Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БРЯНСКОГО ФОСФОРИТНОГО ЗАВОДА







Брянский фосфоритный завод расположен в городе Брянске, к северо-востоку от станции Полпинская на железнодорожной линии Брянск — Сухиничи. Почтовый адрес завода: город Брянск, улица Фосфоритная, д. 2.

В ведении предприятия находилась узкоколейная железная дорога. Основным назначением узкоколейной железной дороги являлась доставка фосфоритов из мест добычи (карьеров Полпинского фосфоритного месторождения) к месту переработки (на территорию завода).

Брянский фосфоритный завод работает с 1955 года. Недалеко от него находился Полпинский фосфоритный завод, построенный в 1930-е годы. Позднее эти предприятия были объединены.

Узкоколейная железная дорога была построена не позднее 1950-х годов. По имеющимся данным, узкоколейная железная дорога была полностью электрифицирована, ширина колеи составляла 1000 мм.

Протяжённость линий узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла не менее 20 километров. Сеть была достаточно разветвлённой. Имелся путепровод над магистральной железнодорожной линией широкой колеи в районе станции Чернец.

Сведениями о подвижном составе автор практически не располагает (скорее всего, использовались электровозы и вагоны-думпкары, возможно, аналогичные работающим на узкоколейной железной дороге комбината «Магнезит» в Сатке, Челябинская область). Известно о том, что в 1957-62 годах в Брянск были переданы электровозы колеи 1000 мм, ранее находившиеся на узкоколейной железной дороге в городе Асбесте Свердловской области, которая была реконструирована на широкую колею.

Ориентировочный период ликвидации узкоколейной железной дороги — 1980-е годы. Перевозки фосфоритов стали осуществляться по железнодорожным линиям широкой колеи, заменившим узкоколейную железную дорогу. В 1990-х годах почти все эти железнодорожные линии были разобраны.

В августе 2001 года автором был совершён небольшой поход по разобранным линиям узкоколейной железной дороги — от станции Чернец в западном направлении, затем от станции Чернец до фосфоритного завода. Как выяснилось, к западу от станции Чернец добыча фосфоритов прекратилась уже давно. На месте узкоколейной железной дороги находилась грунтовая автодорога, заметных следов железнодорожного пути не было.

На участке между станцией Чернец и фосфоритным заводом местами сохранялись признаки наличия в недавнем прошлом электрифицированной «карьерной» железнодорожной линии широкой колеи: шпалы, редкие забытые опоры контактной сети без консолей и проводов.

Брянский фосфоритный завод, как выяснилось, практически не работал. Значительная часть огромной заводской территории представляла собой скопление развалин. Многие сооружения были демонтированы сборщиками металлолома.







Разобранная узкоколейная железная дорога западнее станции Чернец. Вид в западном направлении.
08.2001








Разобранная «карьерная» железнодорожная линия широкой колеи (когда-то на её месте находилась
узкоколейная железная дорога) южнее станции Чернец. Вид в северном направлении.
Вдали, слева от грунтовой дороги, видны сохранившиеся опоры контактной сети.
08.2001








Вид с вышки на территорию Брянского фосфоритного завода.
08.2001








Вид с вышки на территорию Брянского фосфоритного завода.
08.2001











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












23.01.2008 © С. Болашенко


назад

на главную страницу