Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА САРЕПТСКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА









Сарептский шпалопропиточный завод расположен в Красноармейском районе города Волгограда (фактически — отдельный город Красноармейск, историческое название Сарепта). Завод связан подъездными путями широкой колеи со станцией Шпалопропитка на железнодорожной линии Сарепта — Южная.

Почтовый адрес Сарептского шпалопропиточного завода: 400029, г. Волгоград, ул. Шпалозаводская, д. 1. Телефоны: (8442) 62-46-74, 90-62-14.



Строительство Сарептского шпалопропиточного завода началось в 1932 году. Завод был крупным и значимым предприятием. О его значении лучше всего прочего говорит тот факт факт, что ближайшая к заводу железнодорожная станция (а также район города) называется Шпалопропитка.

На протяжении длительного периода времени узкоколейная железная дорога Сарептского шпалопропиточного завода составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Волгоградского мачтопропиточного завода, который расположен на расстоянии приблизительно 1,5 км от Сарептского шпалопропиточного завода.

Почтовый адрес Волгоградского мачтопропиточного завода: 400029, г. Волгоград, ул. Дж. Лондона, д. 1. Телефоны: (8442) 66-95-02; 66-95-52; 66-95-53.



Два сходных по своему профилю предприятия имели общую лесную биржу, расположенную на берегу Волги, на территории Красноармейского лесопильного завода. От лесной биржи по узкоколейной железной дороге древесина поступала на мачтопропиточный и шпалопропиточный заводы.

Мачтопропиточный завод имел собственное локомотивное депо. По информации, полученной от С. Костыгова, там имелись тепловозы ТУ6А и два тепловоза ТУ8.

Участок узкоколейной железной дороги, соединяющий Сарептский шпалопропиточный завод с Волгоградским мачтопропиточным заводом, скорее всего, перестал действовать в начале 1990-х годов. По состоянию на 1994 год, он был разобран. Возможно, после этого на протяжении некоторого времени действовал изолированный участок узкоколейной железной дороги на мачтопропиточном заводе.

По данным на 2004 год (информация получена от С. Костыгова), Волгоградский мачтопропиточный завод был закрыт. Территория завода выглядит как скопление развалин. Сохранился фрагмент тепловоза ТУ6А.

Узкоколейная железная дорога на территории Сарептского шпалопропиточного завода, по состоянию на август 2006 года, продолжает работать. На территории завода стоят под открытым небом два неисправных тепловоза ТУ7 (возможно, ТУ7-1693, ТУ7-1830), в депо имеется по меньшей мере два исправных тепловоза, один из них — ТУ4.

Я кратковременно побывал на Сарептском шпалопропиточном заводе в августе 2006 года. К сожалению, прибытие произошло в выходной день. Завод не работал, более того — договориться о легальном входе на его территорию не удалось. Я перелез через забор, добрался до депо, успел сделать две фотографии — и сразу же после этого был выявлен, изгнан с территории. Дожидаться рабочего дня тогда я не стал.







Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1988 году.













Тепловоз ТУ7-1693(?) на территории завода.
19.08.2006














Тепловоз ТУ7-1693 (?) на территории завода.
19.08.2006







По состоянию на август 2006 года, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла приблизительно 2 километра — до территории лесозавода. Объём работы Сарептского шпалопропиточного завода был невелик. В отличие от большинства шпалопропиточных заводов России, Сарептский шпалопропиточный завод не работал в выходные дни.

В 2007 году Сарептский шпалопропиточный завод окончательно остановился. Началось его разграбление и уничтожение, тянувшееся много лет.

В конце 2007 года в Сарепте побывал любитель железных дорог из Санкт-Петербурга Александр Максимов.

Долгое время завод надеялись сохранить и запустить снова. Продавали лишь часть оборудования, то, что не является критично необходимым для работы. Тепловоз ТУ4-2584 был отправлен в Рязань. По состоянию на 2012 год, он продолжает работать на узкоколейной железной дороге Рязанского шпалопропиточного завода.

14 сентября 2011 года я снова прибыл на Сарептский шпалопропиточный завод. Основное описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2011sk.html.

Завод остановлен несколько лет назад. Раньше его надеялись вернуть к жизни, но теперь уже ясно, что этим надеждам не суждено сбыться. Завод окончательно умер, его полная ликвидация — только вопрос времени. Пока что завод представляет собой «мёртвое царство», протянувшееся на два километра.

Попадать на эту территорию рискованно, на ней много агрессивных собак. Но я прошёл по полуразобранной узкоколейной железной дороге до «сердца» завода — пропиточного цеха.

У пропиточного цеха на путях ещё стоят ржавые вагонетки. В депо стоит один тепловоз ТУ4. Известно, что ТУ4-2584 теперь находится в Рязани, ещё как минимум два тепловоза были порезаны на металлолом.

Никаких шансов на возрождение завода нет.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ВОРОТА ТЕРРИТОРИИ ЗАВОДА, ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЛИНИИ ОТ ЛЕСОЗАВОДА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, ПУТИ У ПРОПИТОЧНОГО ЦЕХА, ТЕПЛОВОЗ)    










01.11.2006 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Волгоградской области»

на главную страницу