Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «КОЛПЕНИЦА»







Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Колпеница» находится в Барановичском районе Брестской области. Начальный пункт узкоколейной железной дороги — посёлок Октябрьский, расположенный недалеко от северной окраины города Барановичи. Торфопредприятие получило название по соседнему селу Большая Колпеница.

Согласно материалам неофициального сайта посёлка Октябрьский, строительство посёлка и торфопредприятия началось в 1953 году. В 1955 году торфопредприятие «Колпеница» было официально введено в строй.

Первоначально узкоколейная железная дорога связывала посёлок Октябрьский не только с ближайшими торфомассивами, но и с городом Барановичи. Торф доставлялся на Барановичскую ТЭЦ. Не позднее 1970-х годов линия на Барановичи была разобрана. Торф стал доставляться исключительно на торфобрикетный завод в Октябрьском.

Цитата из публикации «Наша история» (http://october.moy.su/index/history/0-9):

Одним из вариантов строительства предприятия и посёлка предусматривалось их расположение вблизи деревни Домашевичи. Но утверждён был другой вариант, строительство началось между д. Столовичи и д. Малая Колпеница, где Октябрьский и находится.

Годом основания поселка считается 1953-й. Какие-то работы по возведению объектов торфопредприятия и подготовка к разработке месторождений торфа велись, по-видимому и ранее. Но если рассматривать собственно посёлок, то первые его здания появились именно в 1953 году: 2 жилых дома и здание школы рядом с сегодняшней автобусной остановкой, здание администрации торфопредприятия, общежитие. На большинстве этих зданий указан год постройки, 1953-й. Мы полагаем, вполне логично считать именно этот год годом основания поселка: именно тогда появились в нем первые сооружения, положившие начало новому населенному пункту.

Символично и наличие даты «1953» на стенах зданий: в дальнейшем при строительстве новых домов дату уже почти никогда не указывали, то есть первые строители имели цель оставить эту дату в памяти людей. Официально эта дата признана на уровне посёлка: в 2003 году в ознаменование 50-летнего юбилея Октябрьского в центре поселка установлен памятный знак «В честь первых строителей». В других источниках, вне Октябрьского, вообще не упоминается никакой даты его основания, поэтому остановимся на 1953-м.

Официальной датой «рождения» торфопредприятия считается 1955-й год, когда началась добыча и переработка торфа в промышленных масштабах. В дальнейшем открывались новые участки предприятия по всему современному Барановичскому району (в Октябрьском находится участок №1 и администрация), строились перерабатывающие заводы на участках. Предприятие практически стало монополистом в районе в производстве топливных торфобрикетов.

Для доставки сырья от месторождений к перерабатывающим заводам были построены узкоколейные железные дороги с шириной колеи 750 мм. Одно время существовала ветка узкоколейки к Барановичской ТЭЦ, топливом для которой тогда служил торф. Так торфопредприятие обеспечивало топливом не только частных лиц и небольшие ведомственные котельные, но и крупную теплоцентраль, снабжавшую теплом значительную часть города.

Следующим заметным событием стало начало строительства радиорелейной станции (РРС) в 1963 году. В 1964 году станция введена в эксплуатацию. Наша РРС стала составной частью республиканских и общесоюзных радиорелейных линий связи, по которым распространялись сигналы телевидения, радио, междугородней телефонии. Мачта («вышка») РРС стала визитной карточкой поселка и одним из его символов, ориентиром, позволяющим издалека увидеть и узнать Октябрьский.

К началу 1970-х годов посёлок разросся настолько, что было решено наконец дать ему название (ранее, увы, его не было, как, по-видимому, и статуса населенного пункта). Насколько нам известно, среди вариантов были Первомайский и Зелёный, ещё какие-то, но все они были созвучны уже имеющимся в Барановичском районе названиям населённых пунктов. Выбран был вариант Октябрьский, таких или похожих названий в районе ещё не было. Так на картах появился посёлок Октябрьский.



Вплоть до 1990-х годов узкоколейная железная дорога была весьма короткой. Максимальная удалённость от начального пункта (торфобрикетного завода в Октябрьском) составляла не более 4 километров. Разработки торфа велись западнее и восточнее Октябрьского, в непосредственной близости от посёлка.

В 1990-х годах на узкоколейной железной дороге произошли радикальные изменения. Ближние торфомассивы были выработаны, добыча торфа на них прекратилась. Линии к западу от посёлка Октябрьский были разобраны. Линия к востоку от посёлка Октябрьский была продлена почти на 10 километров.

В 1990-х годах был полномасштабно освоен торфомассив между селом Арабовщина и деревней Новые Войковичи. Добыча торфа на нём велась и в 1980-е годы, но в небольшом объёме, без использования узкоколейной железной дороги.

В 2000-х годах был освоен торфомассив вблизи населённых пунктов Меденевичи и Заосье. Протяжённость узкоколейной железной дороги возросла ещё на несколько километров.

Автор впервые побывал на узкоколейной железной дороге 9 декабря 2008 года. Согласно известным мне топографическим картам, протяжённость узкоколейной железной дороги должна составлять около 8 километров.

Оказалось, что в действительности протяжённость узкоколейной железной дороги, с учётом «времянок», составляет не меньше 20 километров. Новые участки построены сравнительно недавно.

Перевозки рабочих в пассажирском вагоне здесь не практикуются. Рабочие доставляются на торфомассив в автобусах. Проезд посторонних лиц в тепловозах запрещён, на поездку в них лучше не рассчитывать. Директора торфопредприятия можно понять: линия узкоколейной железной дороги находится в ужасном состоянии, реконструкция ей необходима «как воздух».

Приложив огромные усилия, я в итоге совершил почти невозможное — проехал-таки на тепловозе по всей линии узкоколейной железной дороги от Октябрьского до крайнего пункта у деревни Меденевичи, 17 километров! Не рекомендую никому повторять подобное.

Полный список имеющихся на узкоколейной железной дороге локомотивов в декабре 2008 года был таким: ТУ6А-1248 (реконструкции не подвергался), ТУ6А-МБ-2531 (до реконструкции на Борисовском 140-м ремонтном заводе — ТУ6А-2531), ЭСУ2А-934. Имелся путеукладочный поезд.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ОКТЯБРЬСКОМ, НАЧАЛО МАГИСТРАЛЬНОЙ ЛИНИИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, ПЕРЕСЕЧЕНИЕ
     С АВТОДОРОГОЙ БАРАНОВИЧИ — ГОРОДИЩЕ, ПЕРВЫЙ РАЗЪЕЗД)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, ВТОРОЙ РАЗЪЕЗД)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, ТРЕТИЙ РАЗЪЕЗД,
     ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С АВТОДОРОГОЙ СТОЛОВИЧИ — ВОЛЬНО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, ПОЛЕВАЯ БАЗА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ЛИНИЯ НА ТОРФОМАССИВЕ, РАЗЪЕЗД)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ЛИНИЯ В ОКРЕСТНОСТЯХ НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА МЕДЕНЕВИЧИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ЛИНИЯ В ОКРЕСТНОСТЯХ НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА МЕДЕНЕВИЧИ)
   











07.03.2012 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Брестской области»

на главную страницу