УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КОБРИНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Начальным пунктом узкоколейной железной дороги Кобринского торфопредприятия является посёлок Ель Кобринского района Брестской области Республики Беларусь. Не следует путать с Кобринским торфопредприятием в Ленинградской области.

На многих картах посёлок Ель подписан как Кобринское торфопредприятие. К северу от посёлка находится более крупное село Кустóвичи.

Ориентировочный период открытия узкоколейной железной дороги — 1970-е годы. Узкоколейная железная дорога всегда была небольшой и малоизвестной. На большинстве топографических карт она не обозначена.

В 1990-х годах Кобринское торфопредприятие стало цехом «Кобринский» Гатча-Осовского торфопредприятия. Основная часть Гатча-Осовского торфопредприятия находится в посёлке Ленинский, в 45 километрах по автодорогам от посёлка Ель. Там же, в Ленинском, находится главная станция более крупной узкоколейной железной дороги.

В январе 2008 года на узкоколейной железной дороге Кобринского торфопредприятия побывала группа любителей железных дорог из Санкт-Петербурга. По информации от них, на тот момент здесь имелся один действующий тепловоз ТУ6А, действующий тепловоз ТУ6МБ-1509. Вероятнее всего, это ТУ6А-1509, модернизированный в Борисове. Этот тепловоз был сравнительно недавно передан сюда из Ленинского.

Действующий немодернизированный тепловоз ТУ6А, по информации от любителей железных дорог из Санкт-Петербурга, работает здесь с середины 1970-х годов. Второй старый тепловоз ТУ6А сравнительно недавно (относительно 2008 года) был порезан. Раньше здесь работали мотовозы МД54-4.

Со слов любителей железных дорог из Санкт-Петербурга, в 2008 году просматривалась вероятность скорого прекращения добычи торфа и разборки узкоколейной железной дороги.




Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.
Обозначена автором, по состоянию на 2013 год.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1991 году.
Дополнительно показана автором, по состоянию на 2013 год. Все линии к северу и востоку
от торфобрикетного завода в посёлке Ель разобраны.



Узкоколейная железная дорога на спутниковых снимках (источник — «Wikimapia.org»).
Обозначена автором, по состоянию на 2013 год.



Узкоколейная железная дорога на спутниковых снимках (источник — «Maps.google.com»).
Обозначена автором, по состоянию на 2013 год.



Узкоколейная железная дорога на спутниковых снимках (источник — «Maps.Yandex.ru»).
Показана территория главной станции в посёлке Ель и её окрестности.



Узкоколейная железная дорога на спутниковых снимках (источник — «Maps.Yandex.ru»).
Показана территория главной станции в посёлке Ель и её окрестности.


Я впервые побывал на узкоколейной железной дороге в августе 2013 года. Она была посещена последней из действующих узкоколейных железных дорог Беларуси, но проезжена — не последней. Детальное описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2013byua.html.

Подхожу к торфобрикетному заводу с большим волнением. О состоянии узкоколейной железной дороги нет никаких более-менее свежих сведений. Что ждёт меня здесь?

Резкий прилив радостных эмоций, что в этой жизни бывает нечасто. Загадочная и малоизвестная узкоколейная железная дорога, вопреки всем слухам, продолжает работать!

Движение завтра будет. Но пока надо переночевать. Нахожу место ночлега, которым стал сенной сарай в соседнем селе Кустовичи.

Утром после нескольких часов ожидания проезжаю в кабине тепловоза ТУ6МБ-1509 к месту погрузки торфа у деревни Подземенье. Протяжённость проезженного участка — 4600 метров. Это почти вся узкоколейная железная дорога.

В путь уложены главным образом железобетонные шпалы. Подвижной состав: около двадцати торфовозных вагонов ТСВ6А. Как старых, постройки Демиховского машиностроительного завода, так и новых — построенных в 2012 году ОАО «СЗК» (Станкостроительный завод имени С.М. Кирова в Минске).

Тепловоз один — ТУ6МБ-1509. Другие тепловозы не сохранились ни в каком виде. Локомотивного депо нет.

Все линии к востоку и северу от торфобрикетного завода, показанные на «советской» топографической карте, полностью разобраны.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ТОРФОБРИКЕТНЫЙ ЗАВОД И ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, МАНЁВРЫ, ПОЕЗДКА НА ТОРФОМАССИВ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПОЕЗДКА НА ТОРФОМАССИВ, ЗАГРУЗКА ВАГОНОВ,
     НАЧАЛО ПЕШЕЙ ФОТОДОКУМЕНТАЦИИ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ТОРФОБРИКЕТНЫЙ ЗАВОД)    










08.12.2014 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Брестской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика