Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.












КАЛАТИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Калатинская узкоколейная железная дорога является одной из старых «горнозаводских» узкоколейных железных дорог Урала. Главная линия Калатинской узкоколейной железной дороги пролегала по направлению город Кировград (до 1936 года — Калатá) — посёлок Лёвиха.

Первые участки узкоколейной железной дороги были открыты в 1914 году. Они соединили Калатинский медеплавильный завод (ныне Кировградский медеплавильный комбинат имени Кирова) с Карпушихинским и Белореченским медными рудниками. Местонахождение Белореченского рудника автору в настоящий момент не известно.

Одновременно с линией к рудникам была открыта и линия узкоколейной железной дороги, соединяющая медеплавильный завод со станцией Нейво-Рудянская на Уральской Горнозаводской железной дороге (Пермь — Нижний Тагил — Екатеринбург). Приблизительно тогда же была открыта железнодорожная линия широкой колеи от станции Шурала до Калатинского медеплавильного завода (станция Ежёвая). Тем не менее, линия узкой колеи до Нейво-Рудянской, по неподтверждённым данным, действовала до 1950-х годов.

С 1917 года по 1922 год медеплавильный завод не работал. Скорее всего, не работала и узкоколейная железная дорога.

По информации от А. Колесова, в 1925 году протяжённость линий Калатинской узкоколейной железной дороги составляла 42 километра.

В 1927 году началась добыча медной руды на новом, наиболее удалённом от завода руднике — Лёвихинском. Тогда же был открыт участок узкоколейной железной дороги от станции Карпушиха до станции Лёвиха.

По информации от Л. Москалёва (автора книги «Наши узкоколейные паровозы»), на Калатинском металлургическом заводе, помимо узкоколейной железной дороги колеи 750 мм и железных дорог широкой колеи (1524 мм) действовала также железная дорога колеи 1220 мм. На ней работали три танк-паровоза Д2, произведённых Коломенским заводом. Первый из этих паровозов был построен в 1926 году.

По неподтверждённым данным, станция Лёвиха не всегда являлась конечным пунктом. На протяжении некоторого времени Калатинская узкоколейная железная дорога соединялась с Висимо-Уткинской узкоколейной железной дорогой.

По состоянию на 1941 год, на Лёвихинском руднике действовало 5 медных шахт. Вся добытая руда отправлялась по узкоколейной железной дороге в Кировград. В Лёвихе началось строительство обогатительной фабрики, но вскоре оно было прекращено и уже не возобновлялось.

В 1958 году был открыт Ломовский рудник. Возможно, именно тогда был построен участок узкоколейной железной дороги от станции Тепловая до посёлка Ломовский.

На узкоколейной железной дороге было развито пассажирское сообщение. Вокзал на станции Узловая когда-то являлся основными «воротами» города Кировграда. На этом месте до сих пор находится автостанция (с 2006 года единственный вид общественного транспорта, которым можно проехать в Кировград — автобус). Пассажирские поезда ежедневно курсировали от Узловой до Лёвихи, имелся прицепной вагон на Ломовский рудник.

В 1970-х годах по направлению Кировград — Лёвиха была построена автодорога, пассажирское железнодорожное сообщение было заменено автобусным. Возможно, после этого пассажирские вагоны иногда использовались для доставки путейцев к местам проведения работ на перегонах.





По состоянию на август 1999 года (поездка автора по узкоколейной железной дороге от станции Узловая до станции Лёвиха), узкоколейная железная дорога находилась в ведении железнодорожного цеха Кировградского медеплавильного комбината имени Кирова. Среди тягового подвижного состава преобладали тепловозы ТУ7, среди прицепного подвижного состава — вагоны-думпкары. Почти весь подвижной состав был оборудован автосцепкой и автотормозами.

Главной станцией узкоколейной железной дороги являлась станция Узловая, расположенная в черте города Кировграда. На станции действовало локомотивное депо и диспетчерская, где велись графики исполненного движения.

Основным грузом на узкоколейной железной дороге являлась медная руда из Лёвихи. Но на момент поездки добыча руды была временно прекращена. Производилась доставка извести из Узловой в Лёвиху. Составы с известью отправлялись от станции Узловая по понедельникам, средам и пятницам, обычно в 8-10 часов. Время в пути до Лёвихи составляло около полутора часов.

Восточнее станции Узловая действовали станции Калата и Обогатительная. Станции были расположены приблизительно в 1 километре восточнее Узловой, на охраняемой территории медеплавильного комбината. Грузовое движение на территории комбината было регулярным.

Небольшой участок в пределах территории медеплавильного комбината был электрифицирован. Там работали электровозы «шахтного» типа — КР14.



В сентябре 2000 года на узкоколейной железной дороге побывал известный исследователь железных дорог из г. Екатеринбурга Александр Колесов. По его информации, узкоколейная железная дорога работала. На станции Узловая насчитывалось 4 тепловоза ТУ7 и ТУ7А, 1 тепловоз-дрезина ТУ6СПА (ТУ6СПА-043), 101 вагон-самосвал (думпкар).




Фрагмент дневниковой записи А. Колесова (предоставлен автором).





Калатинская узкоколейная железная дорога. Поезд на станции Карпушиха (ориентировочно).
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.





Калатинская узкоколейная железная дорога. Поезд на станции Карпушиха (ориентировочно).
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.





Калатинская узкоколейная железная дорога. Поезд на станции Карпушиха (ориентировочно).
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.




В 2002 (?) году владельцы медеплавильного комбината приняли решение об отказе от узкоколейной железной дороги — все перевозки, которые она выполняла, было решено осуществлять автотранспортом. По состоянию на 2003 год, участок Узловая — Лёвиха был почти полностью разобран.



По состоянию на 9 октября 2007 года (поездка автора в Лёвиху и Кировград), на бывшей станции Узловая сохранялось здание бывшего вокзала, в котором когда-то размещалась диспетчерская узкоколейной железной дороги (в нём находилась городская автостанция, а также различные организации, не связанные с транспортом), здания бывшего депо.

На станции Узловая имелась кабина тепловоза ТУ7А-3233, разграбленный тепловоз ТУ7А-3103 (находился в «дальнем» строении депо), разграбленный тепловоз ТУ7А-3003, разграбленный мотовоз (самоходная электростанция) ЭСУ2А-368. На бывшей станции сохранялось также несколько цистерн.

Попасть на строго охраняемую территорию Кировградского медеплавильного комбината имени Кирова (по состоянию на 2007 год, официальное название — «производство полиметаллов ОАО «Уралэлектромедь») не удалось. Со слов работников комбината, на нём действует небольшой электрифицированный участок узкоколейной железной дороги. Территория комбината была обойдена по периметру, однако увидеть электрифицированную узкоколейную железную дорогу не удалось. Скорее всего, дорога работает, но имеет незначительные масштабы, и не просматривается из-за пределов заводской территории.

Сохранялся неэлектрифицированный участок узкоколейной железной дороги между территорией комбината и шлакоотвалом. Судя по внешним признакам, движения на нём не было уже много месяцев.

В посёлке Лёвиха ни одного сохранившегося участка узкоколейной железной дороги не осталось. Все имевшиеся в Лёвихе шахты закрыты.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    










01.11.2006 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Свердловской области»

на главную страницу