Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ГОРОХОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Гороховское торфопредприятие находится в посёлке Комсомольский Котельничского района Кировской области. Официальное название, по состоянию на 2015 год — Гороховский производственный участок ЗАО «Вяткаторф».

В ведении торфопредприятия находится узкоколейная железная дорога. По данным на 2016 год, среди торфовозных узкоколейных железных дорог она является самой длинной в России, а вероятно, и в мире. 35 километров из конца в конец, не считая ответвлений и станционных путей.


Гороховское торфопредприятие возникло в 1960-х годах. Центральный посёлок торфопредприятия был назван Комсомольский. Он расположен в Котельничском районе, приблизительно в двух километрах от станции Иготино на железнодорожной магистрали Нижний Новгород — Котельнич. Непосредственно в посёлке расположен остановочный пункт 781 километр, где останавливаются пригородные электропоезда сообщением Киров — Шахунья.

Протяжённость узкоколейной железной дороги Гороховского торфопредприятия, по состоянию на 2001 год, составляла не менее 40 километров с учётом ветвей. Главная линия пролегает по направлению станция Перегрузочная (посёлок Комсомольский) — торфомассив Ивохино — населённый пункт Катни — торфомассив Порозиха.

До конца 1980-х годов узкоколейная железная дорога была значительно короче. Она заканчивалась на торфомассиве Ивохино (удалённость от станции Перегрузочная — около 15 километров). На всех известных топографических картах, выпущенных к 2011 году, показаны только «старые» участки. Линия на Порозиху всё ещё нигде не обозначена, кроме как на картах, расположенных на «Сайте о железной дороге», и на служебных схемах.

В июле 2002 года имело место происшествие со смертельным исходом. На линии сошёл с рельсов торфовозный вагон. Железнодорожники пытались его поднять. В это время к составу подъехала ЭСУ, и допустила столкновение, в результате чего человек был раздавлен буферами. Виновным был признан машинист ЭСУ.

В конце 2002 года Комсомольский получил известность на всю область, как замерзающий посёлок. В домах исчезло центральное отопление. В квартирах домов «городского» типа жители вынуждены были ставить печи.

После 2002 года Гороховское торфопредприятие вошло в состав ЗАО «Вяткаторф». К нему административно присоединили соседнее Отворское торфопредприятие, которое когда-то было более крупным.

Узкоколейная железная дорога год от года всё ближе подходила к тому, чтобы стать самой длинной в России. Не потому, что она продлялась, хотя небольшие продления на Порозихе всё же имели место. А потому, что другие узкоколейные железные дороги разбирались.

Несмотря ни на что и вопреки всему, узкоколейная железная дорога продолжала активно работать. Хотя чрезвычайно длинная линия — это минус, это фактор риска. Содержать такую длинную линию дорого.

Среди подвижного состава: тепловозы ТУ4-818, ТУ4-1323, ТУ4-2961, ТУ4-2594, ТУ4-2286. ЭСУ2А-927.

Основной потребитель торфа — две ТЭЦ (теплоэлектроцентрали) в Кирове. Торф для них на протяжении десятилетий доставлялся по узкоколейной железной дороге на станцию Перегрузочная (посёлок Комсомольский, окрестности ширококолейной станции Иготино), далее перевозился в вагонах широкой колеи.

По состоянию на 2015 год, узкоколейная железная дорога ещё работает. Перспективы тревожные.

Дикость ситуации в том, что торф из-за высоких железнодорожных тарифов додумались возить в Киров на большегрузном автотранспорте. Пока что торф перегружается на автомобили в Комсомольском — непосредственно на болото доступа им нет. Такая более чем странная схема долго не продержится.


http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=1919 — узкоколейная железная дорога на сайте Narrow.parovoz.com

http://pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=191 — описание поездки С. Костыгова и П. Кашина в 2012 году




Поездки и походы автора

Я впервые побывал здесь в июле 2001 года. Пребывание в Комсомольском и его окрестностях было коротким. Осматриваю посёлок, главную станцию Перегрузочная. Беседую с железнодорожниками, захожу в диспетчерскую.

По состоянию на момент первой поездки, узкоколейная железная дорога работала. Перегрузки торфа на широкую колею временно нет — лето, до отопительного сезона далеко. Но в ближайшее время перегрузка должна была возобновиться. Торф, как всегда, будет поставляться на ТЭЦ в Кирове.

Регулярное ежедневное движение летом 2001 года поддерживалось только до торфомассива Ивохино. Доставка рабочих из Комсомольского на полевую базу торфомассива Порозиха производилась автобусом, а не рабочим поездом, как на многих других узкоколейных железных дорогах. Основная причина: по автодороге туда можно добраться значительно быстрее.

Среди подвижного состава — тепловозы ТУ4 (ТУ4-2961, ТУ4-2594) и другие локомотивы, действующая автодрезина ПД1. Её я встретил движущейся по станции Перегрузочная, у диспетчерской.

Вблизи пассажирской платформы в посёлке Комсомольский стояла автомотриса АМ1. По словам жителей посёлка, она несколько лет уже не ездила, но внешне выглядит нормально.







Локомотивное депо в посёлке Комсомольский.
27.07.2001








Посёлок Комсомольский. Впереди — тупиковый путь, ведущий к пассажирской платформе.
27.07.2001








Вид приблизительно оттуда же в обратном направлении, в сторону путевого треугольника. Справа — действующий светофор.
27.07.2001








Станция Перегрузочная. Вид на станцию из южной горловины (со стороны торфомассивов и посёлка).
27.07.2001








Вид из той же точки в противоположную сторону. Справа — путь, ведущий в посёлок.
Здание представляет собой стрелочный пост.
27.07.2001








Автодрезина ПД1 у здания диспетчерской на станции Перегрузочная.
27.07.2001








Подъездной путь широкой колеи, соединяющий станцию Перегрузочная со станцией Иготино
Горьковской железной дороги («РЖД»). Вид в сторону станции Перегрузочная.
27.07.2001



По узкоколейной железной дороге я не проехал. Направляюсь на ширококолейную станцию Иготино и уезжаю электропоездом в Киров. А оттуда — в восточную часть Кировской области.



Вторая поездка на узкоколейную железную дорогу была совершена в сентябре 2007 года. Предыдущие места изучения — Лунданка, Альмеж, Каринторф. В Комсомольском я выхожу на обратном пути, двигаясь в Москву.

На этот раз — длительное изучение. Я заранее побывал в администрации ЗАО «Вяткаторф» в Кирове. Причём они пригласили меня сами, в лице пресс-секретаря Зинаиды Вачевских. Уже на тот момент я был известен как исследователь истории железных дорог.

В администрации «Вяткаторфа» было получено разрешение неограниченно исследовать железные дороги компании. Без такого разрешения с них будут прогонять!

Как известно, на Гороховском торфопредприятии нет пассажирского движения ни в каком виде. Рабочих перевозят автобусом. Но я получил санкцию на проезд в тепловозе от Комсомольского до Порозихи.

Весь день езжу по линиям в тепловозах, почти до самой дальней точки на торфомассиве Порозиха. Наблюдаю за процессом погрузки. Была сфотографирована линия на всём протяжении, весь подвижной состав. По моей просьбе железнодорожники вскрывали заржавевшие замки на давно не используемых помещениях депо. Были приложены огромные усилия.

На тот момент я писал следующее:

Узкоколейная железная дорога действует и имеет неплохие перспективы. Протяжённость главной линии 35 километров. Это третье место среди торфовозных узкоколейных железных дорог России, после Шатуры и Каринторфа.

В исправном состоянии четыре тепловоза ТУ4, две ЭСУ2А. Автомотриса АМ1 порезана в несколько лет назад. Со слов начальника железнодорожного цеха, «приезжали музейщики из Прибалтики, хотели её забрать, но в итоге так и не забрали». Автодрезина ПД1, которая в 2001 году была исправна и наблюдалась мной, несколько лет назад «погружена на автомобиль и увезена». Куда — никто не смог вспомнить.


К сожалению, все до единой фотографии погибли. Так же, как и почти все фотографии из Каринторфа, более тысячи. Пропали результаты тяжелейшего труда, невосполнимые ценности. В их числе были фотографии редких машин в Каринторфе, которые порезали уже через несколько месяцев.



Третье посещение Комсомольского: 4 октября 2011 года. Короткое посещение на пути из «Вятлага» в Москву.

Выхожу из электропоезда на станции Иготино. Пытаюсь хотя бы немного восполнить утраченное в 2007 году — делаю фотографии в Комсомольском и на главной станции Перегрузочная.

За пределами Комсомольского в 2011 году я не был. Уезжаю с платформы 781 километр электропоездом в сторону Шахуньи.



Четвёртый приезд в Комсомольский: 2 июня 2015 года. Короткое посещение на пути из Таврического в Москву.

Расписание электропоездов составлено так, что неизбежна ночёвка между Кировом и Шахуньей. Можно выбрать любую станцию.

Выбираю Комсомольский (платформа 781 км). С электропоезда иду в посёлок под сильным дождём. Ночёвка на чердаке многоэтажного дома.

Утром разговариваю с одним из железнодорожников о текущей тревожной ситуации. Фотоаппарат «сдох», поэтому фотографии делались на мобильный телефон.

Посещаю контору торфопредприятия, беседую с руководителем. Будущее, мягко говоря, тревожное. Прогноз делать никто не решается.

С платформы 781 км уезжаю электропоездом в Урень.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (КОМСОМОЛЬСКИЙ, СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (КОМСОМОЛЬСКИЙ, СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (КОМСОМОЛЬСКИЙ, СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (КОМСОМОЛЬСКИЙ, СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (КОМСОМОЛЬСКИЙ, СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (КОМСОМОЛЬСКИЙ, СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (КОМСОМОЛЬСКИЙ, СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (КОМСОМОЛЬСКИЙ, СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)    












07.12.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Кировской области»

на главную страницу