Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «КОЛПЕНИЦА»







Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Колпеница» находится в Барановичском районе Брестской области. Начальный пункт узкоколейной железной дороги — посёлок Октябрьский, расположенный недалеко от северной окраины города Барановичи. Торфопредприятие получило название по соседнему селу Большая Колпеница.

Согласно материалам неофициального сайта посёлка Октябрьский, строительство посёлка и торфопредприятия началось в 1953 году. В 1955 году торфопредприятие «Колпеница» было официально введено в строй.

Первоначально узкоколейная железная дорога связывала посёлок Октябрьский не только с ближайшими торфомассивами, но и с городом Барановичи. Торф доставлялся на Барановичскую ТЭЦ. Не позднее 1970-х годов линия на Барановичи была разобрана. Торф стал доставляться исключительно на торфобрикетный завод в Октябрьском.

Цитата из публикации «Наша история» (http://october.moy.su/index/history/0-9):

Одним из вариантов строительства предприятия и посёлка предусматривалось их расположение вблизи деревни Домашевичи. Но утверждён был другой вариант, строительство началось между д. Столовичи и д. Малая Колпеница, где Октябрьский и находится.

Годом основания поселка считается 1953-й. Какие-то работы по возведению объектов торфопредприятия и подготовка к разработке месторождений торфа велись, по-видимому и ранее. Но если рассматривать собственно посёлок, то первые его здания появились именно в 1953 году: 2 жилых дома и здание школы рядом с сегодняшней автобусной остановкой, здание администрации торфопредприятия, общежитие. На большинстве этих зданий указан год постройки, 1953-й. Мы полагаем, вполне логично считать именно этот год годом основания поселка: именно тогда появились в нем первые сооружения, положившие начало новому населенному пункту.

Символично и наличие даты «1953» на стенах зданий: в дальнейшем при строительстве новых домов дату уже почти никогда не указывали, то есть первые строители имели цель оставить эту дату в памяти людей. Официально эта дата признана на уровне посёлка: в 2003 году в ознаменование 50-летнего юбилея Октябрьского в центре поселка установлен памятный знак «В честь первых строителей». В других источниках, вне Октябрьского, вообще не упоминается никакой даты его основания, поэтому остановимся на 1953-м.

Официальной датой «рождения» торфопредприятия считается 1955-й год, когда началась добыча и переработка торфа в промышленных масштабах. В дальнейшем открывались новые участки предприятия по всему современному Барановичскому району (в Октябрьском находится участок №1 и администрация), строились перерабатывающие заводы на участках. Предприятие практически стало монополистом в районе в производстве топливных торфобрикетов.

Для доставки сырья от месторождений к перерабатывающим заводам были построены узкоколейные железные дороги с шириной колеи 750 мм. Одно время существовала ветка узкоколейки к Барановичской ТЭЦ, топливом для которой тогда служил торф. Так торфопредприятие обеспечивало топливом не только частных лиц и небольшие ведомственные котельные, но и крупную теплоцентраль, снабжавшую теплом значительную часть города.

Следующим заметным событием стало начало строительства радиорелейной станции (РРС) в 1963 году. В 1964 году станция введена в эксплуатацию. Наша РРС стала составной частью республиканских и общесоюзных радиорелейных линий связи, по которым распространялись сигналы телевидения, радио, междугородней телефонии. Мачта («вышка») РРС стала визитной карточкой поселка и одним из его символов, ориентиром, позволяющим издалека увидеть и узнать Октябрьский.

К началу 1970-х годов посёлок разросся настолько, что было решено наконец дать ему название (ранее, увы, его не было, как, по-видимому, и статуса населенного пункта). Насколько нам известно, среди вариантов были Первомайский и Зелёный, ещё какие-то, но все они были созвучны уже имеющимся в Барановичском районе названиям населённых пунктов. Выбран был вариант Октябрьский, таких или похожих названий в районе ещё не было. Так на картах появился посёлок Октябрьский.



Вплоть до 1990-х годов узкоколейная железная дорога была весьма короткой. Максимальная удалённость от начального пункта (торфобрикетного завода в Октябрьском) составляла не более 4 километров. Разработки торфа велись западнее и восточнее Октябрьского, в непосредственной близости от посёлка.

В 1990-х годах на узкоколейной железной дороге произошли радикальные изменения. Ближние торфомассивы были выработаны, добыча торфа на них прекратилась. Линии к западу от посёлка Октябрьский были разобраны. Линия к востоку от посёлка Октябрьский была продлена почти на 10 километров.

В 1990-х годах был полномасштабно освоен торфомассив между селом Арабовщина и деревней Новые Войковичи. Добыча торфа на нём велась и в 1980-е годы, но в небольшом объёме, без использования узкоколейной железной дороги.

В 2000-х годах был освоен торфомассив вблизи населённых пунктов Меденевичи и Заосье. Протяжённость узкоколейной железной дороги возросла ещё на несколько километров.

Автор впервые побывал на узкоколейной железной дороге 9 декабря 2008 года. Согласно известным мне топографическим картам, протяжённость узкоколейной железной дороги должна составлять около 8 километров.

Оказалось, что в действительности протяжённость узкоколейной железной дороги, с учётом «времянок», составляет не меньше 20 километров. Новые участки построены сравнительно недавно.

Перевозки рабочих в пассажирском вагоне здесь не практикуются. Рабочие доставляются на торфомассив в автобусах. Проезд посторонних лиц в тепловозах запрещён, на поездку в них лучше не рассчитывать. Директора торфопредприятия можно понять: линия узкоколейной железной дороги находится в ужасном состоянии, реконструкция ей необходима «как воздух».

Приложив огромные усилия, я в итоге совершил почти невозможное — проехал-таки на тепловозе по всей линии узкоколейной железной дороги от Октябрьского до крайнего пункта у деревни Меденевичи, 17 километров! Не рекомендую никому повторять подобное.

Полный список имеющихся на узкоколейной железной дороге локомотивов в декабре 2008 года был таким: ТУ6А-1248 (реконструкции не подвергался), ТУ6А-МБ-2531 (до реконструкции на Борисовском 140-м ремонтном заводе — ТУ6А-2531), ЭСУ2А-934. Имелся путеукладочный поезд.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ОКТЯБРЬСКОМ, НАЧАЛО МАГИСТРАЛЬНОЙ ЛИНИИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, ПЕРЕСЕЧЕНИЕ
     С АВТОДОРОГОЙ БАРАНОВИЧИ — ГОРОДИЩЕ, ПЕРВЫЙ РАЗЪЕЗД)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, ВТОРОЙ РАЗЪЕЗД)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, ТРЕТИЙ РАЗЪЕЗД,
     ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С АВТОДОРОГОЙ СТОЛОВИЧИ — ВОЛЬНО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, ПОЛЕВАЯ БАЗА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ЛИНИЯ НА ТОРФОМАССИВЕ, РАЗЪЕЗД)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ЛИНИЯ В ОКРЕСТНОСТЯХ НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА МЕДЕНЕВИЧИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ЛИНИЯ В ОКРЕСТНОСТЯХ НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА МЕДЕНЕВИЧИ)
   











07.03.2012 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Брестской области»

на главную страницу