й участок (Пальцо). Пассажирский поезд состоял из паровоза и двух либо трёх пассажирских вагонов.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны работа узкоколейной железной дороги прекратилась. Перед сдачей Брянска немцам Брянская ГРЭС была взорвана. Достоверных сведений о состоянии узкоколейной железной дороги в годы оккупации (1941-1943) нет. По утверждению В. А. Мельникова и А. М. Коробанова, узкоколейная железная дорога не работала, по утверждению А. Кульчицкого (?), узкоколейная железная дорога активно использовалась немецкой армией для перевозки вооружений, возможно, для вывоза леса.

В 1943 году, сразу после освобождения территории Брянской области, началось восстановление узкоколейной железной дороги. На станции Торфяная (посёлок Белые Берега) в 1948 году было построено капитальное двухэтажное здание вокзала (на втором этаже находилась диспетчерская).

В 1949-1950 годах был построен новый участок Пальцо — Берёзовое, в 1954 году — участок Берёзовое — Жудерская, расположенный на территории Орловской области. Протяжённость главного хода от станции Торфяная (Белые Берега) до станции Жудерская составила 54 километра.

В 1955 году был сдан в эксплуатацию участок Торфяная (Белые Берега) — Тёплое, протяжённостью 28 километров. На окраине посёлка Белые Берега был построен путепровод над магистральной железнодорожной линией Брянск — Орёл.

На пике развития узкоколейной железной дороги (в 1960-х годах) её протяжённость, с учётом временных путей, составляла около 150 километров. На участках Торфяная — Пальцо — Жудерская и Торфяная — Тёплое существовало пассажирское движение. Кроме того, курсировали рабочие поезда от посёлков до полевых баз на торфомассивах. На участке Торфяная — Пальцо — Жудерская путь содержался в идеальном состоянии — по утверждению В. А. Мельникова и А. М. Коробанова, оно было лучше, чем на некоторых ширококолейных линиях МПС СССР. Разрешённая скорость на некоторых перегонах составляла 60 км/час.

Тяговый подвижной состав до 1960-х годов был представлен паровозами (ВП4 производства Воткинского завода, чехословацкие Кч4 (?), финские ПТ4). Позднее стали поступать тепловозы ТУ4, мотовозы (самоходные электростанции) ЭСУ2А и другие локомотивы. Известно о наличии автомотрис АМ1.

В административном отношении узкоколейная железная дорога являлась цехом торфопредприятия «Пальцо». Она обслуживала также торфопредприятия Жудерское и Тёплое. Главные локомотивные депо находились на станциях Пальцо и Торфяная.

В 1970-х годах лучшие времена узкоколейной железной дороги закончились. В связи с выработкой торфомассивов был разобран участок к востоку от посёлка Пальцо (Пальцо — Берёзовое — Жудерская). Протяжённость сократилась примерно на 40 километров.

По информации от бывшего жителя посёлка Пальцо А. Горчакова, в 1970-х годах посёлок Пальцо стал конечным пунктом железнодорожной линии широкой колеи от новой станции на участке Полпинская — Дудорово. Железнодорожная линия использовалась для грузовых перевозок, обслуживала в основном Пальцовский экспериментальный завод.

Никаких следов пересечения ширококолейной железнодорожной линии с узкоколейной железной дорогой (перегон Пальцо — Берёзовое) заметно не было. Скорее всего, железная дорога широкой колеи пришла в посёлок Пальцо уже после закрытия участка узкоколейной железной дороги Пальцо — Берёзовое — Жудерская.

Вплоть до начала 1990-х годов торф добывался только в окрестностях посёлка Тёплое. Участок Торфяная — Пальцо, ставший тупиковым, использовался в основном для пассажирских перевозок. Пассажирское движение было хорошо развито: поезда курсировали строго по расписанию, которое было вывешено на станциях. Имелись билетные кассы.

По воспоминаниям А. Горчакова, в 1980-х годах основным тяговым подвижным составом на узкоколейной железной дороге были самоходные электростанции (мотовозы) ЭСУ2А. Пассажирские поезда на маршруте Пальцо — Торфяная водили только они. Поезда часто были переполены.

Вдоль линии узкоколейной железной дороги находились сенокосы (участки под сенокос выделял Пальцовский поссовет). В сенокосный сезон (июль-август) из-за отсутствия мест внутри поезда многие пассажиры ехали на крышах вагонов. Осенью, в период вывоза сена, назначались «сеновозные» поезда, состоявшие из ЭСУ2А и двух платформ. На них стога сена доставляли в Пальцо.

В 1991 году было закончено строительство автодороги Карачев — Пальцо, посёлок Пальцо получил автобусное сообщение. Сразу же после этого пассажирское движение по маршруту Торфяная — Пальцо было прекращено. Вскоре участок Торфяная — Пальцо был разобран.

Последним действующим участком узкоколейной железной дороги был участок Торфяная — Тёплое. Ориентировочная дата прекращения его эксплуатации — 1996 год.

По состоянию на апрель 1998 года (первая поездка автора в посёлок Белые Берега), узкоколейная железная дорога не действовала и была почти полностью разобрана. На станции Торфяная оставалось значительное количество подвижного состава, ожидавшего порезки на металлолом.

По состоянию на август 2001 года (вторая поездка в посёлок Белые Берега), от узкоколейной железной дороги почти не оставалось заметных следов. Почти все вагоны были разрезаны и вывезены, почти все здания на станции Торфяная были снесены. Оставался фрагмент рельсового пути на бывшем переезде, входной светофор станции Торфяная (со стороны разъезда Орловский), имевший оригинальную металлическую консоль.







Берег реки Снежеть вблизи бывшей восточной горловины станции Торфяная. Впереди — Брянская ГРЭС и плотина
Белобережского водохранилища, по которой пролегала линия узкоколейной железной дороги.
08.2001








Трасса разобранной узкоколейной железной дороги на берегу Белобережского водохранилища.
Вид на юг, в сторону станции Торфяная. Слева вдали — Брянская ГРЭС.
08.2001








Входной светофор станции Торфяная (со стороны разъезда Орловский).
На переезде сохранился небольшой участок пути.
08.2001











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












24.12.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Брянской области»

на главную страницу