УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БРЯНСКОГО ФОСФОРИТНОГО ЗАВОДА







Брянский фосфоритный завод расположен в городе Брянске, к северо-востоку от станции Полпинская на железнодорожной линии Брянск — Сухиничи. Почтовый адрес завода: город Брянск, улица Фосфоритная, д. 2.

В ведении предприятия находилась узкоколейная железная дорога. Основным назначением узкоколейной железной дороги являлась доставка фосфоритов из мест добычи (карьеров Полпинского фосфоритного месторождения) к месту переработки (на территорию завода).

Брянский фосфоритный завод работает с 1955 года. Недалеко от него находился Полпинский фосфоритный завод, построенный в 1930-е годы. Позднее эти предприятия были объединены.

Узкоколейная железная дорога была построена не позднее 1950-х годов. По имеющимся данным, узкоколейная железная дорога была полностью электрифицирована, ширина колеи составляла 1000 мм.

Протяжённость линий узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла не менее 20 километров. Сеть была достаточно разветвлённой. Имелся путепровод над магистральной железнодорожной линией широкой колеи в районе станции Чернец.

Сведениями о подвижном составе автор почти не располагает (скорее всего, использовались электровозы и вагоны-думпкары, возможно, аналогичные работающим на узкоколейной железной дороге комбината «Магнезит» в Сатке, Челябинская область). Известно о том, что в 1957-62 годах в Брянск были переданы электровозы колеи 1000 мм, ранее находившиеся на узкоколейной железной дороге в городе Асбесте Свердловской области, которая была реконструирована на широкую колею.

Ориентировочный период ликвидации узкоколейной железной дороги — 1980-е годы. Перевозки фосфоритов стали осуществляться по железнодорожным линиям широкой колеи, заменившим узкоколейную железную дорогу. В 1990-х годах почти все эти железнодорожные линии были разобраны.

В августе 2001 года автором был совершён небольшой поход по разобранным линиям узкоколейной железной дороги — от станции Чернец в западном направлении, затем от станции Чернец до фосфоритного завода. Как выяснилось, к западу от станции Чернец добыча фосфоритов прекратилась уже давно. На месте узкоколейной железной дороги находилась грунтовая автодорога, заметных следов железнодорожного пути не было.

На участке между станцией Чернец и фосфоритным заводом местами сохранялись признаки наличия в недавнем прошлом электрифицированной «карьерной» железнодорожной линии широкой колеи: шпалы, редкие забытые опоры контактной сети без консолей и проводов.

Брянский фосфоритный завод, как выяснилось, почти не работал. Значительная часть огромной заводской территории представляла собой скопление развалин. Многие сооружения были демонтированы сборщиками металлолома.







Разобранная узкоколейная железная дорога западнее станции Чернец. Вид в западном направлении.
08.2001








Разобранная «карьерная» железнодорожная линия широкой колеи (когда-то на её месте находилась
узкоколейная железная дорога) южнее станции Чернец. Вид в северном направлении.
Вдали, слева от грунтовой дороги, видны сохранившиеся опоры контактной сети.
08.2001








Вид с вышки на территорию Брянского фосфоритного завода.
08.2001








Вид с вышки на территорию Брянского фосфоритного завода.
08.2001











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












23.01.2008 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика